.

О получении "коронавирусной" субсидии

Решение Арбитражного суда города Москвы №А40-134982/20-140-2110 от 04.09.2020

Налоговая инспекция отказала фирме в субсидии на поддержку бизнеса, обусловленную COVID-19. На то было несколько причин, одна из которых – в ЕГРЮЛ у компании на 1 марта 2020 года в качестве основного заявлен вид деятельности, не включенный в перечень наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. Но фирма настаивала, что по факту основным бизнесом для нее всегда был другой, ставший жертвой пандемии. Суд данный аргумент принял. Остальные доводы ИФНС также были отвергнуты. Отказ в выделении средств признан необоснованным (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2020 № А40-134982/20-140-2110).

Кому положена господдержка?

Постановлением Правительства от 24.04.2020 № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из бюджета субсидий субъектам МСП, занятым в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях. Важно, что получателя таких средств определяют по основному виду деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.

Цель госпомощи – частично компенсировать потери, связанные с ухудшением ситуации из-за пандемии, поспособствовать в сохранении занятости.

В пункте 3 Правил содержатся условия для получения субсидии:

  • направление соискателем в свою инспекцию заявления по спецформе. Сделать это можно было до 2 июля минувшего года включительно (Информация ФНС от 30.06.2020);
  • включение получателя в Единый реестр СМСП по состоянию на 01.03.2020;
  • соискатель занят в одной из отраслей, более всего пострадавших от пандемии;
  • у него на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты) превышающая 3 000 руб. При расчете суммы недоимки берут сведения об ее погашении, которыми ИФНС обладает в момент подачи заявления на господдержку;
  • организация не ликвидируется, в отношении нее не введена процедура банкротства;
  • количество работников у соискателя в месяце, за который выплачивают субсидию, – не менее 90% от их числа в марте 2020-го. Также допускается снижение не более чем на 1 человека по отношению к мартовскому количеству сотрудников (процентный показатель тогда уже не важен). ФНС уточнила: критерий по снижению численности предполагает и организационно-штатные мероприятия по приему и увольнению (см. письмо от 08.07.2020 № БС-18-11/1126@).

Количество работников получателя указанных бюджетных средств определяют исключительно на основе данных из формы СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п (подробности – в письмах ФНС от 20.10.2020 № БС-4-11/17193@, от 01.10.2020 № БС-4-11/16017@).

Субсидии, полученные по Постановлению № 576, в налоговых доходах не учитывают. Основание – подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Правда, расходы, осуществленные за счет таких поступлений, в «прибыльных» целях тоже пропадут (п. 48.26 ст. 270 Кодекса).

Почему фирму не просубсидировали

ООО обратилось в ИФНС с заявлением на меры государственной поддержки (субсидию) как предприятие, пострадавшее от коронавирусной инфекции. Однако чиновники отказали в просьбе по ряду причин:

  • деятельность компании не включена в перечень отраслей, наиболее пострадавших от COVID-19;
  • в отношении общества ведется процедура банкротства;
  • фирма сократила штат более чем на 10 процентов (количество работников в мае 2020 года составляет менее 90% от их мартовского числа).

Но организация не смирилась и пошла в суд, попросив служителей Фемиды признать действия фискалов незаконными. И не напрасно – арбитры доводы налоговиков отвергли. И вот почему.

Доводы налоговиков суд не убедили

Перечень наиболее пострадавших от COVID-19 отраслей установлен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (с учетом изменений и дополнений). Деятельность общества в сфере общепита (ОКВЭД 56.29) входит в данный Перечень, и именно она является для ООО основной, – решили судьи. Ведь компания ежегодно сообщала в соцстрах о том, что этот вид деятельность для нее «ключевой». Ревизоры настаивали, что на самом деле основной бизнес – это «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на другой основе» («непострадавший» ОКВЭД 68.32.1). Именно он значился в качестве такового в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020. Но этот довод суд не принял. Дело в том, что подобный вид деятельности требует специальной лицензии, которую фирма за ненадобностью так и не получила.

Общепитовский ОКВЭД по состоянию на март 2020 года значился в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида деятельности, а как основной стал там фигурировать лишь в апреле. Но арбитров этот факт не смутил. Что чрезвычайно важно. Фактические обстоятельства оказались для суда важнее формальных. Тем не менее, норма из Правил о том, что получатель субсидии определяется по основному виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, сформулирована однозначно, без каких-либо оговорок. Подход ИФНС хотя и был формальным, но соответствовал букве закона. Судьи же, как мы видим, «засчитали» организации фактический основной вид деятельности, создав тем самым весьма любопытный прецедент.

Что касается процедуры банкротства. В сентябре 2018 года в Арбитражный суд г. Москвы, действительно, поступило заявление о признании должника (общества) несостоятельным. Возбуждено производство по делу. Во время заседания стороны (должник и кредитор) попросили утвердить заключенное между ними мировое соглашение. Это было сделано, и производство по делу прекратили. Значит, аргумент о том, что предприятие находится в процессе банкротства, нельзя признать обоснованным.

Не согласились представители правосудия и с тем, что ООО сократило штат более чем на 10%. Арбитры приняли пояснения фирмы, что в период самоизоляции и нерабочих дней она не уволила ни одного человека по своей инициативе. Согласно формы СЗВ-М количество работников в марте – 228, а в апреле – 211, что составляет 92,54% от мартовского числа.

Налоговики необоснованно отказали организации в субсидии, – резюмировал суд. Плюс к тому, он обязал ИФНС возместить обществу 3 тысячи, потраченных на госпошлину.

ВС противоречий не обнаружил

Положение Правил о равнении на основной вид деятельности, зафиксированный в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020, вызывает вопросы у многих. И одна компания обратилась в ВС РФ с заявлением о признании этой нормы недействующей. Как и в рассмотренной нами ситуации, она послужила поводом для отказа фирме в субсидировании по формальному основанию. Однако высшие арбитры оставили все как есть. Довод о противоречии оспариваемого положения Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» отклонен. Ведь вопросы предоставления субсидий субъектам МСП, занятым в пострадавших от ковида отраслях, данный НПА не регулирует. Отвергнуты и ссылки истца на отдельные формулировки Правил. Дело в том, что суд проверяет лишь соответствие оспариваемой нормы тем нормативным правовым актам, которые имеют большую юридическую силу (см. Решение от 02.12.2020 № АКПИ20-666).

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.
Решение Арбитражного суда города Москвы №А40-134982/20-140-2110 от 04.09.2020текст документа

Решение Арбитражного суда города Москвы
№А40-134982/20-140-2110 от 04.09.2020

О получении "коронавирусной" субсидии

Резолютивная часть решения объявлена: 02.09.2020 года

Полный текст решения изготовлен: 04.09.2020 года

Арбитражный суд в составе судьи Паршуковой О.Ю.

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Моисеенко Т.В.

с участием сторон по Протоколу судебного заседания от 04.12.2019 г.

от заявителя - Стрижков Н.А., дов. б/н от 27.06.2020 г., паспорт.

от ответчика - УФНС - Гривский К.К., дов. №134 от 06.11.2019 г., Удостоверение, ИФНС №14 - Тогоев Д.М., дов. №06-07/049791 от 10.09.2019 г., Удостоверение.

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТАМОЖЕННО ТРАНСПОРТНЫЙ ТЕРМИНАЛ" (125167, город Москва, улица 8 марта 4-я, дом 6а, помещение х комн 4, ОГРН: 1021100806870, Дата присвоения ОГРН: 26.09.2002, ИНН: 1103015152)

к Инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по г. Москве (125284, Москва город, проезд Боткинский 2-й, дом 8, строение 1, ОГРН: 1047714089048, Датаприсвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7714014428, КПП: 771401001), Управлении федеральной налоговой России по г. Москве (125064, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 12А), ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23)

о признании действия налогового органа, выразившиеся в направлении сообщения от 01.06.2020 года №599397 об отказе в предоставлении мер поддержки - незаконным.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "ТАМОЖЕННО ТРАНСПОРТНЫЙ ТЕРМИНАЛ" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по г. Москве о признании действия налогового органа, выразившиеся в направлении сообщения от 01.06.2020 года №599397 об отказе в предоставлении мер поддержки - незаконным.

Заявитель в судебном заседании требования поддерживал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.

