.

Как правильно применять льготные тарифы

Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-11/8569 от 07.05.2019

Налоговый кодекс предусматривает для отдельных плательщиков страховых взносов пониженные тарифы.

Компании и ИП, которые применяют пониженные тарифы, с выплат, превышающих предельную базу, страховые взносы на ОПС не платят. По взносам на ОМС не установлен предельный размер базы. Поэтому медицинские взносы начисляют на все облагаемые страховыми взносами доходы как страхователи, применяющие общие тарифы, так и страхователи-льготники.

Обратите внимание: фирма с льготными тарифами страховых взносов вправе их применять в отношении выплат работников как головного офиса, так и обособленных подразделений.

Для кого установлены льготные тарифы?

Статьей 427 Налогового кодекса установлен перечень «льготников», для которых установлено право применять пониженные тарифы страховых взносов. Их несколько групп:

  • некоммерческие организации социальной направленности, применяющие УСН;
  • организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий;
  • организации сферы интеллектуальной деятельности;
  • плательщики взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна;
  • организации, получившие статус участника свободной экономической зоны (СЭЗ) или статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), а также резиденты свободного порта Владивосток;
  • участники проекта «Сколково»;
  • предприятия киноиндустрии.

Для каждой группы установлены свои условия, выполнение которых обязательно для применения пониженных тарифов.

Утратили льготу – заплатите взносы с начала года

Для применения льготных тарифов нужно соответствовать всем установленным критериям.

При отклонении от критериев плательщик страховых взносов теряет право на льготу с начала календарного года. Это значит, что страховые взносы нужно пересчитать и доплатить в бюджет по общеустановленным тарифам с начала года.

ФНС России в письме от 07.05.2019 г. № БС-4-11/8569 отметила, что в случаях утраты права на льготные тарифы в середине года, уплата пеней Налоговым кодексом не предусмотрена. Например, фирма в мае 2019 года утратила право на льготу. За период с января по май фирма пересчитала взносы по общим тарифам и доплатила их в бюджет. В данном случае на сумму доплаты начислить и взыскать пени налоговые инспекторы не вправе.

Доля доходов важна

ФНС России комментируемым письмом разъяснила об условии соблюдения доли доходов в целях применения льготного тарифа.

Условие о доле дохода установлен, в частности, для некоммерческих организаций социальной направленности, применяющих УСН. Деятельность НКО в социально ориентированных областях должна являться основной. Доля доходов от оказанных услуг должна составлять не менее 70% от общего объема доходов.

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных; услуг по разработке и модификации указанных программ и баз данных; услуг по установке и сопровождению программ и баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации за этот период.

Если по итогам деятельности за отчетный период не выполнено необходимое условие о размере доли доходов, то плательщик лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода и страховые взносы подлежат восстановлению и уплате по общеустановленным тарифам.

Но налоговики разъяснили, если по итогам следующего отчетного или расчетного периода размер доходов от льготируемого вида деятельности вновь достигнет разрешенной доли не менее 90%, то компания может вновь применять пониженные тарифы взносов – и тоже с начала календарного года. В этом случае образуется переплата, которую можно вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей.

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-11/8569 от 07.05.2019текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№ БС-4-11/8569 от 07.05.2019

Федеральная налоговая служба по вопросам применения плательщиками страховых взносов пониженных тарифов страховых взносов в течение расчетного периода сообщает.

1. Статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены категории плательщиков страховых взносов, которые вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими соответствующих условий, предусмотренных данной статьей.

В случае, если плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах 1, 3, 5 (до 01.01.2019), 7, 8, 10 пункта 1 статьи 427 Кодекса (хозяйственные общества и партнерства, ИТ-компании, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и осуществляющие деятельность в социальной и производственной сферах, некоммерческие организации, благотворительные организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»), по итогам расчетного (отчетного) периода применительно к этому расчетному (отчетному) периоду не выполняют необходимые условия, то они лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие таким условиям, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.

При этом только в отношении организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее - участник проекта), определено, что сумма страховых взносов, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период, в котором произошло невыполнение предусмотренных пунктом 9 статьи 427 Кодекса условий о суммах выручки и прибыли, или плательщик страховых взносов утратил статус участника проекта, подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке со взысканием с плательщика соответствующих сумм пеней.

В случаях утраты права на применение пониженных тарифов страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода иными вышеупомянутыми категориями плательщиков страховых взносов уплата пеней Кодексом не предусмотрена, и, следовательно, правовых оснований для начисления и взыскания сумм пеней не имеется.

В случае необходимости уменьшения (сторнирования) начисленных сумм пени по восстановленным суммам страховых взносов при представлении налогоплательщиками, утратившими право на применение пониженных тарифов страховых взносов, уточненных расчетов по страховым взносам, в АИС «Налог-3» предусмотрена возможность формирования служебной записки, с основанием перерасчета суммы пени, с помощью технологического процесса 103.06.24.00.0010 «Корректировки начислений суммы налога, связанные с технологическими процессами камеральных налоговых проверок». Описание процесса формирования служебной записки представлено в инструкции на рабочее место «ИРМ-05.04.26».

2. Одним из условий применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, плательщиками, применяющими УСН и осуществляющими основной вид экономической деятельности в социальной и производственной сферах, а также некоммерческими организациями в соответствии с пунктами 5 (до 01.01.2019), 6, 7 статьи 427 Кодекса является величина доли доходов от осуществления определенных видов деятельности в общем объеме доходов плательщика страховых взносов.

В связи с этим, если плательщик страховых взносов по итогам деятельности за отчетный (расчетный) период не выполняет необходимое условие о размере доли доходов, то он лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода и страховые взносы подлежат восстановлению и уплате по общеустановленным тарифам.

При этом глава 34 «Страховые взносы» Кодекса не содержит прямых норм о том, что в случае, если по итогам деятельности за следующий отчетный период плательщик подтвердит соответствие упомянутому условию о доле доходов, то при соблюдении прочих установленных условий он вправе применить пониженные тарифы страховых взносов также с начала отчетного периода, то есть произвести перерасчет страховых взносов, восстановленных и уплаченных по итогам предыдущего отчетного периода по общеустановленным тарифам, с начала отчетного периода.

Вместе с тем, исходя из положений статей 421, 423 Кодекса отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, расчетным периодом - календарный год, и база для исчисления страховых взносов определяется нарастающим итогом с начала расчетного периода, а тариф применяется к базе для исчисления страховых взносов, формируемой с начала отчетного (расчетного) периода.

На основании изложенного, а также принимая во внимание, что согласно пункту 7 статьи 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика страховых взносов, в случае, если по итогам деятельности за тот или иной отчетный период плательщик соответствует всем необходимым условиям для применения пониженных тарифов, то он вправе применить установленные Кодексом пониженные тарифы страховых взносов и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, исчисленных по общеустановленному тарифу, с начала этого отчетного периода.

При этом если по итогам деятельности за следующий отчетный период или за весь расчетный период плательщик снова не подтверждает соответствие всем необходимым условиям для применения пониженных тарифов, то он лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов и обязан произвести перерасчет страховых взносов исходя из общеустановленных тарифов с начала этого отчетного (расчетного) периода.

Указанная позиция согласована с Минфином России.

Доведите настоящее письмо до территориальных налоговых органов.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх