Оприходование материалов
Последний раз обновлено:
Если количество и качество поступивших материалов совпадают с данными, указанными в товаросопроводительных документах поставщика, оформляют приходный ордер (форма № М-4), если нет – акт о приемке материалов (форма № М-7).
Приходный ордер (форма № М-4)
Для приходного ордера предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года № 71а.
Приходный ордер оформляют в одном экземпляре в день поступления материалов на склад. На несколько наименований материалов может быть оформлен один приходный ордер, если:
- материалы поступили от одного поставщика по одному документу (например, по одной накладной);
- однородные материалы поступили от одного поставщика по разным документам, но в течение одного дня.
Приходный ордер подписывают работник, принявший материалы (например, кладовщик), и работник, сдавший материалы на склад (подотчетное лицо, экспедитор и т. д.).
Кроме того, Методические рекомендации по учету материально-производственных запасов предусматривают упрощенную процедуру документального оформления поступивших материалов.
В соответствии с ней приходный ордер можно не оформлять. Вместо этого на накладной поставщика ставят специальный штамп с реквизитами приходного ордера.
Вот образец такого штампа:
|
Обратите внимание: выбранный способ оформления приходных документов нужно предусмотреть в учетной политике организации.
Если вы решили оформлять приемку материалов приходным ордером, заполняйте его так.
Графы «Код вида операции» и «Код поставщика» заполняйте, если фирма ведет автоматизированный учет и разработала собственные кодировки.
В графе «Поставщик» в соответствующих случаях указывайте:
- название фирмы – поставщика материалов;
- фамилию и инициалы физического лица, у которого приобретены материалы;
- название структурного подразделения, из которого поступили материалы (например, производственный цех № 1).
В ордере можно указать номенклатурные номера оприходованных материалов. Для этого вы можете воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014). Однако заполнять эту графу не обязательно.
Заполняя в ордере графу «Единица измерения» («Код»/«Наименование»), вы можете воспользоваться Общероссийским классификатором единиц измерения (ОК 015-94).
Как правило, материалы приходуют в тех единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах поставщика (штуках, килограммах, погонных метрах и т. д.).
Однако если материал поступает в крупных, а расходуется в более мелких единицах измерения, то его приходуют в более мелких единицах.
Согласно сопроводительным документам, на склад АО «Актив» поступило 3 тонны цемента. В производство цемент отпускают в килограммах. Поэтому цемент должен быть оприходован в количестве 3000 кг.
Если материалы поступают в одних единицах измерения (например, в кубических метрах), а расходуются в других (например, в килограммах), то учет нужно вести одновременно в двух единицах. Если такой учет вести затруднительно, разрешено составить акт перевода единиц.
Типового бланка для такого акта не предусмотрено, поэтому его составляют в произвольной форме, соблюдая требования к оформлению первичных документов.
Вот образец акта:
УТВЕРЖДАЮ
Акт перевода материалов
Структурное подразделение склад
Подписи лиц, ответственных за составление акта:
|
В графе «Цена» обычно указывают покупную стоимость материалов без НДС. Эту стоимость можно взять из сопроводительных документов поставщика (накладной, счета, счета-фактуры).
Если же материалы поступили к вам не от поставщиков, а другим способом, то оценивать их тоже нужно по-другому. Поэтому, в зависимости от ситуации, в графе «Цена» может быть указана:
- рыночная цена материалов (если материалы получены безвозмездно или остались от выбытия основных средств);
- стоимость, определенная по взаимному соглашению учредителей (если материалы поступили от учредителей в качестве вклада в уставный капитал);
- фактическая себестоимость единицы материалов (если материалы изготовлены на предприятии собственными силами).
Кроме того, материалы могут поступить по договору мены (бартера), то есть в обмен на другое имущество. В этом случае их цена определяется так. Возьмите стоимость имущества, которое вы передали в обмен на материалы (по цене обычной продажи), и разделите ее на количество полученных материалов. Если же стоимость переданных активов определить невозможно, то в качестве цены материалов можно указать цену, по которой вы обычно приобретаете такие или аналогичные материалы.
К материалам, которые содержат драгоценные металлы или камни, должен быть приложен специальный паспорт. Его номер должен быть указан в графе «Номер паспорта».
В графе «Порядковый номер по складской картотеке» указывают номер карточки складского учета, оформленной на поступившие материалы. О том, как оформить такую карточку, смотрите ситуацию «Внутреннее перемещение товарно-материальных ценностей» этого раздела бератора.
Оформленный приходный ордер передают в бухгалтерию вместе с товаросопроводительными документами поставщика. Бухгалтер должен заполнить в ордере графу «Корреспондирующий счет». Ордер хранится в бухгалтерии в течение 5 лет.
На основании приходного ордера бухгалтер должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 (76)
– оприходованы материалы, поступившие от поставщиков;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 71
– оприходованы материалы, приобретенные подотчетными лицами;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (71.76)
– учтен НДС по оприходованным материалам;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 98-2
– оприходованы материалы, полученные безвозмездно.
