.

ФНС разъяснила отдельные вопросы валютного регулирования и валютного контроля

Письмо Федеральной налоговой службы № ВД-4-17/4229@ от 11.03.2020

ФНС дала разъяснения по вопросам валютного регулирования в отношении резидентов – юридических лиц. В частности, о том, когда при расчетах по валютным операциям им разрешается миновать счета в уполномоченных банках, а также о новых требованиях к репатриации валютной выручки по внешнеторговым договорам.

Основной документ, который регулирует валютные отношения в России, – Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ). Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ (далее – Закон № 265-ФЗ) внес изменения в Закон № 173-ФЗ в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств.

Валютное резидентство

Закон № 173-ФЗ делит всех участников валютных отношений на резидентов и нерезидентов (ст. 1 Закона № 173-ФЗ).

Согласно этому закону, резидентами являются:

  • граждане России;

  • Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования;

  • иностранцы, постоянно проживающие в России, кроме постоянно проживающих в иностранных государствах не менее года;

  • российские фирмы и их обособленные подразделения за рубежом;

  • дипломатические и другие официальные представительства России за границей.

Статус резидента нужно подтвердить документами. Так, основной документ человека, который подтверждает российское гражданство, – паспорт.

Подтверждением того, что фирма создана и зарегистрирована в РФ, является свидетельство о ее госрегистрации.

А нерезидентами считают:

  • людей, которые не являются резидентами по валютному законодательству;

  • иностранные фирмы, которые зарегистрированы и находятся за пределами России, а также их филиалы и представительства, находящиеся в России;

  • иностранные дипломатические и другие официальные представительства в России, а также международные или межправительственные организации.

Чтобы подтвердить свой статус нерезидента, иностранная фирма может представить выписку из торгового реестра страны, где она зарегистрирована.

Расширение перечня разрешенных валютных операций между резидентами

Валютные операции между российскими организациями запрещены. Это значит, что российские фирмы не имеют права:

  • перечислять друг другу иностранную валюту;

  • покупать и продавать друг другу внешние ценные бумаги (то есть ценные бумаги, стоимость которых выражена в валюте, а также рублевые ценные бумаги, выпущенные за пределами России);

  • перечислять иностранную валюту со счета в России на счета за рубежом и обратно.

Между российскими организациями резидентами разрешены только те валютные операции, что приведены в статье 9 Закона № 173-ФЗ и те, что предусмотрены частью 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ в виде исключения из запрещенных операций.

Так, например, российским фирмам разрешается проводить:

  • валютные операции между фирмой и банками (получение валютных кредитов в российских банках, внесение валюты на текущий счет и снятие валюты со счета, покупка векселей у банков, уплата банку комиссионного вознаграждения в валюте);

  • расчеты в валюте при оказании услуг или продаже товаров пассажирам международных рейсов, а также продаже товаров в магазинах беспошлинной торговли;

  • расчеты в валюте между российскими фирмами, если одна из них – импортер или экспортер, а другая – посредник по импортному или экспортному контракту (в этом случае, например, импортер может оплачивать свой импортный контракт через посредника, перечислив ему валюту);

  • платежи в валюте российским транспортным компаниям за перевозку экспортных и импортных грузов;

  • оплату страхования перевозки импортируемых и экспортируемых товаров в валюте;

  • покупку и продажу российских государственных ценных бумаг, стоимость которых выражена в валюте (при условии, что права собственности на такие ценные бумаги регистрируют в депозитарии);

  • покупку и продажу валютных ценных бумаг, если расчеты проходят в рублях;

  • расчеты с работниками, находящимися в служебной командировке за пределами России;

  • выплату зарплаты работникам российских дипломатических представительств, консульств, постоянных представительств при международных организациях, представительств федеральных органов исполнительной власти, расположенных за пределами России и т.п.

Законом № 265-ФЗ откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами. Заметим, что списки разрешенных валютных операций для резидентов – юрлиц и физлиц во многом совпадают.

Так, разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и оплачивать полученные от них товары, работы, услуги, информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, и плательщик должен иметь возможность это подтвердить. Иначе операцию признают незаконной.

Зачисление средств

Расчеты при осуществлении валютных операций резиденты вправе проводить (часть 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ):

  • через банковские счета в уполномоченных банках;

  • переводами электронных денежных средств;

  • через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, минуя счета в уполномоченных банках.

Исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории РФ, минуя счета в уполномоченных банках, установлен статьей 12 Закона № 173-ФЗ.

С 1 января 2020 года российским резидентам разрешается зачислять без ограничения денежные средства, полученные от нерезидентов, напрямую в иностранные банки, при условии, что банк находится на территории государства – члена ЕАЭС или иностранного государства, которое осуществляет автоматический обмен финансовой информацией с РФ. Список этих государств периодически обновляется. Так, в конце прошлого года в него включены Панама, Израиль, Доминикана, Гана, а исключены – Великобритания, Остров Мэн, Гернси, Джерси и Литва (см. информацию ФНС от 30.12.2019).

Репатриация валюты

Наконец, статья 19 Закона № 173-ФЗ устанавливает для российских резидентов - участников международных контрактов обязанность репатриации валюты при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Репатриация предусматривает:

  • при экспорте - обеспечение получения на счета в РФ выручки по таким контрактам, как в инвалюте, так и в рублях РФ;

  • при импорте - обеспечение соответствия уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. При выявлении переплаты сумма превышения также должна быть возвращена в РФ.

С 01.01.2020 часть денег можно зачислять сразу на счет в иностранном банке. Закон № 265-ФЗ отменил репатриацию рублевой выручки по несырьевому экспорту, кроме внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами ТН ВЭД 4401 - 4403 99 000 9.

В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Кроме того, закон № 265-ФЗ предусмотрел поэтапную отмену репатриации рублевой выручки по некоторым сырьевым товарам.

Так, с этого года валютные резиденты РФ могут оставлять за границей 10% цены договора; с 2021 - 30%; с 2022 - 50%; с 2023 - 70%; с 2024 -100%.

Эксперт по налогообложению В.Ю. Кирпичников
Письмо Федеральной налоговой службы № ВД-4-17/4229@ от 11.03.2020текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№ ВД-4-17/4229@ от 11.03.2020

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 06.02.2020, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 6.3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", ФНС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

При этом ФНС России не наделена правом толкования норм законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе в рамках оказания юридической помощи.

Оценка правомерности проведения валютных операций может быть дана только в ходе мероприятий валютного контроля на основании изучения документов и информации, являющихся основанием и подтверждающих проведение валютных операций.

Кроме того, из обращения не ясно, является ли субъект валютных правоотношений резидентом Российской Федерации в понятии Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ).

Вместе с тем ФНС России считает возможным сообщить следующее.

В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации их филиалы, представительства и иные подразделения признаются резидентами для целей Закона № 173-ФЗ.

В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

По общему правилу, установленному частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Расчеты также могут производиться через счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом № 173-ФЗ, в случаях, предусмотренных Законом № 173-ФЗ.

Статьей 12 Закона № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банках.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

Исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, причитающуюся по внешнеторговому договору (контракту), перечислен в частях 2, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 6 и 7 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, а также в части 4 статьи 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств".

В иных случаях резидент обязан исполнить обязанность, установленную пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, путем зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках.

Также советуем для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле воспользоваться онлайн-сервисом на главной странице официального сайта ФНС России (nalog.ru) в разделе "Часто задаваемые вопросы".

Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании, отличном от положений настоящего письма.


Государственный советник Российской Федерации 1 класса Д.В.ВОЛЬВАЧ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх