Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ на 6 месяцев
32 200 ₽ 16 800 ₽
Зарегистрируйтесь на сайте и читайте дальше
Вы бесплатно получите доступ ко всем разделам и возможностям бератора
Уже есть аккаунт? Войти
О восстановлении НДС и ведении раздельного учета при безвозмездной передаче объектов ОС, относящихся к объектам недвижимости, органу местного самоуправления
Письмо №03-07-11/70404 от 29.07.2024
Минфин России в письме от 29.07.2024 № 03-07-11/70404 разъяснил, что с НДС при безвозмездной передаче объектов ОС, относящихся к объектам недвижимости, органу местного самоуправления.
Безвозмездная передача ОС органам местного самоуправления: восстанавливаем НДС
Организация обязана восстановить НДС по товарам (работам, услугам) в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, если использует их в операциях, не признаваемых объектом обложения НДС. Это значит, сумму налога нужно доначислить к уплате в бюджет.
Пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса определен перечень операций, не являющихся объектами обложения НДС.
В этот перечень включена передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории «Сириус».
Данная безвозмездная передача не признается объектом налогообложения НДС.
Соответственно, суммы НДС, принятые к вычету организацией по таким основным средствам, нужно восстановить в общем порядке, установленном подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. В отношении основных средств и нематериальных активов – это размер суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Восстанавливать НДС нужно в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, не облагаемых НДС.
Аналогично разъяснял Минфин России в письме от 29.07.2021 № 03-03-06/1/60893.
Особое правило для восстановления НДС по недвижимому имуществу применять нельзя
Восстановление НДС по недвижимому имуществу происходит в особом порядке, предусмотренном статьей 171.1 Налогового кодекса. Этот порядок применяется организациями, которые приобрели недвижимость, приняли НДС по ней к вычету и стали использовать это имущество для операций, не облагаемых налогом (п. 3 ст. 171.1 НК РФ).
НДС по объекту недвижимости восстанавливать не нужно, если:
- недвижимость находится в эксплуатации организации не менее 15 лет;
- недвижимость полностью самортизирована в налоговом учете.
Так вот, Минфин России в комментируемом письме разъясняет, что при осуществлении операций по безвозмездной передаче объектов основных средств, являющихся объектами недвижимости, в собственность органа местного самоуправления порядок восстановления НДС по пп. 3 - 5 ст. 171.1 НК РФ, применять нельзя.
Письмо
№03-07-11/70404 от 29.07.2024
О восстановлении НДС и ведении раздельного учета при безвозмездной передаче объектов ОС, относящихся к объектам недвижимости, органу местного самоуправления
Вопрос: О восстановлении НДС и ведении раздельного учета при безвозмездной передаче объектов ОС, относящихся к объектам недвижимости, органу местного самоуправления.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросам о порядке восстановления сумм налога на добавленную стоимость и ведении раздельного учета сумм налога в случае безвозмездной передачи объектов основных средств, относящихся к объектам недвижимости, органу местного самоуправления сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях главы 21 Кодекса передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) на безвозмездной основе признается их реализацией.
Пунктом 2 статьи 146 Кодекса определен перечень операций, не являющихся объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Так, подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса установлено, что передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории «Сириус» не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, в том числе операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с вышеуказанным подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. При этом восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса.
Таким образом, осуществляемые организацией операции по безвозмездной передаче объектов основных средств (объектов недвижимости) в собственность органа местного самоуправления не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и, соответственно, суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету организацией по таким основным средствам, подлежат восстановлению в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса.
В отношении положений статьи 171.1 Кодекса сообщаем, что установленный пунктами 3 - 5 данной статьи порядок восстановления налога на добавленную стоимость в отношении объектов основных средств, являющихся объектами недвижимости, с учетом установленного механизма его реализации (расчета доли, исходя из которой определяется сумма налога, подлежащая восстановлению) применяется в случае, если налогоплательщик меняет назначение эксплуатируемых объектов недвижимости и данные объекты начинают использоваться им в дальнейшей деятельности для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом.
В связи с этим при осуществлении организацией операций по безвозмездной передаче объектов основных средств, являющихся объектами недвижимости, в собственность органа местного самоуправления порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренный пунктами 3 - 5 статьи 171.1 Кодекса, не применяется.
Что касается ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость, то согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых, так и освобождаемых от налогообложения операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период с учетом особенностей, установленных данным пунктом статьи 170 Кодекса, которым особенности определения вышеуказанной пропорции при осуществлении операций, поименованных в подпункте 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса, не установлены.
Таким образом, в целях ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных организации по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления операций, как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса, при определении пропорции в порядке, установленном вышеуказанным пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса, учитываются осуществленные за налоговый период операции, поименованные в данном подпункте пункта 2 статьи 146 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА