.

«Масочная» дисциплина

Посетители магазинов, салонов красоты, кинотеатров и любых других общественных мест обязаны носить маски и перчатки. В середине лета был возобновлен контроль за соблюдением масочного режима. Что делать сотруднику компании, если клиент отказывается надевать средства индивидуальной защиты или носит их с нарушениями?

К середине июля соблюдение клиентами магазинов и предприятий сферы услуг правил ношения средств индивидуальной защиты заметно сократилось: если в первые числа после снятия режима самоизоляции кассиры торговых предприятий отказывались обслуживать клиентов без маски и перчаток, то к концу июля ситуация изменилась, на какое-то время начало складываться впечатление, что клиентам необязательно пользоваться средствами индивидуальной защиты. «Несколько недель назад вышло постановление Правительства РФ, которое ужесточает ответственность за отсутствие маски у клиента в любом виде ритейла, в любом направлении, связанном с услугами, будь то магазин или салон красоты. 

На заметку

ГРАНИЦА МЕЖДУ СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЯ И НАРУШЕНИЕМ СЕЙЧАС ОПРЕДЕЛЕНА ЧЕТКО: ЕСЛИ РАНЬШЕ БЫЛО УКАЗАНО, ЧТО У КЛИЕНТА ПРОСТО ДОЛЖНА БЫТЬ МАСКА, ТО СЕЙЧАС В ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОЧЕНЬ ТОЧНО ПРОПИСАНО, ЧТО МАСКА ДОЛЖНА ЗАКРЫВАТЬ НОС И РОТ

С одной стороны, посетители уже в той или иной степени привыкли к маскам, с другой стороны, эти усиливающие меры были вызваны тем, что очень многие клиенты пренебрегают средствами индивидуальной защиты и, приходя в салон, снимали маски или приспускали их. Таким образом, маски стали каким-то формальным предметом вместо того, чтобы нести защитную функцию. 

А с учетом того, что начался небольшой рост числа заболевших, власти решили усилить ответственность за неиспользование СИЗ», – объяснила в комментарии «Расчету» Нина Литвинова, общественный beauty-омбудсмен, вице-президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты, сооснователь федеральной сети салонов «Пальчики».

Все изменилось буквально за одну неделю: магазины начали массово сообщать о невозможности обслуживать клиентов без масок, ссылаясь на увеличение числа рейдов ревизоров. Об усилении контроля соблюдения масочного режима сообщили власти Москвы и других регионов, например Калининградской области. В заявлении регионального оперштаба отмечалось, что «профильным ведомствам было дано поручение совместно с правоохранителями усилить контроль за соблюдением масочного режима, потому что мы сейчас фиксируем некое попустительское отношение у многих жителей области к этой мере» (цитата по РБК).

Проверки бизнеса

Дисциплина по ношению СИЗ действительно ослабилась. По данным ТАСС, в Москве в первые дни после отмены ограничительных мероприятий маски и перчатки использовали 94% покупателей в магазинах, к середине июля этот показатель сократился до 68%. Увеличение числа проверок быстро принесло заметный результат: уже к середине августа количество клиентов магазинов и общественного питания выросло до 75%, такие данные 12 августа приводил ТАСС со ссылкой на пресс-службу столичного департамента торговли и услуг.

Власти не только проверяют бизнес, но и наказывают его. В пресс-службе столичного департамента торговли и услуг отметили, что «с 12 мая по 11 августа проведена проверка более 45 000 предприятий общественного питания, торговли и услуг. За период действия ограничительных мер составлено более 8000 административных материалов на сумму 450 млн рублей в отношении предприятий розничной торговли и общепита» (цитата по ТАСС). Среди наиболее распространенных нарушений – несоблюдение социальной дистанции, а также отсутствие масок и перчаток как на посетителях, так и на работниках предприятий.

Справочно

БОЛЕЕ 8000 АДМИНИСТРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА СУММУ 450 МЛН РУБЛЕЙ СОСТАВЛЕНО СТОЛИЧНЫМИ КОНТРОЛЕРАМИ В ОТНОШЕНИИ МАГАЗИНОВ, КАФЕ И РЕСТОРАНОВ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ

«Ключевой вопрос, который волнует сейчас все бизнесы, заключается в том, что ответственность за ненадлежащее ношение масок клиентами лежит на предпринимателях. В связи с чем участилось количество конфликтов между посетителями и предпринимателями в лице управляющих, менеджеров, кассиров и других работников. Тут следует отметить, что нормативная база по этому поводу сейчас очень шаткая – отказать клиенту в обслуживании на основании того, что он без маски, не имеет под собой никакого законного основания. А по факту это распоряжение Правительства, на которое мы сейчас ссылаемся. При этом если бы власти перенесли ответственность за ношение маски на самого клиента, то мы смогли бы избежать тех конфликтов, которые есть сейчас», – уточняет Нина Литвинова.

Полностью или частично

Нередко можно заменить, что клиенты магазинов и предприятий сферы услуг надевают маску лишь частично, например, оставляют открытым нос. Насколько такая форма ношения маски является правильной, соблюдает ли в этом случае клиент требования властей? Ответ: нет, не соблюдает. «Граница между соблюдением требования и нарушением сейчас определена довольно четко. Если раньше было указано, что у клиента просто должна быть маска, то сейчас в Постановлении Правительства РФ очень точно прописано, что маска должна закрывать нос и рот, она должна быть полностью надета. В связи с чем уже есть прецеденты, когда штрафовали с фотофиксацией магазины. в которых были посетители с приспущенными масками», – уточняет Нина Литвинова.

Обратите внимание

Отказ магазина или компании сферы услуг от обслуживания клиента без маски не является нарушением прав потребителей. Ранее об этом сообщал Роспотребнадзор. Аналогичную точку зрения высказали и власти столицы. Так, первый заместитель руководителя аппарата мэра Москвы и глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк в комментарии ТАСС сообщил: «Магазины обязаны не впускать в свои помещения и не обслуживать на кассе покупателей без масок и перчаток.

При этом посетителю, который пришел без средств индивидуальной защиты, может быть предложено их приобрести и надеть, но, конечно, силой надевать на покупателя маску сотрудник магазина не может и не должен» (цитата по ТАСС). В случае же, если клиент отказывается надеть средства индивидуальной защиты и притом настаивает на продаже ему товаров или оказании услуг, сотрудникам компании рекомендуется вызвать полицию, не вступая в конфликт с покупателем.

Меры воздействия

«Салон, допуская на свою территорию гостей без маски, рискует получить большие штрафы и, более того, рискует возможностью закрытия», – напоминает Нина Литвинова. А санкции за несоблюдение требований масочного режима могут быть весьма заметы, особенно для небольшого бизнеса. Напомним, физические лица могут быть оштрафованы на 5000 рублей, индивидуальные предприниматели – на сумму от 30 000 до 50 000 рублей, а компании – от 100 000 до 300 000 рублей. 

Отметим также, что контролеры имеют право приостановить работу предприятия за несоблюдение обязательных санитарных требований. В начале августа стало известно о закрытии нескольких кафе и ресторанов ревизорами. «По итогам проверок Роспотребнадзора за комплексные нарушения санитарно-эпидемиологических требований приостановлена работа десяти заведений общепита», – отметили в пресс-службе департамента торговли и услуг Москвы (цитата по ТАСС).   

 


Вверх