Новый федеральный стандарт о документах уже действует
Вы знаете, что в России уже заработал новый стандарт для бухгалтерских документов - ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Применять его должны все компании и ИП, кроме бюджетников. Много ли изменилось в работе с первичкой? Документ официально утвержден приказом Минфина от 16 апреля 2021 г. № 62н. Его опубликовали 8 июня 2021 года. Применять новые правила в обязательном порядке нужно с 1 января 2022 года. Но, если вы захотите, можно перейти на них и досрочно – Минфин разрешает. Понятие «документ» в новом стандарте расширили. В него теперь входят не только первичные учетные документы, но и бухгалтерские регистры. А это значит, что все новые правил а применяют и к регистрам. Кроме того, если бумага содержит все обязательные реквизиты документа из закона о бухучете, то новый стандарт разрешает использовать в качестве первичного и ее. Речь идет о тех документах, которые раньше к первичным не относили (договор, судебный акт, авансовый отчет, товарный чек, квитанция об оплате, кассовый чек и т. д.). Вот новая норма об отнесении документов к первичным - подпункт «г» пункта 9 ФСБУ 27/2021. Все первичные документы составляют документооборот фирмы. Их вы можете составлять в бумажном или электронном виде. Также советуем не забывать, что есть такие бумаги, которым налоговики при проверках уделяют наиболее пристальное внимание. А теперь «пройдемся» по главным новшествам нового ФСБУ 27/2021. Вот два новшества. Первое - в документ вы можете добавлять дополнительные реквизиты. Второе - если первичный учетный документ вы оформили на основании другого, то не забывайте в новом документе указать на это. Если вы работаете в РФ, то все документы составляйте на русском языке. А первичные документы на иностранном языке переводите построчно. Но есть исключение. Если вы ведете деятельность за пределами РФ, бумаги нужно составлять на соответствующем иностранном языке. А вот бухгалтерские регистры вам придется переводить построчно. Если объект бухучета выражен в иностранной валюте, делайте запись одновременно и в инвалюте, и в рублях.
Когда начинать применять ФСБУ 27/2021
Что относить к документам
Что разрешено делать с документом
На каком языке составлять документы
Как указывать валюту в документе
Дата составления документа – что это?
Запомните: дата составления документа – это дата его подписания. Но вы знаете, что дата совершения операции может отличаться от даты составления. В этом случае укажите и ее.
По новым правилам вы можете оформлять один документ на несколько операций, а длящиеся операции можно оформлять периодически или даже на конец отчетного периода.
Как исправлять документы
Порядок исправления бухгалтерских документов зависит от того, в какой форме составлен документ.
Если это бумажный документ, то применяйте метод зачеркивания, метод замены документов больше не применяется.
Электронный документ исправляйте по-другому. Вам придется выставить новый, исправленный документ.
Новый электронный документ должен воспроизводиться только вместе с первоначальным.
Регистры можно исправлять сторнировочными или дополнительными записями.
Как хранить документы
Храните документы в том виде, в котором они были составлены.
Оцифровывать бумажный документ для хранения запрещено.
Главное требование для электронных документов – хранить базы на территории РФ.
Как вы убедились, работа с документами требует соблюдения особого порядка. Вот о чем еще нельзя забывать:
Как хранить бухгалтерские документы
Ответственность за нарушение правил оформления первичных документов
Новый ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»