.

«Новые» маркированные товары – запрет на ЕНВД

Письмо Министерства финансов РФ №03-11-11/87500 от 13.11.2019

Согласно Налоговому кодексу на «вмененку» можно перевести розничную торговлю:

  • через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. метров по каждому объекту;

  • через объекты стационарной торговой сети без торговых залов;

  • через объекты нестационарной торговой сети (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Кроме того, ЕВДН можно совмещать с другими режимами. Но нужно будет вести раздельный учет.

В письме от 13.11.2019 № 03-11-11/87500 Минфин России разъясняет, как правильно вести учет при продаже маркированных товаров плательщику, совмещаемому ЕНВД и УСН.

Запрет на ЕНВД

С 1 января 2020 года в запрещенный для работы на ЕНВД список войдут товары, подлежащие обязательной маркировке. Поправки внес Федеральный закон от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ. К таким товарам отнесли:

  • лекарственные препараты;

  • обувь;

  • одежда;

  • изделия из натурального меха.

Маркировка продукции – это нанесение на товар уникального кода (контрольного идентификационного знака), позволяющего получить исчерпывающую информацию о товаре. Такая информация нужна как контролирующим органам, так и конечным покупателям. Маркировка позволяет отслеживать товар от производителя до магазина.

Обратите внимание: обязательная маркировка лекарственных препаратов установлена Федеральным законом от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ. Обувных товаров - распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 792-р. Предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделия из натурального меха - постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 г. № 787.

Напомним о перечне «нерозничных» товаров, продажу которых нельзя перевести на ЕНВД. Он приведен в статье 346.27 Налогового кодекса. К ним, в частности, относятся подакцизные товары, товары собственного производства, продукты питания и напитки, реализуемые в объектах общепита, грузовые автомобили, автобусы и т. д.

Утрата ЕВНД

Фирмы и ИП, продавшие товары, которые не считаются розничными, теряют право применять ЕНВД.

Предприниматели, совмещающие ЕНВД и УСН и продающие маркируемые товары, должны изменить порядок учета получаемых доходов для целей налогообложения. Об этом разъясняют чиновники в письме от 13.11.2019 № 03-11-11/87500.

По статье 346.26 Налогового кодекса, предприниматели, осуществляющие наряду с деятельностью, облагаемой ЕНВД, иные виды деятельности, исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с другим режимом. При этом нужно вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД, и деятельности по иному режиму налогообложения.

Если плательщик применяет ЕНВД и УСН, доходы от предпринимательской деятельности, не подпадающей под ЕНВД, должны включаться в налоговую базу по УСН.

Таким образом, при продажи маркированных товаров с 1 января 2020 года налогоплательщик, совмещающий УСН и ЕНВД, вправе применять упрощенку, а в отношении реализации товаров, не подлежащих обязательной маркировке, - ЕНВД.

Тем, кто продает такие товары, думать о смене налогового режима нужно уже сейчас. Так как перейти с ЕНВД на УСН можно только с начала календарного года. Для этого нужно обратиться в свою инспекцию. Заявление на УСН подайте до 31 декабря.

Если же «вменещик» продаст маркированные товары, он утратит право на ЕНВД с начала квартала, в котором они реализованы, и за этот период должен будет заплатить «общережимные» налоги.

Чем грозит торговля немаркированными товарами

Кроме доначисления налогов, торговля немаркированными товарами грозит изъятием непромаркированной продукции и штрафом по части второй статьи 15.12 КоАП РФ.

Штраф для физических лиц составляет от 2000 до 4000 рублей, для ИП - от 5000 до 10 000 рублей, для компаний – от 50 000 до 300 000 рублей.

Могут возбудить и уголовное дело по статье 171.1 Уголовного кодекса. Стоимость немаркированных товаров должна быть не менее 1 500 000 рублей. Наказание за такое преступление:

  • штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев;

  • или принудительные работы на срок до трех лет;

  • или лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев.

Эксперт "НА" Е.В. Натырова
Письмо Министерства финансов РФ №03-11-11/87500 от 13.11.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-11/87500 от 13.11.2019

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 14.10.2019 и сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщается, что в соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

При этом согласно пункту 7 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Также указанной нормой установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.

Таким образом, при условии применения налогоплательщиком ЕНВД наряду с упрощенной системой налогообложения доходы от предпринимательской деятельности, не подпадающей под налогообложение ЕНВД, должны включаться в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

При этом согласно пункту 4 статьи 346.12 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

С 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, по перечню кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяемых Правительством Российской Федерации, для целей главы 26.3 Кодекса не относится к розничной торговле.

Учитывая изложенное, при условии соблюдения положений глав 26.2 и 26.3 Кодекса налогоплательщики в отношении реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, вправе применять упрощенную систему налогообложения, а в отношении реализации товаров, не подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, - ЕНВД.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. 


Заместитель директора Департамента Р.А.СААКЯН

Вверх