.

Налоговая антиутопия: компании и ИП лишат права на ошибку

После недавнего заявления зампреда СК РФ о том, что все беды в экономической сфере у нас от того, что с неплательщиками налогов уж слишком «миндальничают», все предприниматели, не утратившие инстинкта самосохранения, слегка напряглись. И совершенно напрасно – в том смысле, что надо бы не слегка. Потому что все абсолютно всерьез и, видимо, надолго. Первая ласточка - налоговые декларации с ошибками будут признавать недействительными. «Прикольно», правда же?

Российский блок силовых ведомств, включая Генеральную прокуратуру, Федеральную налоговую службу, МВД и Следственный комитет России, совместно работают над введением в Уголовный кодекс страны новой статьи – «Налоговое мошенничество». Об этом рассказала заместитель председателя СКР России генерал-полковник Елена Леоненко. По ее словам, сейчас состав преступления в области налогового мошенничества не конкретизирован в одной статье УК РФ и может квалифицироваться сразу по пяти разным статьям.

Актуально

Правительство России намерено жестко наказывать россиян за ошибки, совершенные при заполнении налоговой декларации. Документы, поданные в Федеральную налоговую службу с неточностями, будут считаться недействительными, а их авторов ждет крупный штраф и даже уголовное наказание.

«Сейчас актуален вопрос о совершенствовании уголовного законодательства. У нас с коллегами идет дискуссия, чтобы предложить законодателю ввести новый состав преступления – “Налоговое мошенничество”. Но этот вопрос пока обсуждается, и говорить что-то конкретно по нему рано», – поведала Леоненко.

Свести воедино

По словам представительницы СКР, обычно налоговыми преступлениями в России считаются деяния, совершенные в рамках статей 198 (уклонение физлица от уплаты налогов или страховых взносов), 199 (уклонение организаций), 199.1 (неисполнение обязанностей налогового агента), 199.2 (сокрытие денежных средств), а также иногда применяется статья 159 УК РФ (мошенничество).

«Налоговое преступление, если возьмем статью 199 УК РФ, где говорится об уклонении от уплаты налогов с юридического лица в особо крупном размере, оно предусматривает до шести лет лишения свободы, в то время как статья 159 УК РФ, по которой квалифицируется хищение путем обмана в особо крупном размере, предусматривает до десяти лет лишения свободы, то есть меры ответственности разные. Однако на практике бывают случаи, когда одни и те же действия, совершенные теми или иными лицами, могут быть квалифицированы по-разному, по 159-й статье и по 199-й», – сообщила заместительница руководителя Следственного комитета России.

Обратите внимание

Российские силовые ведомства готовят нормативную базу для введения в Уголовном кодексе специальной статьи за преступления, связанные с налоговым мошенничеством, сообщили в Следственном комитете России. Чаще всего уклонения от налогов с помощью различных схем происходят в Москве и Подмосковье, и связаны они преимущественно со строительством и торговлей.

Непочетное лидерство

По словам Леоненко, наиболее распространены налоговые преступления в сфере крупного и среднего строительства, в розничной и оптовой торговле. Самые криминальные в этом смысле регионы – лидеры по количеству возбужденных уголовных дел – Москва и Московская область. Всего за 2019 год в столице было возбуждено 228 таких дел, а в области – 152. Третий по числу уголовных дел за налоговое мошенничество – Краснодарский край (133), на четвертой строчке Ставропольский край (108), а Ростовская область (96) замыкает пятерку регионов с наибольшим количеством налоговых преступлений.

Актуально

Статья 199 УК РФ ("Уклонение от уплаты налогов") предусматривает максимальное наказание до шести лет тюрьмы. Однако часто те же деяния квалифицируют по статье 159 ("Мошенничество"), предусматривающей до 10 лет колонии. Предприниматель мог неправильно заполнить декларацию, решив, что переплатил налоги, и потребовать возврата. Стоит ему получить хоть один бюджетный рубль, и он фигурант более тяжкой статьи. Потенциальными фигурантами таких дел могут стать в том числе предприниматели, получившие помощь от государства в рамках борьбы с последствиями пандемии коронавируса. Кроме того, у следователей возникают трудности с доказыванием уклонения от уплаты налогов, и новая статья призвана детализировать состав таких преступлений с учетом имеющейся практики.

Ежегодно из-за преступлений в области налогообложения российская казна недосчитывается около 58 миллиардов рублей. Такие деяния зачастую сопряжены с коррупционными связями уклоняющихся бизнесменов и с недобросовестностью чиновников. Как уточнила Леоненко, только за первое полугодие 2020 года правоохранители выявили три тысячи налоговых преступлений, что на 17% ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

«Хватит лояльничать!»

Представитель СКР отметила, что, несмотря на снижение динамики, цифры по-прежнему говорят о колоссальной проблеме в этой области.

«Предварительно расследованы уголовные дела о 1730 преступлениях. В суд направлены уголовные дела о 728 преступлениях. Выявлено 1562 лица, совершивших преступления указанной категории. Размер причиненного бюджету ущерба составил более 47 миллиардов рублей», – привела статистику сотрудница СК.

Обратите внимание

В Следственном комитете полагают, что причина уклонения граждан и предпринимателей от уплаты налогов государству сокрыта в чрезмерной лояльности властей.

Для обеспечения в стране «благоприятного инвестиционного климата» законодатель сделал много в плане либерализации уголовной ответственности за экономические преступления. Так, по словам Леоненко, с 2014 года суммы максимальных значений для определения налоговой недоимки как криминальной постоянно увеличивались.

«Здесь также надо сказать, что налоговая преступность приобретает новые формы, преступники, если можно так сказать, в белых воротничках ухищряются придумывать новые схемы и способы совершения преступлений, видоизменять их, придавать своей преступной деятельности характер правомерной и тем самым имитировать ее, тщательно маскировать следы преступлений, поэтому данный вид преступлений остается еще на достаточно латентном уровне», – обрисовала ситуацию собеседница агентства.

На заметку

Прокуратуре могут вернуть утраченную некогда возможность самостоятельно возбуждать уголовные дела. Об этом сообщил председатель комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников. Эту функцию у прокуратуры забрали в 2007 году, после создания Следственного комитета, которому и были отданы эти полномочия. Прокуратура была реорганизована в полностью надзорное ведомство, полномочное отменить постановление о возбуждении дела или порекомендовать прекратить уголовное преследование.

В общем, будет новая статья. А уж чем ее там «нашпигуют», то есть что будет считаться тем самым налоговым мошенничеством, остается только догадываться. И хорошо еще, если подпадут под нее только умышленные действия. А то вот недавно человек, по незнанию (!!!) обратившийся за налоговым вычетом по НДФЛ, не имея на него права, чуть было в тюрьму не попал (см. подробнее на стр. ***). Ошибочное обращение за налоговым вычетом – не мошенничество

Налоговые декларации с арифметическими ошибками приравняют к недействительным?

Сейчас налоговая инспекция требует от подателя исправления в течение пяти дней и не рассматривает арифметические ошибки как основание для того, чтобы считать декларацию неподанной. Вот эту «недоработку» и хотят исправить.

Правительство разработало законопроект об ужесточении налогового законодательства в части подачи деклараций: документы с арифметическими ошибками предлагается признавать недействительными, а срок на исправление ошибок сократится до пяти дней.

Полное название документа – «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации)».

Сейчас налоговая инспекция должна направить подателю требование внести исправления в течение пяти дней и не рассматривает арифметические ошибки как основание для того, чтобы считать декларацию неподанной. При неподаче декларации налогоплательщик может получить штраф в 5% от неоплаченной в срок суммы.

Осторожно!

Проблемы назревают еще и от фальшивых налоговиков: мошенники отправляют почтовые рассылки, где под видом ФНС просят заполнить важные документы и отправить их в некое Главное Управление ФНС (нет, такой организации не существует).

Сейчас миллионы законопослушных россиян подают налоговые декларации при уплате налогов с доходов, продажи квартиры и любой другой крупной собственности, аренде или получении в дар недвижимости, а также при продаже автомобиля. Разумеется, граждане совершают при заполнении налоговых деклараций ошибки, в том числе и арифметические. Это происходит из-за невнимательности, срабатывает так называемый человеческий фактор, отмечают эксперты. Более того, ошибку может допустить и принимающий документ сотрудник Федеральной налоговой службы (ФНС), подставив тем самым гражданина.

Признание декларации недействительной фактически развязывает фискалам руки. Если законодатель утвердит эти поправки, то законопослушные люди могут получить штраф в 5% от той суммы, которую они должны были выплатить государству, а также в их отношении может быть возбуждено уголовное дело, если суд посчитает, что неправильные данные были указаны намеренно. Сейчас арифметические ошибки не считаются основанием для отказа принять налоговую декларацию.

Что касается бизнеса, то ситуация сейчас для этого как никогда опасная, поскольку многие компании воспользовались помощью государства в период эпидемии коронавируса. Крупным компаниям может не хватить пяти дней на поиск и устранение ошибок, и они не успеют подготовить новую декларацию.

Обратите внимание

Налоговые юристы шокированы предложением правительства. Арифметические ошибки в основном допускаются по невнимательности или из-за некомпетентности, а не намеренно. По мнению экспертов, законопроект ставит налогоплательщиков в заведомо уязвимое положение. А суть проверки исполнения налогового законодательства заключается именно в проверке правильности декларирования налоговой базы и уплачиваемого налога, чтобы установить правильность применения законодательства о налогах и сборах. К тому же из законопроекта неясно, с чем связано ужесточение законодательства.

Отнять и поделить: дыры в бюджете ПФР хотят залатать деньгами сомнительного происхождения

А вот и еще одна «ласточка перемен». С хищным клювом и с гаечным ключом для закручивания гаек в когтистых лапках. На самом верху ее пока вроде бы забраковали, но сам факт ее появления вызывает неподдельный интерес. И беспокойство.

Итак… Конфискованные денежные средства, законность которых не установлена, будут перечисляться в Пенсионный фонд России. Соответствующие поправки планируется внести в Гражданский и Бюджетный кодексы. Они будут распространяться не только на чиновников и их семьи, а на всех граждан страны. Авторы новации – Минфин и Минюст.

В данный момент в Гражданский кодекс вносятся уточняющие поправки о том, что имущество, в отношении которого нет доказательств, подтверждающих приобретение на законные доходы, а также денежные средства в случае отсутствия подтверждения законности их получения, могут быть конфискованы в установленных случаях, рассказали в пресс-службе ведомства.

Законопроект уже внесен в правительство. Его авторы надеются, что новые нормы могут вступить в силу в конце 2020 года.

Обратите внимание

В настоящее время в пользу государства может быть изъято только имущество, если оно приобретено на неподтвержденные доходы. При этом в прошлом году Конституционный суд уточнил, что конфисковать его могут у любых лиц, а не только у чиновников и их семей, которые попадают под действие закона о контроле за расходами госслужащих. Кто именно будет осуществлять проверки законности получения денежных средств в рамках новых поправок, а также какова будет минимальная сумма, в которой могут усомниться контролирующие органы, в Минфине пока не объясняют.

Инициатива сразу вызвала очень широкий общественный резонанс (его еще называют паникой). Настолько широкий, что авторы вынуждены были в спешном порядке объясниться. Поправки в закон о перечислении незаконно полученных денег в Пенсионный фонд России нужны для синхронизации с нормами Гражданского кодекса, заявили в Минфине России. Суть комментария: Минфин готовит поправки в Бюджетный кодекс, позволяющие перечислять в ПФР конфискованные средства. Например, в Бюджетный кодекс планируется внести уточнения, что конфисковать в пользу ПФР могут не только имущество, но и деньги, если не удалось доказать законность их получения. «По сути – это техническая правка», – сказали в ведомстве. Почти «по Карлсону», в общем.

Здесь необходимо указать заголовок примера

В этой области вставляем текст примера

Не остался в стороне и Минюст России. Поправки в Гражданский кодекс РФ, предусматривающие перевод в доход страны денежных средств и имущества при недоказанности их законного происхождения, коснутся исключительно госслужащих, заявили в пресс-службе ведомства.

«Успокоительную пилюлю» спешно изготовил и Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, выдав на инициативу отрицательное экспертное заключение.

Совет при президенте РФ пришел к выводу, что эти изменения не могут быть поддержаны. «В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», – говорится в заключении совета.

Также авторы заключения обращают внимание на то, что в документе Минюста нет «четкого описания процедуры обнаружения фактов поступления денежных средств, потенциально годных для обращения в доход государства», а в качестве основания для проверки достоверности сведений названо наличие «достаточной информации», что позволит применять эту норму выборочно.

«Удивляет непроработанность документа, который прямо не стыкуется с действующей Конституцией, – заявил председатель Совета, глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. – В таком виде его принимать точно нельзя».

Что ж, нельзя так нельзя. Вот только многие коллеги г-на Крашенинникова по Госдуме так не считают и готовы принять документ хоть завтра. Это связано с падением доходов Пенсионного фонда и с его многомиллиардным дефицитом средств. По их мнению, такой подход может явиться одним из способов укрепления Пенсионного фонда. Правда, они же и констатируют, что это свидетельствует о не работающей в стране накопительной страховой системе.

«Мы вносили поправки, чтобы такие средства направлялись целевым способом на рост пенсий, а не просто размывались в общем бюджете, и экономили ежегодный размер трансферта ПФР из федерального бюджета. Но на наш законопроект правительство дало отрицательное заключение», – негодует депутат Ярослав Нилов. Однако, по его предположению, этот законопроект также может напугать крупный бизнес, который, вероятно, станет выводить деньги из России.

А теперь слово экономистам. По мнению доцента кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергея Хестанова, законопроект представляет собой смешение двух разных проблем – коррупционных доходов и нехватки средств в ПРФ, – и каждую из них нужно решать по отдельности. По его мнению, фонд нельзя наполнить этими деньгами.

Справочно

В этой области вставляем текст примера

В этом году в ПФР впервые поступили деньги от продажи конфискованного у чиновников имущества, приобретение на законные доходы которого не было доказано. Так, с января эта сумма составила 21,4 миллиарда рублей, сообщил генпрокурор России Игорь Краснов, выступая на заседании в Совете Федерации в июне этого года.

А вот мнение известного экономиста Владислава Иноземцева. Не поленимся, процитируем полностью: «Не должно вызывать удивления, что депутаты из большинства фракций в Госдуме выразили восторг относительно новой инициативы и готовы ее поддержать, даже не осведомившись, каким будет "порог" вызывающих сомнения средств и какие доказательства должны использоваться для подтверждения их "подозрительности". Однако в целом демарш Минюста (кстати, весьма примечательно, что именно Минюст, а не Минфин презентовал этот законопроект) говорит о многом.

На мой взгляд, мы вступаем в новую реальность, в которой власти претендуют на полный контроль над финансовыми средствами граждан – причем именно тех "наименее обеспеченных россиян", с которыми, по мнению небедствующих олигархов, 1 июля Кремль заключил свою "новую сделку". Дело в том, что люди сегодня получают две категории доходов: к первой относятся "белые" зарплаты, пособия, гонорары и т. д., с которых плательщики удерживают причитающиеся налоги; ко второй – разного рода переводы между частными лицами, разовые заработки, комиссионные и прочие вознаграждения. Учитывая значительный прогресс российской банковской системы, немалая часть этих средств поступает на счета через платежи по пластиковым картам.

Согласно ныне действующим правилам, граждане подают налоговую декларацию раз в год – но в течение данного периода через их счета может пройти масса платежей, средства которых легко могут быть использованы и впоследствии не отразиться в декларации.

Таким образом, возникает вполне реальная возможность того, что власти попытаются формализовать понятие "доходов с недоказанной законностью", привязав их к, скажем, средним ежемесячным поступлениям на счет (или даже к данным налоговых деклараций прежних лет). В таком случае банки будут обязаны блокировать счета по требованию налоговых органов – в лучшем случае до выяснения природы полученных средств.

Это, на мой взгляд, не только серьезно скорректирует доходы населения, но и радикально подорвет его доверие к банковской системе (учитывая, что имущество, которое может вызвать претензии налоговиков, в условиях экономического кризиса покупают не все и не так чтобы часто, люди начнут по возможности переходить на расчеты наличными).

Сегодня становится окончательно понятно (так как иллюзий лично у меня не было с самого начала), что российское правительство думает исключительно о том, что и как отнять у подданных – причем пытается сделать это с наименьшими юридическими формальностями.

Конечно, все мы знаем, что дыра в Пенсионном фонде растет, даже невзирая на "мудрую политику партии" по повышению пенсионного возраста – и происходит это в значительной мере из-за идиотских ограничений в сфере инвестирования пенсионных накоплений (в 2021 году трансферт из федерального бюджета в ПФР вырастет на 1 трлн рублей), но идея "выборочного ощипа" граждан якобы для финансирования пенсий – это, мне кажется, лишь первое из многих know-how, которыми правительство налоговиков осчастливит в ближайшем будущем свое податное население».

На этой «жизнеутверждающей» ноте, пожалуй, пока и закончим. И будем ждать.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»


Вверх