Что существенно изменилось в правилах проведения инвентаризации с 1 апреля 2025

Инвентаризацию в 2025 году нужно проводить по новым правилам. На законодательном уровне они введены ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация».

Стандарт утвержден приказом Минфина от 13 января 2023 г. №4н. Официальное начало его применения - 1 апреля 2025 года.


Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49, на основании которых проводили инвентаризацию до вступления в силу ФСБУ 28/2023, утратили силу.


Когда инвентаризация обязательна

Старый порядок предусматривал, что инвентаризацию в обязательном порядке проводят перед составлением отчетности и на день приемки-передачи дел при смене материально ответственного лица.

Согласно ФСБУ 28/2023, проведение инвентаризации обязательно, если того требует законодательство РФ, а также в следующих случаях (п. 15, п. 16 ФСБУ 28/2023):

  • при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Организация вправе проводить инвентаризацию библиотечных фондов один раз в 5 лет, иных основных средств - один раз в 3 года;
  • при передаче (возврате) активов экономического субъекта, имущественного комплекса (за исключением обычной деятельности фирмы) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов организации;
  • при смене материально ответственного работника;
  • при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности);
  • при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;
  • в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация;
  • при реорганизации организации, за исключением преобразования;
  • при ликвидации организации.

Теперь установлено, что обязательную инвентаризацию нужно проводить не только при передаче, но и при возврате активов, включая случаи безвозмездного пользования и управления. А для реорганизации в форме преобразования инвентаризация не обязательна.


Состав инвентаризационной комиссии

Ранее результаты инвентаризации признавали недействительными при отсутствии хотя бы одного члена комиссии. Теперь количество членов комиссии, которые могут отсутствовать при инвентаризации, увеличили.

По новым правилам результаты инвентаризации признают недействительными при отсутствии одной пятой и более членов комиссии (п. 21 ФСБУ 28/2023).

Это значит, что численный состав инвентаризационной комиссии должен быть таким, чтобы была обеспечена действительность ее решений. То есть он должен быть более 5 человек (п. 21 ФСБУ 28/2023).


Комиссия, состоящая из более чем 5 человек, имеет право проводить инвентаризацию при отсутствии одного участника. Если в комиссии свыше 10 человек, допускается отсутствие двоих.


Материально ответственных лиц в состав комиссии все так же включать запрещено.

Читайте в бераторе:

Когда инвентаризацию лучше отложить


Инвентаризационных комиссий может быть несколько

Согласно пункту 19 ФСБУ 28/2023, инвентаризационная комиссия может быть одна или несколько, для проведения инвентаризации разных активов и обязательств: запасов, ОС, НМА, финансовых вложений, оценочных резервов и т.д.

Смотрите в бераторе:

Приказ о постоянно действующей инвентаризационной комиссии

Согласно требованиям к инвентаризации, установленным разделом II ФСБУ 28/2023, инвентаризационная комиссия должна не просто сверить фактическое наличие объектов по инвентаризационной ведомости, но и провести необходимые оценки и подтвердить их обоснованность.

Речь идет о том, что для ряда объектов стандарт требует проведения проверки документов и выполнения расчетов. К таким объектам относятся (подп. «б» п. 4, п. 18 ФСБУ 28/2023):

  • денежные средства на счетах в кредитных и иных организациях;
  • финансовые вложения;
  • НМА и капвложения в них;
  • активы в виде дебиторской задолженности и иные аналогичные обязательства;
  • отложенные налоговые активы и обязательства;
  • источники финансирования деятельности компании и др.

Инвентаризационные комиссии могут создаваться в отдельности по видам проверяемых активов и обязательств. При этом к проверкам привлекаются «узкие» специалисты, чтобы они могли выдать компетентные заключения.


«Малые объемы»

Ранее комиссию можно было не создавать, если в компании работает один человек. А при малых объемах работ по старым правилам инвентаризация проводилась силами ревизионной комиссии.

Правила инвентаризации в новом ФСБУ для аналогичных ситуаций сформулированы по-другому: при отсутствии других работников инвентаризационные работы проводят главбух и руководитель или сам руководитель. А ревизионная комиссия проводит их вне зависимости от объема работ, если это предусмотрено уставом компании.


Для некоторых организаций ревизионную комиссию стоит наделить полномочиями проведения инвентаризации или заключить договор с аудиторской организацией, которым теперь дано право проводить инвентаризацию в компании.


Читайте в бераторе:

Сведения о данных бухучета, которые должны быть собраны перед началом проверки


Методы проверки

ФСБУ 28/2023 прямо установлено, что при ревизии можно применять альтернативные способы проверки, такие, как фото- и видеосъемка. Это актуально в случаях, когда физический осмотр объекта невозможен или слишком затратен.

Кроме того, добавлены обязанности работодателя в плане обеспечения процесса проверки рабочей силой, весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой, транспортом и средствами связи (п. 7 ФСБУ 28/2023).


Дата инвентаризации

Сроки (даты начала и окончания) проведения инвентаризации в случаях, когда инвентаризация обязательна (п. 15 ФСБУ 28/2023), устанавливает руководитель организации своим приказом (п. 17 ФСБУ 28/2023).

Сроки инвентаризации установлены подпунктами «а» - «з» пункта 16 ФСБУ 28/2023, например:

  • при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - на отчетную дату;
  • при смене материально ответственного лица - на дату приема-передачи дел;
  • перед передачей активов третьим лицам или перед их возвратом;
  • по факту обнаружения порчи имущества;
  • при реорганизации или ликвидации - перед составлением передаточного акта или ликвидационного баланса.

Документирование и результаты

ФСБУ 28/2023 требует, чтобы наличие активов и обязательств, оценка их состояния соответствовали их действительному существованию и были задокументированы. Для этого используются инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости, экспертные заключения.

Инвентаризация может дать результаты, которые нужно будет по правилам ФСБУ отражать в бухгалтерской отчетности:

Инвентаризационная комиссия должна представить основания для признания дебиторской задолженности безнадежной или сомнительной, а также основания для списания объектов бухгалтерского учета.


Излишки раньше оценивали по рыночной стоимости. Новый ФСБУ требует их оценивать по справедливой стоимости, либо по балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активов (подп. «а» п. 11 ФСБУ 28/2023).


ФСБУ 28/2023 относится только к коммерческим организациям.

Читайте в бераторе, что составляет нормативную базу по инвентаризации.



Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.

Вверх