.

Можно ли за счет субсидии погасить кредиты прошлых лет?

Письмо Министерства финансов РФ №02-08-11/48954 от 19.05.2025

Автономные некоммерческие организации (АНО) занимают особое место в российской экономике, так как цель их создания – это решение социальных задач. Минфин в письме № 02-08-11/48954 от 19 мая 2025 года ответил на вопрос, можно ли выделенные средства субсидии, предоставленные АНО в 2025 году из федерального бюджета, направить на погашение кредиторской задолженности по договорам, которые заключены до ее получения.

Что такое АНО?

Для начала разберемся, что такое АНО и приведем реальные примеры таких организаций. 

АНО – это некоммерческие организации, которые не преследуют цель заработать деньги и создаются для общественно полезных дел. Они не принадлежат государству, но вправе получать от него финансирование, например, субсидии. Учредители АНО не отвечают по долгам организации и не обязаны погашать долги из своего кармана. 

К АНО относятся различные научные центры, спортивные клубы и другие общественные организации.

Например, это:

  •  АНО «Россия – страна возможностей». Создана, чтобы каждый гражданин мог проявить себя и раскрыть свой талант, в том числе воплотить в жизнь бизнес-идеи или общественные инициативы. Участвует в реализации государственных социальных программ, что делает ее типичным получателем субсидий.
  •  АНО «Цифровые платформы». Нацелена на развитие цифровых платформ и применение лучших практик в сфере цифровизации на рынке России и за его пределами.
  •  АНО «Университет 2035». Оператор нацпроектов, направленных на подготовку кадров для цифровой экономики.

Мнение Минфина по предоставлению субсидий АНО

В Минфин с вопросом обратилась организация – получатель субсидии от 6 февраля 2025 г.: можно ли за счет полученных средств погасить старые долги по актам 2024 года? Позиция Минфина – отрицательная. Ответ обосновывают нормами бюджетного законодательства и следующими аргументами:

  •  Соглашение о предоставлении субсидии предусматривает, что получатель средств вправе использовать ее только для обязательств, которые возникли с 1 января 2025 года. Наличие задолженности от декабря 2024 года не соответствует условиям предоставления субсидии.
  •  Расходы должны учитываться в том отчетном периоде, к которому они относятся, поэтому услуги 2024 года должны были финансироваться из источников 2024 года, а не за счет новой предоставленной субсидии 2025 года.
  •  Погашение старых долгов не связано с реализацией соглашения о предоставлении субсидии, так как средства выделены на конкретные цели (оплату труда, командировки, закупки и т.д.), а не на ликвидацию старых обязательств.

В письме подчеркивается, что учредители АНО не несут ответственности по ее обязательствам (ст. 123.24 ГК РФ). Это усиливает необходимость строгого контроля за использованием государственных средств, направляемых таким организациям.

На какую нормативную базу ссылается Минфин

В обосновании своей позиции Минфин приводит следующие нормативные акты:

  1. Статья 78.1 Бюджетного кодекса РФ: устанавливает правила предоставления субсидий некоммерческим организациям.
  2. Постановление Правительства РФ №1780 от 25 октября 2023 года: определяет порядок предоставления субсидий.
  3. Статья 123.24 Гражданского кодекса РФ: регулирует статус АНО и ее учредителей.
  4. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ: закрепляет принцип ограниченной ответственности учредителей АНО.

Практические последствия письма для АНО

Из письма Минфина можно сделать вывод о том, что устанавливается запрет на «переброс» бюджетных средств между отчетными периодами: субсидиями текущего года нельзя покрывать обязательства прошлых лет. Это направлено на обеспечение строгой целевой направленности государственного финансирования и предотвращения неэффективного использования бюджетных средств.

АНО должны тщательно планировать полученные финансы и соотносить принимаемые обязательства с периодами их финансирования, например, путем составления прогнозов по исполнению договорных обязательств в рамках полученных денежных средств. 

Нарушив правила, АНО принимает на себя риск финансовых санкций. Если выявят факты нецелевого использования субсидий, то контролирующие органы вправе потребовать возврата полученных денежных средств. 

АНО вправе оказывать платные услуги и направлять полученные средства на уставную деятельность, если это разрешено уставом организации. Но субсидии и доходы, полученные от предпринимательской деятельности, требуют соблюдения принципов раздельного учета.

Если у АНО есть старые долги, то можно рассмотреть альтернативные варианты их погашения (не за счет новых субсидий):

  • доходами от предпринимательской деятельности (если разрешено уставом);
  • целевыми пожертвованиями от спонсоров;
  • переговорами с кредиторами о реструктуризации долга;
  • поэтапным погашением за счет экономии на текущих расходах.

Соблюдение этих принципов позволит АНО эффективно работать в рамках действующего законодательства, сохраняя доступ к государственной поддержке.

Н.Ю. Фатахова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№02-08-11/48954 от 19.05.2025

Можно ли за счет субсидии погасить кредиты прошлых лет?

Вопрос: О направлении средств субсидии, предоставленной АНО в 2025 г. из федерального бюджета, на погашение кредиторской задолженности по договорам, заключенным до ее получения.

Ответ: Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) в соответствии с письмом от 17.04.2025 рассмотрел обращение АНО от 09.04.2025 по вопросу направления средств субсидии из федерального бюджета на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся по ранее заключенным договорам до получения субсидии в 2025 году (далее - обращение), и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфину России не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также осуществлять толкование отдельных законодательных норм, терминов, понятий и представлять правовую оценку конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в обращении вопросу.

В соответствии с положениями абзаца пятого пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, предоставляются из федерального бюджета в случаях, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1780 <1> (далее - Правила № 1780), и принимаемыми в соответствии с ним решениями органов государственной власти (государственных органов) и иных организаций, осуществляющих полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета.

Согласно подпункту «т» пункта 9 Правил № 1780 в решении о порядке предоставления субсидии определяются в том числе направления расходов, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия.

Решением о порядке предоставления субсидии от 28.12.2024 предусмотрено предоставление из федерального бюджета в 2025 году субсидии АНО и определены направления расходов, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия (оплата труда; командировочные расходы; приобретение товаров, работ, услуг; уплата налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации) (далее соответственно - Решение, Субсидия).

В соответствии с Решением между АНО и Минэкономразвития России заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета Субсидии от 04.02.2025 (далее - Соглашение). Пунктом 6.1.3 Соглашения определено, что получатель субсидии вправе за счет средств Субсидии принимать и исполнять обязательства, связанные с реализацией Соглашения, возникшие с 1 января 2025 года.

Вместе с тем прилагаемые к обращению копии актов <2> от 31.12.2024 приема-передачи услуг, оказанных в декабре 2024 года, относятся к расходам 2024 года и должны учитываться в отчетном периоде, к которому они относятся. В этой связи, по мнению Департамента, предоставленная в 2025 году Субсидия не может быть источником финансового обеспечения затрат по погашению кредиторской задолженности АНО за услуги, оказанные в декабре 2024 года, поскольку обязательства по ранее заключенным договорам возникли ранее чем с 1 января 2025 года и не связаны с реализацией Соглашения.

Необходимо отметить, что согласно положениям пункта 3 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, в том числе не несут субсидиарную ответственность по долгам автономной некоммерческой организации.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, Субсидия подлежит расходованию в соответствии с условиями, целью ее предоставления и направлениями расходов, определенными Решением и Соглашением.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2023 № 1780 «Об утверждении Правил предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг».

-------------------------------

<2> Подписанные 14.01.2025, 16.01.2025, 06.02.2025 акты от 31.12.2024 приема-передачи оказанных поставщиками услуг в декабре 2024 года по ранее заключенным договорам.


С.В.РОМАНОВ

Получите полный доступ к бератору сейчас
и на деле оцените его преимущества

Оформите заявку на подключение, мы с вами свяжемся и обговорим, когда вам удобно получить доступ.
По этой заявке за вами сохранится специальная цена при подписке на бератор.

Вверх