15 февраля АО «Актив» получило от АО «Стройинвест» 10 000 штук кирпича марки М-150 и 15 000 штук кирпича марки Н-230.
Стоимость одного кирпича составляет:
- марки М-150 – 30 руб. (в том числе НДС – 5 руб.);
- марки Н-230 – 42 руб. (в том числе НДС – 7 руб.).
Кирпич был оплачен платежным поручением от 13 февраля № 114 и получен по накладной от 14 февраля № 15.
Приходный ордер будет заполнен так:
Акт о приемке материалов (форма № М-7)
Акт о приемке материалов составляют, если их количество или качество не совпадает с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика.
Для акта о приемке материалов предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
По общему правилу акт оформляет специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. В состав комиссии должно входить не менее 3 человек.
Комиссия должна оформить акт в день поступления материалов на склад. Если это возможно, в составлении акта должен принимать участие представитель поставщика.
Акт составляют в 2 экземплярах:
- один экземпляр вместе с сопроводительными документами на материалы передают в бухгалтерию;
- второй – в подразделение организации, работники которого должны подготовить претензионное письмо поставщику.
Раздел «По сопроводительным транспортным документам значилось» на 1-й странице акта заполняют на основании транспортных документов поставщика (например, накладной или товарно-транспортной накладной).
Графы «Код вида операции» и «Код поставщика» на 3-й странице акта заполняют, если организация ведет автоматизированный учет и разработала для этого собственные кодировки.
В акте можно указать номенклатурные номера материалов (графа «Материальные ценности»). Для этого вы можете воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014).
Однако заполнять эту графу не обязательно.
Заполняя в акте графу «Единица измерения» («Код» / «Наименование»), вы можете воспользоваться Общероссийским классификатором единиц измерения (ОК 015-94). В этом документе приведены коды всех единиц измерения, используемых в России.
Графу «По документам» заполняют на основании данных, указанных в товаросопроводительных документах поставщика.
К материалам, которые содержат драгоценные металлы или камни, должен быть приложен специальный паспорт. Его номер указывают в графе «Номер паспорта».
На 4-й странице акта приводят заключение комиссии, принявшей товарно-материальные ценности. Здесь указывают количество брака, боя, недостач, а также общую сумму убытков.
При необходимости к акту могут быть приложены квитанции транспортной организации о весе груза; пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача; другие документы, которые свидетельствуют о недостаче.
Названия, номера и даты составления этих документов указывают на 4-й странице акта в разделе «Приложение. Перечень прилагаемых документов».
Если материальные ценности поступили от транспортной организации и при их приемке был составлен коммерческий акт, то в графе «Коммерческий акт» указывают его номер и дату оформления.
Акт подписывают все члены комиссии и материально ответственный работник, принявший поступившие ценности. Руководитель организации должен утвердить акт.
Оформленный акт передают в бухгалтерию вместе с товаросопроводительными документами поставщика. Бухгалтер должен заполнить на 3-й странице акта графу «Корреспондирующий счет».
На основании акта бухгалтер должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– оприходованы материалы, поступившие от поставщика;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– учтен НДС по оприходованным материалам (на основании полученных счетов-фактур);
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 60
– отражена стоимость испорченных или недостающих материалов в пределах норм, предусмотренных в договоре с поставщиком;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 60
– отражена стоимость испорченных или недостающих материалов сверх норм, предусмотренных в договоре с поставщиком.
Акт о приемке материалов должен храниться в архиве организации 5 лет.
По договору поставки от 11 января 2019 года № 16 АО «Актив» купило партию керамической плитки у АО «Стройинвест».
Всего «Актив» купил 20 000 штук плиток, упакованных в деревянные ящики по 20 штук в каждом.
Стоимость одной плитки – 59 руб. (в том числе НДС – 9,83 руб.).
Общая стоимость партии – 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 196 666,67 руб.).
Плитка была доставлена по железной дороге со станции Баскаковка в вагонах № 12 и 13.
Вместе с партией плитки АО «Стройинвест» выслало следующие товаросопроводительные документы:
- накладную от 9 февраля 2019 года № 15 и товарно-транспортную накладную от 9 октября 2019 г. № 47;
- счет-фактуру от 9 февраля 2019 года № 68;
- сертификат качества от 3 февраля 2019 года № 1236.
Поставка плитки была застрахована АО «Страхование» по договору от 11 января 2019 года № 527.
При вскрытии вагонов была обнаружена недостача 100 ящиков плитки. Плитка в 5 ящиках была разбита.
По результатам вскрытия вагонов был составлен коммерческий акт от 10 февраля 2019 года № 2, после чего плитка была доставлена на склад № 3 АО «Актив».
10 февраля 2019 года администрация «Актива» направила телефонограмму АО «Стройинвест» о вызове ее представителя.
Акт о приемке материалов будет заполнен так:
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

