Как провести годовую инвентаризацию без ошибок
Инвентаризация - важнейший этап подготовки к годовому отчету, и провести ее нужно без ошибок, чтобы не исказить его показатели. Иначе могут отчетность признать недостоверной и даже оштрафовать.
Недостоверность бухотчетности может быть обнаружена при проверке налоговыми органами или аудиторами.
Ошибки, которые случаются в ходе инвентаризации, приводят не только к искажению отчетности, но и к административным штрафам.
Провести это мероприятие нужно без ошибок и корректно оформить документацию.
Приказ об инвентаризации
Сначала нужно оформить приказ об инвентаризации. В нем должны присутствовать такие обязательные реквизиты:
-
даты начала и окончания инвентаризации;
-
состав комиссии;
-
перечень проверяемых имущества и обязательств;
-
порядок инвентаризации;
Правильно определяйте состав комиссии. В ней не должно быть материально ответственных лиц. Сроки в приказе должны соответствовать объему работы, а то часто бывает, что он большой, а период инвентаризации включает всего пару дней.
Документы до начала инвентаризации
Перед началом инвентаризации бухгалтер должен представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества и обязательств фирмы. Вся информация, которая содержится в регистрах, должна быть подтверждена первичными документами.
Руководитель инвентаризационной комиссии обязан завизировать приходные и расходные документы, приложенные к отчетам (регистрам), и сделать в них запись «до инвентаризации на___(дата)». На основании этих документов комиссия определяет стоимость имущества и обязательств фирмы, сформированную к началу инвентаризации.
Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа «По данным бухгалтерского учета»).
Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества.
Если в описи не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными.
Расписки материально-ответственных лиц
Инвентаризацию активов проводят с участием материально-ответственных лиц. Это кладовщики, кассиры и т. д.
Материально-ответственные лица представляют приходно-расходные документы и расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на проверяемое имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны.
Отсутствие расписок материально-ответственных лиц не допускается.
Ошибки в процессе ревизии
В процессе ревизии тоже могут быть ошибки, которые могут привести к недействительности результатов. Например:
-
при инвентаризации товарно-материальных ценностей не ведут отдельные описи на ценности, которые поступают и отпускаются во время проверки;
-
не опечатывают помещение с проверяемыми товарно-материальными ценностями при каждом уходе из него комиссии и т. п.
Нельзя забывать про инвентаризацию резервов.
Когда инвентаризацию лучше отложить
Лучше отложить инвентаризацию, если кто-то из членов комиссии не может участвовать в проверке и не явился, а издать приказ на замену и оперативно заменить человека не удалось.
Отсутствие члена инвентаризационной комиссии и отсутствие его подписи на инвентаризационных документах является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Не нужно расписываться за отсутствующего члена комиссии, тем более, что впоследствии выяснилось, что он не мог присутствовать на инвентаризации из-за болезни, командировки и т.п.
Итоговые документы
Проверьте, удалось ли вам собрать полный пакет документов при инвентаризации. Это:
-
приказ о проведении инвентаризации;
-
инвентаризационные описи (акты);
-
при выявлении отклонений - сличительные ведомости;
-
протокол итогового заседания инвентаризационной комиссии;
-
приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации.
При оформлении этих бумаг соблюдайте хронологию и правила оформления, делайте все обязательные записи, подводите итоги, в случае отсутствия информации ставьте прочерки, собирайте все необходимые подписи и т.д.
Ответственность
В примечании к статье 15.11 КоАП РФ говорится, что грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности считают в том числе:
-
искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов в денежном измерении;
-
регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта;
-
составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета.
За ошибки, допущенные в ходе инвентаризации, которые привели к искажению отчетности на 10% и более, администрацию компании могут оштрафовать на сумму от 5000 до 10 000 рублей по статье 15.11 КоАП РФ.