Информационный пакет «Стандарт бухгалтерии»
Доступ на 6 месяцев
бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы бухгалтерских журналов
доступ ко всем онлайн-сервисам
подарки: доступ к сайту buhgod.ru с ноября 2023 года
38 200 ₽ 32 200 ₽
Чтобы продолжить чтение материала бератора, зарегистрируйтесь
Вы бесплатно получите доступ на 3 дня ко всем разделам и возможностям бератора.
Если вы уже регистрировались, просто войдите в свой аккаунт.
Упрощенец оплатил маркетинговые услуги компании из Киргизии
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-13/1/88009 от 14.09.2023
В письме от 14 сентября 2023-го № 03-07-13/1/88009 сотрудники Минфина ответили на вопрос, является ли российский «упрощенец» налоговым агентом по НДС при приобретении маркетинговых услуг у организации из Киргизии.
В чем суть вопроса
В главное финансовое ведомство поступил вопрос от фирмы, находящейся на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы». Она намеревается заключить договор (в качестве заказчика) с иностранной организацией, зарегистрированной на территории Киргизской Республики и не имеющей обособленных подразделений в России. По условиям данного соглашения исполнитель оказывает услуги по поиску и подбору потенциальных партнеров на территории Киргизии.
Будет ли отечественный заказчик в подобной ситуации выступать в роли налогового агента по НДС?
«Упрощенцу» придется взять на себя агентские функции
Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и оказании услуг в торговых отношениях государств - членов ЕАЭС (в том числе России и Киргизии) взимается в порядке, закрепленном Протоколом, являющимся Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
На основании положений Протокола минфиновцы пришли к следующему умозаключению. Итак, маркетинговые услуги у киргизской организации приобретает российская фирма. В таком случае местом их реализации признается территория нашей страны. Стало быть, эти услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
При приобретении у зарубежного лица, не состоящего на налоговом учете в нашем государстве, товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория России, НДС-базу определяет налоговый агент (то есть покупатель). Таково предписание пункта 1 статьи 161 ключевого фискального нормативного акта. А в пункте 2 этой же статьи сказано вот что. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и отправить в бюджет НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика.
Отсюда вывод. При оказании организацией из Киргизской Республики маркетинговых услуг российскому «упрощенцу» последний исчисляет и уплачивает НДС в качестве налогового агента.
А если зарубежный исполнитель – не из государства ЕАЭС?
А каковы НДС-последствия, если российская организация (индивидуальный предприниматель) приобретает услуги по поиску и подбору потенциальных партнеров у исполнителя из страны, не входящей в ЕАЭС? Ответ – в письме Минфина России от 13 августа 2020 года № 03-07-08/71010.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ место реализации услуг определяют по месту ведения деятельности исполнителя. Исключение – услуги, значащиеся в подп. 1 – 4.1, 4.4 пункта 1 этой статьи (к ним применимы особые правила определения места реализации). Однако услуг по поиску и подбору потенциальных партнеров там нет. Выходит, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранным лицом, территория нашей страны не признается, и налогом на добавленную стоимость в России они не облагаются. Значит, отечественные фирмы (ИП), приобретающие у иностранцев услуги по поиску и подбору потенциальных партнеров, не должны исполнять обязанности НДС-агента.
Схожие суждения содержатся в письме Минфина от 12.11.2018 № 03-07-08/81005.
«Упрощенно-расходный» аспект
А можно ли «доходно-расходному упрощенцу» отнести на расходы оплату зарубежному исполнителю услуг по поиску и подбору партнеров? Подобные действия сопряжены с фискальными рисками. По мнению финансистов, траты на услуги по поиску клиентов не являются материальными расходами, которые позволено принять УСН-щику. Отдельно в закрытом перечне разрешенных расходов (п. 1 ст. 346.16 Кодекса) подобные издержки не обозначены. Стало быть, уменьшить на них «упрощенные» доходы нельзя (письмо от 07.08.2014 № 03-11-11/39112).

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-13/1/88009 от 14.09.2023
Упрощенец оплатил маркетинговые услуги компании из Киргизии
Вопрос: Организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения «доходы минус расходы» (далее - заказчик), намеревается заключить с иностранной организацией, зарегистрированной на территории Киргизской Республики (страна - участник ЕАЭС) и не имеющей обособленных подразделений на территории РФ (далее - иностранная организация, исполнитель), договор, согласно условиям которого исполнитель оказывает услуги по поиску и подбору потенциальных партнеров на территории Киргизской Республики.
Является ли российская организация - заказчик налоговым агентом по НДС по данной операции?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании хозяйствующим субъектом Киргизской Республики маркетинговых услуг российской организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года определено, что взимание косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, при выполнении работ, оказании услуг в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе Российской Федерации и Киргизской Республики, осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением № 18 к указанному Договору.
На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Место реализации для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно пункту 29 раздела IV «Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» Протокола.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола местом реализации маркетинговых услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства.
Учитывая изложенное, если покупателем оказываемых хозяйствующим субъектом Киргизской Республики маркетинговых услуг является российская организация, местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации и, соответственно, эти услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.
Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.
Таким образом, при оказании хозяйствующим субъектом Киргизской Республики маркетинговых услуг российской организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается такой российской организацией в качестве налогового агента.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента А.А.Смирнов