.

Проверки ККТ в 2024 году

ФНС России в письме от 11.03.2024 № Д-5-20/55@, используя нормы Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, уточнили относительно проверок следующее: в этом году возможно проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по решению руководителя ФНС или его заместителя.

В комментируемом письме речь идет как о документарных, так и о выездных налоговых проверках. Не находятся под запретом и КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом, речь идет о выездных обследованиях. А если во время этого мероприятия контроля инспекторы обнаружат нарушения, то они могут тут же провести контрольную закупку.

Учитывая все вышеизложенное, региональным УФНС поручается организовать профилактические мероприятия (ПМ) и КНМ в рамках контроля за соблюдением норм о применении контрольно-кассовой техники, включая проверку полноты учета выручки, с учетом ряда особенностей. Про них детальнее и расскажем.

Профилактические мероприятия

Возможны в случае выявления при КНМ без взаимодействия признаков нарушений. Перечень профилактических мероприятий, которые могут проводить инспекции, перечислен в пункте 11 Положения о госконтроле за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272). Правила проведения ПМ указаны в пунктах 12–16 этого же Положения.

Одной из разновидностей таких мероприятий является профилактический визит. Его инициируют контролеры. Такой визит обычно выглядит, как беседа на территории компании, возможен также вариант встречи по видео-конференц-связи.

Согласно правилам, в некоторых случаях профилактический визит является обязательным. Например, такое может произойти при первичной регистрации кассового аппарата компанией. Визиты проводят по правилам, закрепленным статьей 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и пунктом 16 Положения № 272.

Во время профилактического визита инспекторы информируют организацию или индивидуального предпринимателя о законодательных требованиях, которые являются обязательными, кроме этого – рассказывают о видах, содержании и об интенсивности контрольно-надзорных мероприятий. По итогам встречи составляется протокол.

Как ревизоры могут сообщить о предстоящем визите? Любым доступным способом, но при условии, что он позволяет убедиться в том, что бизнес получил уведомление. Сделать это контролеры должны не позднее, чем за пять рабочих дней.

Если предприятие не получило уведомление, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ) рекомендуется указать причину, по которой встреча не состоялась: «Отказ контролируемого лица иным способом».

Фирма (ИП) вправе отказаться от визита инспекторов, коммерсанты в этом случае должны уведомить о таком решении инспекцию не позднее, чем за три рабочих дня до даты встречи.

Необязательно общаться с ревизорами лично, допускается форма коммуникации через законного представителя. Его полномочия должны быть подтверждены доверенностью или распорядительным документом компании.

Важно помнить, что сведения о профилактическом визите размещаются в ЕРКНМ.

Что еще возможно в рамках профилактических мероприятий? Объявление предостережений о недопустимости нарушений. При этом контролеры должны предложить принять необходимые меры для избежания нарушений.

Рассмотрим внимательнее. Предостережение должно:

  • содержать указание на требования законодательства о применении кассы;
  • проинформировать бизнес о том, какие действия или бездействие организации (ИП) либо могут привести, либо уже привели к нарушениям законодательства;
  • содержать предложение о принятии мер для соблюдения требований закона.

Предостережение не должно содержать каких-либо требований о предоставлении бизнесом сведений и документов. Компания может возразить на предостережение.

В этом случае контролеры изучат возражения. Срок – 10 рабочих дней со дня получения. После этого инспекторы должны принять решение об отсутствии необходимости в мерах по обеспечению соблюдения требований либо о целесообразности таковых. Не позже следующего дня после принятия решения ревизоры должны направить компании мотивированный ответ об итогах рассмотрения возражения. Направить документ контролеры должны тем же способом, который выбрала компания для отправки возражений.

В заключение правилах проведения профилактических мероприятий отметим напомним, что сведения о них также размещают в ЕРКНМ.

Документарные и выездные проверки

Причиной начала этих мероприятий контроля является в том числе получение ревизорами негативных «кассовых» данных. Направить подобные сведения могут:

  • граждане, компании, представили органов власти, СМИ;
  • сами ревизоры; узнать о нарушениях они могут во время других мероприятий контроля (в том числе касающихся иных контролируемых лиц).

Обратите внимание: в этом году внеплановые контрольно-надзорные мероприятия могут быть инициированы по решению руководителя налогового органа или его заместителя при условии согласования таких действий с прокуратурой.

Для того чтобы документарная и выездная проверки состоялись, необходимо, чтобы было выполнено несколько условий, причем одновременно:

  • проверяемое лицо не является мобилизованным и аккредитованной российской ИТ-организацией;
  • на предприятии (или ИП) отсутствует зарегистрированная ККТ (при том, что она должна быть) или фирма (ИП) ее не применяет, что является прямым нарушением законодательства;
  • информация об игнорировании требования обязательного применения кассы, установленная при наблюдении, указывает на совершенное правонарушение.

Информацию о проведении этого вида контроля, опять же, заносят в ЕРКНМ. На решение о проведении мероприятия контроля, требование о предоставлении документов, акт и предписание об устранении нарушений наносят специальный QR-код. Формируется он в в ЕРКНМ.

В завершение проверки перед инспекторами стоит задача:

  • выдавать компании (ИП) предписание об устранении нарушений (в документе должны быть указаны разумные сроки);
  • принять решение, возбуждать ли дело об административном правонарушении.

Контроль исполнения предписаний об устранении нарушений

Тут нужно обратить внимание на пункты, которые должны быть в документе:

  • описание нарушений;
  • ссылки на нормы Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, в котором описаны требования, которые бизнесом нарушены;
  • перечень действий, которые необходимы для устранения нарушения и, как уже было сказано, обретение разумных сроков для их устранения;
  • для некоторого рода нарушений напоминание о необходимости направления в ИНФС чеков коррекции;
  • напоминание об обязанности выдать контролерам чек или бланк строгой отчетности, если выявленное нарушение связано с невыдачей бумажного чека.

Важно! Во время проверки исполнения бизнесом выданных ему предписаний ревизоры проверяются, устранило ли юрлицо нарушение, а также оценивают, обеспечил ли бизнес изменение подходов к работе, которое обеспечит недопущение ошибок в будущем.

А что будет если проигнорировать предписание?

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к письму Минэкономразвития России от 29.01.2024 № Д24и-2375, а также посмотреть, что узнано в п. 5 раздела 1 протокола совещания от 25.07.2023 № 28-Д24.

Там делается вывод о том, что наказание компании или индивидуального предпринимателя допустимо и без проведения контрольных мероприятий если у ревизоров есть данные, которые позволяют им сделать обоснованный вывод об игнорировании предписания. В названных документах, отмечается, что ревизоры, как правило могут оценить исполнения или игнорирование выданного ими предписания, не прибегая к контрольным мероприятиям с взаимодействием.

Может возникнуть вопрос: как ревизоры проверят этот факт? Легко. Допустим, налоговым органом установлено, что компания или ИП не применяют кассу из-за того, что ее просто нет. Для контроля исполнения предписания будет достаточно проверить сведения о о регистрации контрольно-кассовой техники и послания чек коррекции на ту сумму, которую принимал бизнес без кассы.

Следующим шагом, в случае если предписания неисполняется, ревизоры могут составить протокол о нарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направить документы в суд. А что будет если контрмеры установят факт игнорирования предписания, котором ожидают от бизнеса начать соблюдение Закона № 54-ФЗ (такой сценарий может получить развитие, если бизнес игнорирует использование кассы, и не выдает чеки при каждом расчете)?

В этом случае обратная реакция со стороны инспекции может быть еще хуже, они могут попросить судей наказать виновных лиц в форме дисквалификации.

Мы рассмотрели дистанционный формат проверки исполнения выданного предписания. А как будут развиваться события, если удаленно проконтролировать исполнение нельзя?

Тогда инспекторы могут провести контрольно-надзорное мероприятие с взаимодействием. Завершении срока установленного в предписании, является основанием для для внепланового контрольного мероприятия в форе контрольной закупки, документарной и выездной проверки. Помните, такие действия со стороны инспекции возможности с согласования их с прокуратурой.

Контрольная закупка

Перейдем к следующему виду мероприятий — контрольной закупке. В этом году году в рамках госконтроля за проверкой соблюдения бизнесом «кассового» законодательства разрешено проведение выездного обследования.

Если во время этого КНМ ревизорами будут выявлены признаки нарушений законодательства, то они могут тут же, на месте совершить контрольную закупку. На такие действий получать разрешение от прокурату не нужно. Усугубляет положение тот факт, что ревизорам не нужно предварять контрольную закупку профилактическим мероприятием. Такой вывод можно сделать из письма Минэкономразвития от 29.12.2023 г. № Д24и-42841.

После проведения контрольной закупке, информацию об этом мероприятии заносить в ЕРКНМ. Срок на обновление сведений — один рабочий день после завершения мероприятия надзора.

Итогом контрольной закупки будет оголения акта, в котором ревизоры отразят свое решение о:

  • выдачи организации или предпринимателю предписания об устранении выявленных нарушений (с указанием разумных сроков);
  • возбуждения дела об административном правонарушении.

Так же как и в случае с выдачей предписания, на акт контрольной закупки наносится QR-код.

Индикаторы риска нарушений

Поводу для начала внепланового контрольного мероприятия при условии согласования такого с прокуратурой может стать обнаружение индикаторов риска нарушений. Их список в части применения касс утвержден Приказом Минфина от 06.06.2023 г. № 88н.

При появлении индикаторов, инспекция может назначить контрольно-надзорное мероприятие предусматривающее коммуникацию с контролируемым лицом. Таким мероприятие может стать документарная или выездная проверка, и контрольная закупка.

Документооборот во время проверки ККТ

В части обмена документами с инспекторами, нужно обратить внимание, что во время профилактических и контрольных мероприятий по проверки правильности работы кассовых аппаратов, инспекторы оформляют все документы в электронном виде и подписываются УКЭП. ФНС письмом от 27.06.2023 г. № 20-3-03/0049@ поручила обеспечить наличие у ревизоров таких электронных подписей.


Вверх