.

Критерии выездной налоговой проверки известны

Письмо Министерства финансов РФ №03-02-08/36472 от 23.06.2016

Минфин России ответил на вопрос о мерах, направленных на обеспечение соблюдения прав налогоплательщика при проведении выездных проверок.

План выездных проверок

Налоговые инспекции не могут охватить выездными проверками всех налогоплательщиков. Поэтому они отбирают кандидатов для включения в план выездных проверок на основе информации об их деятельности и с применением Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция).

В Концепции определены критерии налоговых рисков, а именно:

  • налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);

  • в бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов;

  • в налоговой отчетности отражены значительные сумм налоговых вычетов за определенный период;

  • зафиксирован опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

  • среднемесячная зарплата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

  • зафиксировано неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы;

  • индивидуальный предприниматель отражает сумму расхода, максимально приближенную к сумме его дохода за календарный год;

  • финансово-хозяйственная деятельность построена на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

  • налогоплательщик не представил пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности, не представил запрашиваемые документы, есть информации об уничтожении, порче документов и т.п.;

  • налогоплательщик неоднократно снимался с учета и вставал на учет в налоговых инспекциях в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми инспекциями);

  • уровень рентабельности по данным бухгалтерского учета значительно отклоняется от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;

  • налогоплательщик ведет финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском.

Указанные Критерии размещены на официальном сайте ФНС России. Каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском или нет.

Правила выездных проверок

Минфин России напомнил: порядок проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля регламентируют только нормы Налогового кодекса РФ. Поэтому налоговый контроль не регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

При этом налоговые инспекции обязаны действовать исключительно в пределах своей компетенции в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами (подп. 1, 2 п. 1, п. 2 ст. 32, ст. 33 НК РФ).

Минфин России также напомнил налогоплательщикам, что статьей 89 Налогового кодекса РФ установлены ограничения по количеству выездных налоговых проверок:

  • не более одной проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период;

  • не более двух проверок одного налогоплательщика в течение календарного года (кроме случаев принятия решения руководителем ФНС России о проведении выездной проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения).

Права налогоплательщика при выездных проверках

Налогоплательщик имеет право на ознакомление с решением о проведении (продлении) выездной проверки, а также право на ознакомление с промежуточными решениями налоговой инспекции в ходе выездной проверки (подп. 9 п. 1 ст. 21, подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ);

Налогоплательщик может не выполнять неправомерные акты и требования налоговых инспекций, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Так, например, если инспекция пытается провести повторную проверку по налогу или периоду, которые раньше уже подпадали под выездную проверку, то налогоплательщик может:

  • не представлять документы, относящиеся к налогу или периоду, которые уже были проверены;

  • не пускать налоговых инспекторов на свою территорию, если повторная проверка полностью дублирует предмет и период одной из предшествующих выездных проверок.

Проверяемому налогоплательщику дано право присутствовать при проведении выездной проверки, представлять пояснения по исчислению и уплате налогов, требовать от должностных лиц инспекции соблюдения порядка проведения мероприятий налогового контроля (подп. 7, 8, 10 п. 1 ст. 21 НК РФ).

В период приостановления выездной проверки налогоплательщик имеет право (п. п. 9, 12 ст. 89 НК РФ):

  • не исполнять требования налоговых инспекторов о представлении документов;

  • не представлять для ознакомления документы, связанные с исчислением и уплатой налогов;

  • требовать возврата всех истребованных ранее подлинников документов, за исключением изъятых в ходе выемки.

Налогоплательщик имеет право требовать соблюдения сроков проведения выездной проверки.  Так, проверка может быть продлена не более чем до шести месяцев и приостановлена максимум на шесть месяцев (при истребовании документов от иностранных государственных органов - до девяти месяцев) (п. п. 6, 9 ст. 89 НК РФ).

Налогоплательщик может получить справку о проведении выездной проверки. В последний день ее проведения налоговый инспектор должен составить такую справку и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право на получение экземпляра акта, оформленного по результатам выездной проверки. По общему правилу в течение пяти рабочих дней с момента составления акта инспекция обязана вручить его проверяемому лицу (его представителю) под расписку либо передать иным способом, свидетельствующим о дате получения акта (п. 5 ст. 100 НК РФ). Не вручение указанного акта является нарушением налогового законодательства При определенных обстоятельствах это может стать основанием для отмены решения, вынесенного по итогам проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право на ознакомление с материалами выездной проверки, а также на подачу письменных возражений на акт проверки, оформленный по ее результатам. Порядок ознакомления с материалами налоговой проверки закреплен в пункте 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщик может представить в инспекцию письменные возражения на акт выездной проверки в случае несогласия с ним полностью или в части (п. 6 ст. 100 НК РФ).

В ходе выездной налоговой проверки налогоплательщик имеет право подать уточненную декларацию, уплатить налог и пени. Отказ в принятии декларации прямо запрещен пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик может участвовать в рассмотрении материалов выездной проверки.  Инспекция обязана уведомить налогоплательщика о времени и месте их рассмотрения (п. 2, подп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ), а также разъяснить налогоплательщику его права и обязанности (подп. 4 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 2 ст. 101 НК РФ);

Налогоплательщик имеет право ознакомиться с итоговым решением по результатам выездной проверки и получить копию итогового решения по результатам выездной проверки. Инспекция обязана вручить ему копию такого решения,  иначе решение не вступит в силу (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Налогоплательщик может обжаловать итоговое решение по выездной проверке. Ведь Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщикам право на обжалование ненормативных актов налоговых органов (ст. 137 НК РФ). К таким актам относится и решение, которое руководитель налогового органа (его заместитель) принимает по итогам рассмотрения материалов выездной проверки. Право на обжалование данного решения налогоплательщик должен реализовывать с учетом особенностей, установленных статьями 137 - 139.1 Налогового кодекса РФ.

И в заключение…

В итоге Минфин России напомнил налогоплательщику, что не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по регламентированию выездных налоговых проверок. И направил данное обращение в ФНС России, поскольку именно этот орган исполнительной власти уполномочен проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Эксперт по налогообложению Н.Э.Адамушкин
Письмо Министерства финансов РФ №03-02-08/36472 от 23.06.2016текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-02-08/36472 от 23.06.2016

В соответствии с пунктом 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, обращение о проведении выездных налоговых проверок направлено по принадлежности в ФНС России.

Минфин России не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по регламентированию выездных налоговых проверок.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, действуя в пределах своей компетенции в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (подпункты 1 и 2 пункта 1 и пункт 2 статьи 32, статья 33 Кодекса).

Налоговый контроль не является предметом регулирования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Кодексом в полной мере регламентируется порядок проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля.

Статьей 89 Кодекса установлены ограничения при проведении выездных налоговых проверок.

Согласно пункту 5 указанной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года без решения руководителя ФНС России о необходимости проведения такой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств (абзац третий пункта 5 статьи 89 Кодекса).

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Данной Концепцией определены критерии налоговых рисков, по которым в результате анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, проводимого налоговыми органами, осуществляется отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок. Критерии налоговых рисков общедоступны и размещены на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском или нет.

Поддерживая выражаемую Вами обеспокоенность о необходимости обеспечения соблюдения прав проверяемого лица при проведении налогового контроля и исключения ограничений или создания препятствий не запрещенной законом экономической деятельности этого лица, полагаем, что обращение будет рассмотрено в ФНС России по существу и при необходимости будут приняты меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.


Заместитель директора Департамента Р.А.СААКЯН

Вверх