.

О повышении госпошлин, ЕНС и других вопросах

Письмо Министерства финансов РФ №03-02-08/9075 от 03.02.2025

3 февраля 2025 года Минфин РФ выпустил письмо № 03-02-08/9075, в котором даны разъяснения по ряду важных налоговых тем. Среди них вопросы по срокам обращения налоговых органов в суд, единому налоговому счету, пределу взыскания налоговой задолженности, налоговой амнистии по имущественным налогам для физических лиц и размеров госпошлин при обращении в суд.

Предельные сроки, при которых налоговый орган вправе обратиться в суд

Минфин объясняет, что налоговые органы не могут подавать в суд за пределами сроков исковой давности – это прямо запрещено ст. 46, 47, 48 НК РФ.

Но есть исключение: если у налоговой была уважительная причина пропуска (например, стихийное бедствие или ошибка системы), суд может восстановить срок (но не обязан) и разрешить спор даже после истечения срока. Это общее правило для всех видов судебных дел, не только налоговых.

Единый налоговый счет

На предложение признать неудачным эксперимент по введению единого налогового счета (ЕНС) и его отмены, Минфин отвечает, что это нецелесообразно.

Почему Минфин занимает подобную позицию:

  • ЕНС упростил систему платежей. Большая часть налогов и сборов переводится на единый счет, что уменьшает путаницу.
  • Снизилось количество невыясненных платежей и ошибок (ранее деньги часто терялись, например, из-за ошибок в КБК).
  • Отменен трехлетний срок на возврат переплат.

Минфин считает, что ЕНС работает хорошо, делает налоговые платежи удобнее, поэтому отказываться от него не планируют.

Аудит ФНС для пересмотра минимального порога взыскания налоговых долгов

Минфин отвечает на предложение провести аудит ФНС и пересмотреть минимальный порог взыскания налоговых долгов (сейчас он меньше 100 000 рублей).

Минфин комментирует, что порог взыскания налоговых долгов регулярно пересматривается и текущий размер до 100 000 рублей экономически оправдан. Если порог взыскания станет равен или выше 100 000 рублей, то это приведет к росту выпадающих доходов и разбалансирует региональные и местные бюджеты.

Простыми словами, долги в незначительных размерах массово копятся, а их списание или отказ от взыскания ударит по доходам городов и регионов. Если не собирать тысячи мелких недоимок, то совокупные потери будут огромными. Таким образом, Минфин против повышения лимита — это риск для бюджетной стабильности.

Налоговая амнистия по имущественным налогам физлиц

В Минфин поступило предложение объявить налоговую амнистию по имущественным налогам для граждан, которые не являются ИП и освободить пенсионеров от уплаты имущественных налогов.

Минфин комментирует, что предложение фактически реализовано с учетом баланса частных и публичных интересов. Права по установлению налоговых льгот предоставлены региональным и местным властям. Если задолженность не может быть взыскана (например, истек срок исковой давности), она признается безнадежной и списывается. Субъекты РФ и муниципалитеты вправе устанавливать дополнительные основания для списания долгов по региональным и местным налогам.

Зачем повысили госпошлины?

Повышение государственной пошлины обусловлено тем, что ее прежние размеры, долгое время остававшиеся неизменными, перестали соответствовать экономической реальности. Они не покрывали расходов на содержание судебной системы и не выполняли свою регулирующую функцию по ограничению необоснованных исков, особенно в сфере взыскания задолженностей. Поэтому законодатели скорректировали размеры пошлины для Верховного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Большинство льгот для граждан и организаций по уплате госпошлины сохранено. Суды сохраняют право уменьшать размер пошлины или освобождать от ее уплаты, если плательщик находится в затруднительном материальном положении. Также действует правило о возмещении судебных расходов, включая госпошлину, проигравшей стороной.

Повышение государственной пошлины представляется обоснованной мерой, направленной на обеспечение нормального функционирования судебной системы, при сохранении механизмов защиты социально уязвимых категорий плательщиков. Отмена соответствующего закона признается нецелесообразной.

Н.Ю. Фатахова, эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету

Текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-02-08/9075 от 03.02.2025

О повышении госпошлин, ЕНС и других вопросах

Вопрос: О вопросах, касающихся сроков обращения налоговых органов в суд, ЕНС, предела взыскиваемой задолженности по налогам, предложений по налоговой амнистии, уплаты госпошлины при обращении в суд.

Департамент налоговой политики рассмотрел коллективное обращение от 17 января 2025 г., представленное в адрес Минфина России письмом от 20 января 2025 г., по вопросам, отнесенным к компетенции Минфина России, и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Министерством, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения и не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В силу пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В этой связи в рамках установленной компетенции считаем необходимым отметить следующее.

1. В отношении исключения возможности для юридических лиц, в том числе налоговых органов, обращаться в суды всех юрисдикций с требованиями за пределами срока исковой давности сообщаем, что указанная возможность уже исключена для налоговых органов.

Так, предельные сроки, при которых налоговый орган вправе обратиться в суд, установлены статьями 46, 47 и 48 Налогового кодекса.

При этом отмечаем, что возможность обратиться в суд за пределами этих сроков при наличии уважительной причины, признаваемой судом таковой, - одна из основополагающих норм судопроизводства, закрепленная в отраслях права (не только налогового) для обеспечения справедливого правосудия.

2. В части предложения признания неудачным эксперимента по введению в 2023 году для налогоплательщиков единого налогового счета и отмены порядка ведения единого налогового счета для налогоплательщиков сообщаем следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица сформировалось 1 января 2023 г. с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса.

Единый налоговый счет введен как постоянный институт налоговых правоотношений, и его отмена представляется нецелесообразной, поскольку он упорядочил осуществляемые платежи в бюджетную систему Российской Федерации, снизил количество невыясненных и ошибочных платежей, а также убрал трехлетнее ограничение на сроки возврата плательщиком излишне уплаченных в бюджетную систему им платежей.

3. По вопросу проведения аудиторской проверки ФНС России на предмет экономической целесообразности деятельности по взысканию недоимок и дополнительных требований в размере до 100 000 рублей, просроченных к взысканию задолженностей и прочего сообщаем, что целесообразность установленного нижнего предела взыскиваемой задолженности ежегодно пересматривается. Существующий на сегодняшний день такой предел является экономически обоснованным, поскольку повышение его до 100 000 рублей приведет к росту выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что разбалансирует в первую очередь региональные и местные бюджеты.

4. В части предложения объявить налоговую амнистию по недоимкам, пеням и штрафам, возникшим по состоянию на 1 января 2025 г., для граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по имущественным налогам, в том числе по транспортному налогу, а также в отношении предложения освободить граждан Российской Федерации, достигших пенсионного возраста, от уплаты всех видов имущественного налога сообщаем, что предложение фактически реализовано с учетом баланса частных и публичных интересов.

В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса законами субъектов Российской Федерации о налогах, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах) любым категориям граждан могут быть предоставлены льготы соответственно по региональным и местным налогам, которые в большей своей части подлежат уплате физическими лицами.

Вместе с тем одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях, установленных пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса, может быть признана безнадежной к взысканию и списана органами, перечисленными в пункте 2 статьи 59 Налогового кодекса.

Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных и местных налогов (пункт 3 статьи 59 Налогового кодекса).

5. В части предложений относительно лишения органов исполнительной власти и организаций, на которые возложены отдельные государственные и распорядительные полномочия, права не платить государственную пошлину при обращении в суд и признать недействующим Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Федеральный закон № 259-ФЗ) в части внесения изменений в главу 25.3 «Государственная пошлина» сообщаем следующее.

Федеральный закон № 259-ФЗ предусматривает увеличение размеров государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами.

Государственная пошлина при подаче заявлений в суд по своей правовой природе призвана соразмерно компенсировать расходы федерального бюджета на финансирование деятельности судов, регулировать нагрузку на суды.

Следует отметить, что государственная пошлина при подаче исковых заявлений в суд, размер которой на протяжении длительного времени не повышался, утратила какой-либо экономический смысл и не позволяла решить ни одну из вышеуказанных задач.

Данные судебной статистики свидетельствуют, что подавляющее большинство споров, рассматриваемых судами, связаны с взысканием задолженности. В этой связи в Налоговый кодекс Федеральным законом № 259-ФЗ были внесены изменения, которые увеличили размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами.

При этом остаются без изменения и сохраняются для граждан и организаций большинство ранее установленных льгот по уплате государственной пошлины.

Одновременно обращаем внимание, что согласно положениям части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Кроме того, в соответствии со статьями 333.20, 333.22 и 333.23 Налогового кодекса Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, суды общей юрисдикции или мировые судьи исходя из имущественного положения плательщика вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса.


Заместитель директора Департамента В.В.САШИЧЕВ

Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.

Вверх