.

Сегодня и завтра «зарплатных комиссий»

Налоговая служба выпустила письмо, которым отозвала некоторые свои же письма, посвященные зарплатным комиссиям. Значит ли это, что ревизоры перестанут вызывать бизнес на такие встречи? Об этом мы поговорили с Марией Лоецкой, налоговым юристо юридической фирмы «Гин и партнеры»

Налоговая служба в письме от 7 июля 2020 года № БС-4-11/10881@ отозвала несколько своих более ранних писем, посвященных зарплатным комиссиям. Речь, в частности, идет о письмах от 25 июля 2017  года № ЕД-4-15/14490@, от 26 июля 2017 года № ЕД-4-15/14670@ и от 19 июня 2019 года № БС-4-11/11785@. Значит ли это, что такие мероприятия больше не будут проводиться?

Боюсь, что нет. Ревизоры, как вы правильно заметили, отозвали свои же письма. На наш взгляд, это совершенно не означает, что контрольные мероприятия, связанные с поступлениями в бюджет НДФЛ и страховых взносов, перестанут проводиться. Речь, скорее, о некой организационной оптимизации внутренних процессов в самой Федеральной налоговой службе.

Получается, что, как приглашали на зарплатные комиссии, так и будут приглашать?

Вероятнее всего, да. Тем более, что самого термина «зарплатная комиссия» в налоговом законодательстве не предусмотрено. Закон наделяет ревизоров правом вызывать компании, в данном случае налоговых агентов, для дачи пояснений по каким-либо вопросам, связанным с их финансово-хозяйственной деятельностью. На основании этого права ревизоры направляют бизнесу уведомление с приглашением в налоговый орган. Такая беседа, по сути, и является формой комиссии, но юридически отменять ревизорам нечего, потому что, повторюсь, официально такого мероприятия контроля не существует.

Насколько, по вашим наблюдениям, распространена практика выплаты заработной платы в конвертах?

Очевидно, что после пандемии некоторые налогоплательщики, даже если они планировали «обелить» доход работников, продолжают использовать такие схемы. Это может быть связано с недостатком денежных средств у бизнеса, в текущей ситуации существенное влияние оказывает падение доходов. Компании хотят продолжить существовать на рынке, продолжить работать, в текущих условиях бизнес стремится хоть как-то оптимизировать свои расходы. Я наслышана о ситуациях, когда работодатели на собеседовании прямо предлагают соискателям сделать выбор: белая зарплата за минусом налогов или серая, многие специалисты сознательно идут на этот нелегкий выбор, лишая себя социальных гарантий ради большего дохода здесь и сейчас.

Актуально

Если у копании есть обоснование, почему зарплата сотрудников ниже среднеотраслевой по региону или даже ниже МРОТ, и это реальные причины, то, конечно, не нужно ничего доплачивать

Принцип действия

Как вы думаете, насколько эти комиссии эффективны?

Достаточно эффективны. Федеральная налоговая служба регулярно отчитывается о том, что наблюдается тенденция к росту поступлений вне рамок налоговых проверок. То есть речь идет о так называемом добровольном понуждении.

Как работает такое «добровольное понуждение»?

Чего, как правило, больше всего опасаются налогоплательщики? Выездной налоговой проверки. На таких комиссиях коммерсантам объясняют или даже показывают, что у компании есть большие риски начала проверки. Ревизоры говорят: если вы с нами согласны, то, пожалуйста, уточните и доплатите НДФЛ, в этом случае показатели придут в норму и в отношении вас не начнется выездная проверка.

Насколько такие аргументы контролеров реалистичны?

Если мы говорим именно о зарплатных комиссиях, то это значит, что ревизоры подозревают выплаты дохода работникам в конвертах. Чтобы руководителю было, что положить в этот самый конверт, ему нужно физически где-то взять эти наличные. Если такой подход для выплаты зарплаты использует компания, которая не имеет прямого доступа к наличным, то есть это не кафе, не магазин, не предприятие из сферы услуг, скажем, если это небольшое торговое предприятие в сфере b2b, то, скорее всего, выплата заработной платы в конверте может свидетельствовать еще и о том, что компания использует какую-либо налоговую оптимизацию, например, взаимодействует с «однодневкой». Налогоплательщику на таких комиссиях явно дают понять, что, если компания платит заработную плату в конвертах, значит, найти что-то еще тоже можно, но пока этого делать не будут, компании просто нужно увеличить поступления НДФЛ.

То есть ревизоры фактически говорят, что либо компания увеличит отчисления налога на доходы физических лиц, либо начнется выездная проверка и контролеры точно найдут что-то незаконное. Представитель компании в этот момент оценивает собственные риски и принимает решение увеличить поступления налога в бюджет?

Да, все верно. Ревизоры намекают, что если выездная проверка все-таки начнется, то искать контролеры будут качественно. Логика ревизоров понятна. Поэтому, если действительно имеет место выплата именно серых зарплат, то есть доходы сотрудников на самом деле больше, чем показывает бизнес в отчетности, то, скорее всего, работодатель согласится «добровольно» уточнить НДФЛ во избежание потенциальных рисков. Потому что начало выездной проверки обернется гораздо более существенными доначислениями налогов. В этой связи зарплатные комиссии – весьма эффективный инструмент увеличения поступления НДФЛ в бюджет.

А если в компании действительно невысокие заработные платы?

Если у копании есть обоснование, почему зарплата сотрудников ниже среднеотраслевой по региону или даже ниже МРОТ, и это реальные причины, вызванные организа­ционными аспектами, например, у сотрудника частичная занятость, то, конечно, не нужно ничего доплачивать. Но представителю компании нужно адекватно и понятно
объяснить налоговому инспектору, почему в компании такой уровень заработной платы.

Актуально

Федеральная налоговая служба регулярно отчитывается о том, что наблюдается тенденция к росту поступлений вне рамок налоговых проверок. То есть речь идет о добровольном понуждении

Фактор риска

Некоторые организации, нанимая работников, устанавливают для них заработную плату на уровне МРОТ, но трудятся работники не на полную ставку, а частично, иногда получая зарплату в размере половины минимального размера оплаты труда или даже меньше. Такие действия работодателя привлекут внимание ревизоров?

Если такая низкая зарплата у одного сотрудника, возможно, это связано с особенностями работы. Но если все специалисты компании работают таким образом, то это выглядит странно. Наличие в компании неполных ставок желательно как-то подтверждать документально. Допустим, заявление от сотрудника или приказ, в котором озвучивается причина такой ставки. Очень важно соотносить, насколько такого рода действия соответствуют реальности. Может быть так, что реальный сотрудник числится на четверть ставки, но работает в действительности полный день пять рабочих дней. И если такой работник случайно во время разговора с налоговым инспектором об этом расскажет, то вероятность у компании быть приглашенной на зарплатную комиссию или попасть в план проверок существенно увеличится.

А как ревизоры могут узнать у сотрудника, что он трудится каждый день, работая на четверть ставки?

Это может быть обнаружено случайно, допустим, во время выездной проверки. Если бизнес платит зарплату в конвертах, исключить случайный фактор нельзя.

Инспекторы могут задавать вопросы, что называется, на будущее, то есть во время проверки правильности исчисления одного налога собирать доказательства нарушений по расчету других налогов?

Вряд ли, это, скорее, случайность. Хотя во многом ответ на этот вопрос зависит от личных характеристик ревизоров – насколько инспектор занимает проактивную позицию. Напомню, что налоговые органы сегодня выходят на мероприятия контроля, уже зная, куда смотреть, по какому налогу и сколько доначислять. Сегодня предпроверочная позиция Службы зачастую заранее согласована с Управлением. Поэтому собирать информацию, как вы выразились, на будущее ревизоры вряд ли будут. Это, скорее, нестандартный случай.

Какие еще факторы могут указывать ревизорам, что компания выплачивает заработную плату в конвертах?

В ФНС России есть внутренней регламент, в котором указаны контрольные соотношения. Проще говоря, когда инспекция получает справки 2-НДФЛ или 6-НДФЛ, то указанные в них данные соотносятся со среднеотраслевыми показателями по субъекту федерации, с минимальным размером оплаты труда по региону. Когда данные компании из отчетов ниже определенных инспекцией показателей, то риск приглашения на зарплатную комиссию возрастает.

Этот процесс сверки данных автоматизирован?

Скорее всего да, не могу сказать точно. Инспектор явно не считает вручную эти цифры, их анализирует программа, если алгоритм находит расхождения с базовыми показателями, то уже в рамках камеральных мероприятий инспектор просит представить соответствующие пояснения и уточнить обязательства компании.

По вашим наблюдениям, имеет ли значение размер компании, то есть представителя какого бизнеса скорее пригласят на комиссию – того, где трудится пять человек или 50?

Это очень интересный вопрос. Думаю, если в компании все получают серую зарплату, то есть зарплата руководителя не отличается от дохода механика, водителя или секретаря, то численность штата значения не имеет. К сожалению, информации о пороговых значениях, при которых компанию точно вызовут на комиссию, нет в открытом доступе.

Но какие-то закономерности все же есть?

Некоторое время назад на зарплатные комиссии чаще вызывались представители компаний, работающих в сфере услуг, то есть того бизнеса, который имеет доступ к наличным деньгам. Это управляющие кафе, магазинов, салонов красоты. В моей практике была ситуация, когда такой вызов получил ИП, у которого было всего несколько сотрудников и только один человек получал зарплату ниже МРОТ. Это был повар, он приходил на работу всего два раза в неделю. В рамках описываемого мною случая мне сообщили позже, что инспекция получила список налогоплательщиков, которых нужно вызвать на зарплатную комиссию. Это было год назад. Как механизм отбора компаний на такие встречи устроен сегодня, я не знаю.

Выход из серой зоны

Можете ли вы посоветовать безопасный метод обеления заработной платы?

Самый безопасный метод – не платить зарплату в конвертах совсем. Для компании, которая планирует выйти из серой зоны постепенно, наверное, разумно последовательно поднимать зарплату своих сотрудников. Но в случае, если налоговый орган самостоятельно выявил этот факт, никакого смысла скрывать заниженный доход уже нет.

Что будет, если компания проигнорирует просьбу ревизоров вывести доходы работников из тени?

В сентябре 2019 года были внесены изменения в статью 226 НК РФ, со­гласно которым, если во время проведения выездной проверки устанавливается факт неуплаты НДФЛ, то сумма начисленного налога взыскивается с компании, в которой работает сотрудник, получающий серую зарплату. То есть компания должна будет доплатить в бюджет НДФЛ за счет собственных средств, а не с части дохода сотрудника. Причем не за один или два месяца, а за весь проверяемый период, а он может составить три года, предшествующих году, в котором проводится ревизия. Если в штате компании работает много сотрудников, размер доначислений будет весьма существенным. Необходимо также учитывать риски уголовной ответственности руководства компании.   



Доступ к бератору на 3 дня

Вверх