.

НДС - разрыв: кого вызовут на комиссию

Инспекторы продолжают приглашать представителей компаний на комиссии по НДС. Этот инструмент показал себя как один из эффективных. Кого вызовут на такую встречу? Кира Гин, управляющий партнер юридической компании «Гин и партнеры» рассказала, как ревизоры находят разрывы в цепочке НДС и почему не стоит ожидать сокращения количества комиссий в ближайшее время.

- Поводом для нашего интервью стало сообщение о повышении Минфином плана по увеличению НДС. Это действительно так? Какие последствия такое решение ведомства может иметь для компаний?

- Информация о том, что Минфин повышает план по сбору НДС, налога на прибыль и штрафов по сборам в бюджет на 2019 год, появилась еще в июле, но для многих эта новость прошла незамеченной. Согласно сообщению, план повышается на 302 млрд рублей. Такое увеличение стало возможным благодаря внесению изменений в Федеральный закон № 175-ФЗ.

- Как вы думаете, может ли повлиять на бизнес увеличение плана по собираемости НДС?

- Хочу напомнить про доклад главы Налоговой службы Михаила Мишустина в феврале этого года. Руководитель ФНС, рассказывая об итогах работы, отметил, что только за счет комиссии по сбору НДС Служба собрала в бюджет 80 млрд рублей налогов за 2018 год. Я предполагаю, что активность налоговых инспекторов по приглашению представителей компаний на такие встречи может увеличиться. Потому что комиссии – это очень удобный и, наверное, самый простой способ пополнения бюджета. Зачем инспекторам проводить проверки? Зачем проверять документы или собирать доказательства? Если аналогичный результат можно получить гораздо меньшими силами и ресурсами.

- Вы уже замечаете рост числа приглашений на комиссии по налогу на добавленную стоимость?

- Лично я такой статистики не веду, но наша компания постоянно сопровождает клиентов на такие мероприятия. Компании регулярно получают от инспекторов требования с просьбой уточнить обязательство и подать уточненные декларации. Ревизоры охватывают период глубиной в три года. За последние годы налоговая служба накопила достаточное количество данных, что бы программа «АСК НДС 2» научилась с очень высокой точностью находить разрывы по НДС за три года.

Это максимальный период, предусмотренный налоговым законодательством для проведения проверок, поэтому в этом отчасти нет ничего удивительного.

С одной стороны, действительно, вы правы, с другой, три года назад бизнес-мышление многих, если не большинства, коммерсантов было другим. Поэтому получается, что даже если компания давно уже закрыла период 2017 года, это не значит, что проверка невозможна. Тем более что для информационной системы ФНС нет разницы – проверять цепочки контрагентов за текущий период или за 2017 год. К тому же вероятность обнаружения разрывов по НДС в прошлом намного выше.

- То есть можно связать увеличение плана по поступлению НДС в бюджет с количеством приглашений представителей компаний на комиссии?

- Да, все верно, я так считаю.

- А какой процент компаний, по вашим наблюдениям, из тех, которые инспекторы уже пригласили на комиссии, соглашается доплатить налоги бюджет?

- Насколько я понимаю, таких компаний достаточно много. На комиссиях коммерсантов достаточно профессионально запугивают, часто на таких встречах присутствуют силовики.

Выдержать подобное давление могут только те руководители предприятий, которые приходят на встречу с подготовленными юристами, способными приготовить документы и отстоять интересы бизнеса. Если говорить о руководителях и, как правило, собственниках малых и средних компаний, которые решаются прийти на комиссию в одиночестве, то выдержать давление очень сложно.

Актуально

Как компании, получившей приглашение на комиссию по НДС, подготовиться к встрече с ревизорами, нужно ли брать с собой документы, какую информацию по сделке вспомнить, чем поможет юрист? 

1. Как правило, налоговые инспекторы потребуют представить документы по сомнительным сделкам. Не только представитель компании, но и ревизоры хотят удостовериться: был ли в реальности спорный договор и насколько добросовестно стороны его исполнили. В случае, когда сделка была закрыта после выполнения предмета контракта, рекомендуется брать собой все документы и отстаивать свою позицию. 

2. Контролеры не обязательно будут запрашивать документы компании, но если бумаги имеются в бухгалтерии или архиве предпрития, то самым правильным решением будет: подготовить для инспекторов подшивку. На встрече, подтверждая слова документами, стоит попробовать доказать свою добросовестность. Это может оказать положительный эффект на исход дела. 

3. Будьте готовы рассказать ревизорам о своем контрагенте как можно больше: кто и как искал будущего делового парнера, как ваша компания проверяла информацию о его добросовестности, кто вел переговоры, что было важно уточнить сотруднику, ведущему сделку, у будущего контрагента, какие именно услуги деловой парнер оказывал и так далее. Важно, апеллировать к деталям совместной работы. 

4. Если будет возможность, то обязательно пригласите на встречу с налоговыми инспекторами юриста, штатного или привлеченного по договору. В этом случае отстаивать интересы компании будет специалист, подготовленный к подобным встречам. Стоит заранее обсудить с юристом возможные вопросы и варианты ответов на них. Обратите внимание, не на все вопросы инспекторов стоит отвечать.

Большие данные ФНС

- Давайте поясним, что такое разрыв по НДС и как инспекторы его определяют?

- Для того чтобы понять, как работает «АСК НДС 2», нужно увидеть саму программу, посмотреть своими глазами на Дерево связей.

Например, в самом верху такой цепочки находится зеленый маркер, эта компания-выгодоприобретатель, она будет обозначена буквой «В». Это реальное предприятие, к которому налоговый орган и будет иметь претензии. Желтый маркер с буквой «Т» обозначает потенциально транзитную компанию. Программа ФНС определяет это по совокупности признаков: отсутствие персонала, основных средств и других параметров. Организации, обозначенные маркером «Р», – это предприятия, которые не подали декларацию по НДС. Вот в этом месте и появляется разрыв по НДС. Что происходит после того, как программа «увидела» такое предприятие? Налоговый орган поднимается цепочке наверх пока не найдет реального выгодоприобретателя, которого можно заподозрить в оптимизации НДС. Насколько мне известно, в Службе существует целая инструкция по тому, как определять такие компании. Собственно выгодоприобретателей ревизоры и вызывают на комиссии и предлагают оплатить в бюджет НДС, который компания предъявила к вычету.

- Значит, если в компанию пришло приглашение на комиссию, инспекторам действительно есть в чем обвинить бизнес?

- Ситуация двояка. Да, есть организации, которые отправляли деньги в сомнительные компании и применяли различные способы оптимизации. Руководители таких предприятий, обычно, при получении приглашения на комиссию сразу понимают, о чем на них пойдет речь, хотя есть такие руководители, которые считают, что оптимизация была законной и только на самой встрече понимают, что произошло на самом деле, как раз эти собственники чаще всего доплачивают. Отвечая на вопрос, который вы задавали ранее: действительно, подавляющее большинство тех предприятий, которые вызывают на подобные мероприятия в ФНС, подают «уточненки». Большая часть приглашений на комиссию по НДС основана на данных, полученных в результате анализа цепочки сделок «АСК НДС 2». Как правило, угрозы, которые звучат, не пустые, есть, конечно, исключения, они связаны в основном с контрагентами, которые перестали вести деятельность, иначе говоря — компанию просто бросили. И если инспекторы придут с выездной проверкой в компанию, они будут знать, что нужно найти, какие документы запрашивать, что в них проверять, и, скорее всего, найдут то, что ищут.

Я также хочу еще раз вернуться к тому, о чем говорила выше: еще несколько лет назад оптимизация налогообложения для очень многих коммерсантов казалась нормальной, это была реальность, в которой находились очень многие. А значит, даже если компания ведет деятельность добросовестно, не применяет никаких способов оптимизации сегодня, это не защищает ее от ее же прошлого.

«АСК НДС 2» была запущена в 2017 году, в тот период для многих коммерсантов некоторые способы оптимизации налогообложения являлись нормой. И что самое неприятное, в тот период почти никто не думал о возможных последствиях в будущем. Хотя юридическое сообщество уже давно, начиная с 2015 года, предупреждало бизнес о высоких рисках при оптимизации НДС. Кто-то нас услышал, а кто-то нет. Я иногда сталкиваюсь с собственниками компаний, которых убедили горе-оптимизаторы, продающие счета-фактуры.

Уроки прошлого

- Такие предложения можно встретить и сегодня, и иногда они звучат очень убедительно, особенно для новичков, кто еще не разобрался во всех деталях, может быть, пока не успел.Сделки по оптимизации НДС можно найти у очень большого количества компаний. Люди искали способы обойти систему, и они их нашли. Теперь же мы сталкиваемся с результатом их прошлых действий. Можно ли утверждать, что приглашение на комиссию по НДС не придет в компанию, которая была в стороне и не использовала никаких схем по оптимизации налогообложения?

- Нет, такой гарантии дать нельзя. Вот пример: недавно, сопровождая клиента на комиссию, я увидела на экране инспекторов ликвидированного контрагента, а у того в свою очередь еще несколько таких же закрытых предприятий в партнерах. Все сделки компания заключала легально, они не нарушали законодательство, все обязательства по договорам ликвидированной компании были выполнены. Однако в системе ФНС из-за того, что часть предприятий была закрыта, образовался разрыв. Это и повлекло претензии со стороны налогового органа. В данном случае можно говорить о том, что компании предложили заплатить налог за ее легальную деятельность и только по той причине, что некоторые контрагенты прекратили вести свою деятельность.

- Налоговые инспекторы соизмеряют возможности компании с теми суммами, которые они предлагают доплатить?

- Суммы НДС иногда бывают просто астрономическими, это могут быть и десятки миллионов рублей. Все зависит от конкретных сделок с конкретным контрагентом. И все кажется справедливым: если ты нарушил закон, то заплати и работай дальше. Но нужно помнить, что многие из тех, кто оптимизировал налогообложение, делал это не ради личного обогащения собственников или руководителей, а для поддержания конкурентоспособности бизнеса. Коммерсанты часто согласны платить все налоги, но при условии, что конкуренты тоже будут добросовестны в расчетах с бюджетом. В противном случае организации, которые работают в точности с требованием законодательства, проигрывают бизнесу, который нормы налогового кодекса нарушает. У нас есть клиент, его бизнес можно отнести к категории среднего, после выездной проверки ему доначислили существенную сумму налогов. Как результат, предприниматель был вынужден закрыть бизнес, так как не смог заплатить необходимую сумму в бюджет. Более того, владельцу бизнеса грозит сейчас уголовная и субсидиарная ответственность. И таких ситуаций немало. У меня появляется вопрос к действиям налоговых органов: такая политика в конечном итоге приводит к закрытию рабочих мест, сокращению поступлений в бюджет в будущем.

- История вашего клиента звучит как системная проблема. Ощущение, что на нарушение законодательства бизнес толкают некоторые особенности этого самого  законодательства...

- И я с этим согласна. Существует множество проблем, которые так и остаются нерешенными. Компании находятся в неравных условиях: один бизнес платит серые зарплаты, другие предприятия отказываются от таких схем, одни применяют методы по оптимизации НДС, другие их не используют, в этих условиях конкурировать достаточно сложно. Плюс само законодательство: оно остается несовершенным. Приведу пример: компания победила в торгах, получила госконтракт, но по его условиям бизнес почти сразу получит аванс, с которого нужно заплатить НДС. И есть такие отрасли, в которых оплата налога на добавленную стоимость фактически лишит предприятие средств для выполнения условий договора. Законного способа избежать оплаты НДС с аванса нет. Компании нужно либо что-то придумывать, либо выходить на теневой рынок. Но те риски, которые появятся у предпринимателя, будут несопоставимы c ценой договора. Что делать в этой ситуации? Казалось бы, бери да работай, есть государственные заказы, есть деньги для того, чтобы бизнес выполнил эти заказы, но выполнить все условия законодательства просто невозможно, компании оказываются заложниками ситуации.

- Кира, мы с вами беседовали уже несколько раз, но так и не обсудили стоимость услуг налогового юриста для средней компании в Москве. Бизнес может себе это позволить?

- Клиенты бывают разными: средний бизнес, малый и крупный. Большие компании живут в другой реальности: они привыкли приобретать услуги по часовым ставкам, как принято в западных странах. Для больших компаний сумма получается незначительной. Но если аналогичный счет выставить средней или малой организации, то он ими будет воспринят как очень высокий. Поэтому у СМБ иное ценообразование, оно зависит от сложности проблемы. В среднем стоимость услуг налогового юриста в случае получения приглашения на комиссии колеблется от 50 000 до 100 000 рублей. Эта услуга включает в себя анализ ситуации, изучение документации, формирование юридической позиции, сопровождение в инспекции. Можно сказать, что это стоимость налогового аудита конкретной ситуации. Нужно уточнить, что вызвать в инспекцию на комиссию по НДС ревизоры могут от сумм в 300 000–400 000 рублей. Для некоторых коммерсантов это существенные деньги, зачастую они готовы их заплатить. На мой взгляд, эффективнее заплатить гонорар юристу и сэкономить компании деньги. Не могу сказать с уверенностью, но предполагаю, что если предприятию удалось единожды отстоять свои интересы и сэкономить средства, налоговики скорее вызовут на комиссию другую организацию, ту, которая однажды уже согласилась доплатить налоги.   




Доступ к бератору на 3 дня

Вверх