Ответчик в судебное заседание явился, предоставил отзыв на исковое заявление и письменных пояснениях.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «Таможенно Транспортный Терминал», обратилось с заявлением на меры государственной поддержки как предприятие, наиболее пострадавшее от действия коронавирусной инфекции.

Сообщениями от 01.06.2020 года № 599397 налоговым органом в оказании мер поддержки отказано, в качестве обоснования указано: - деятельность предприятия не включена в перечень отраслей, наиболее пострадавший от действия коронавирусной инфекции, утвержденный правительством РФ, - в отношении предприятия ведется процедура банкротства; - сокращение штата предприятия превысило 10 % (количество работников в мае составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.

Суд считает доводы налогового органа неправомерными по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 (ред. от 20.06.2020) «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее — Постановление № 576) утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила).

Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

Пунктом 3 Правил определены основные условия для получения субсидии, в том числе:

  • включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднею предпринимательства в Российской Федерации»,
  • отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции;
  • у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
  • количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 (далее Постановление № 434) (с учетом изменений и дополнений).

Судом установлено, что Общество осуществляет деятельность которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции , а именно: деятельность предприятий общественного питания по прочим видаморганизации питания (ОКВЭД-56.29).

Данный ОКВЭД был включен в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида деятельности по состоянию на март 2020 года, в апреле 2020 указан в качестве основного.

Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (ОКВЭД-56.29) является для предприятия основной, о чем общество ежегодно сообщает в ФСС РФ предоставляя соответствующее заявление, что так же подтверждает довод Общества о том, что данный вид деятельности основной у Заявителя.

Судом не принимается довод налогового органа о том, что основным видом деятельности предприятия является «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на другой основе» (ОКВЭД-68.32.1), поскольку данный вид деятельности требует специальной лицензии, которая Обществом никогда не получалась.

В отношении довода налогового органа о том, что в отношении предприятия вводилась процедура банкротства, судом установлено следующее.

18 сентября 2018 года (согласно штампу канцелярии суда) в Арбитражный суд города Москвы поступило заявление уполномоченного органа Федеральной налоговой службы в лице ИФНС №14 по г. Москве (адрес: 125284, г. Москва, 2-ой Боткинский пр., д.8, стр. 1) к ООО «Таможенно Транспортный Терминал» (ИНН 1103015152, ОГРН 1021100806870, адрес регистрации: 125167, г.Москва, ул. 8 Марта 4-я, 6А, помещение Х, комн.4) о признании должника несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.20180 года указанное заявление принято, возбуждено производство по делу № А40-221102/18-71-276 Б.

В судебном заседание стороны просили утвердить заключенное между должником ( ООО «ТТТ») и кредитором (ФНС России ИФНС России № 14 по г. Москве) мировое соглашение, производство по делу о признании должника ООО «Таможенно Транспортный Терминал» несостоятельным (банкротом) просили прекратить.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2018 г. по делу № А40-221102/18-71-276- Б утверждено мировое соглашение, прекращено производство по вышеуказанному делу.

При таким обстоятельствах суд считает доводы налогового органа необоснованными, поскольку, как указано выше, дело о возбуждении процедуры банкротства прекращено.

В отношении довода налогового органа о том, что сокращение штата превысило 10 % от численности работников, судом установлено следующее.

Судом принимаются пояснения заявителя о том, что в период самоизоляции и не рабочих дней общество не уволило ни одного сотрудника по инициативе работодателя.

Согласно отчета по форме СЗВ-М (сведения о застрахованных лицах) количество работников в марте составляет 228 человек, в апреле 211 человек, что составляет 92,54% от количества работников в марте.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд считает действие налогового органа, выразившиеся в отказе в предоставлении мер государственной поддержки, необоснованными.

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Ввиду удовлетворения требований заявителя в полном объеме судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на Инспекцию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать действия ИФНС России № 14 по г. Москве в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТАМОЖЕННО ТРАНСПОРТНЫЙ ТЕРМИНАЛ" выразившиеся в направлении сообщения от 01.06.2020 года №599397 об отказе в предоставлении мер поддержки незаконными, не соответствующими действующему законодательству РФ.

Взыскать с ИФНС России № 14 по г. Москве в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТАМОЖЕННО ТРАНСПОРТНЫЙ ТЕРМИНАЛ" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.


Судья О.Ю. Паршукова
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх