.

О применении ККТ при поступлении денежных средств за коммунальные услуги

Письмо Федеральной налоговой службы №АБ-4-20/4309@ от 31.03.2021

Применение ККТ при расчетах

Применять контрольно кассовую технику, формировать фискальный документ и передавать его в налоговую инспекцию в режиме онлайн обязаны организации и предприниматели в момент расчета с физическим лицом. При этом расчетом считается операция, поименованная в статье 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Это может быть прием или выплата денежных средств наличными или в безналичной форме при:

  • оплате имущества, работ или услуг;
  • выплате, возврате или зачете предварительной оплаты или аванса;
  • выдаче или погашении займов, привлеченных для оплаты имущества, работ или услуг;
  • предоставлении или получении иного встречного предоставления за имущество, работы или услуги, что тоже считается их оплатой.

В то же время не нужно применять ККТ при вышеназванных расчетах, если:

  • они производятся в безналичной форме между организациями или индивидуальными предпринимателями;
  • расчеты ведет кредитная организация, в том числе банк.

Обязанность по применению ККТ возлагается на организацию или предпринимателя, непосредственно осуществляющих расчет с покупателем/клиентом за товары, работы или услуги.

Применение ККТ по платежам за ЖКХ

Как правило, поставщики коммунальных услуг принимают платежи от населения за услуги ЖКХ через платежных агентов. В таком случае платежный агент изначально принимает платежи на счет свой расчетный счет, а потому обязан формировать фискальные документы и передавать данные о расчетах с населением в ИФНС. Это касается как приема платы за коммунальные услуги наличными, так и получения безналичных переводов денежных средств непосредственно со счетов физических лиц – потребителей коммунальных услуг.

В то же время платежному агенту не требуется применять ККТ при приеме платежей за коммунальные услуги, если:

  • платежным агентом выступает кредитная организация;
  • денежные средства в погашение задолженности физических лиц) за коммунальные услуги поступают с расчетного счета юридического лица.

Кассовые чеки по услугам ЖКХ

Кассовые чеки платежных агентов должны иметь дополнительные реквизиты, поименованные в статье 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. При этом состав дополнительных реквизитов в чеках ККТ платежных агентов зависит от статуса конечного получателя денежных средств в качестве кредитной или не кредитной организации.

Так как конечным получателем платежей от населения за коммунальные услуги являются не кредитные организации, а поставщики услуг ЖКХ, в кассовых чеках платежных агентов при приеме платежей за коммунальные услуги должны присутствовать следующие дополнительные реквизиты:

  • размер комиссии платежного агента за услуги по приему платежей, если такая комиссия взимается с населения;
  • номера контактных телефонов платежного агента и поставщика коммунальных услуг.

По мнению ФНС России, в кассовом чеке платежного агента при приеме коммунальных услуг должны быть отражены конкретные позиции, позволяющие потребителю услуг ЖКХ однозначно определить, какие именно услуги являются предметом расчета. В то же время кассовый чек платежного агента по услугам ЖКХ может не содержать данных о ставке и размере НДС.

Кроме того, установлены следующие правила применительно к дистанционным расчетам за услуги ЖКХ.

1. Сформировать кассовый чек и передать фискальные данные в инспекцию получатель платы за услуги ЖКХ обязан в течение пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на его расчетный счет.

2. Выдавать распечатанный чек либо передавать его реквизиты или идентификаторы потребителям услуг ЖКХ следует только их письменному запросу – бесплатно, в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.

3. Если от потребителя услуг ЖКХ не поступил запрос на выдачу чека в течение трех месяцев со дня его формирования, то обязанность по выдаче такого фискального документа считается исполненной.

Статус поставщика услуг ЖКХ

По мнению ФНС России, если организация - поставщик услуг ЖКХ не заключала договор с платежным агентом по приему платежей от физических лиц, то такая организация не обязана выполнять требования Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ, предъявляемые к платежным агентам.

Эксперт «НА» Т.Н.Точкина
Письмо Федеральной налоговой службы №АБ-4-20/4309@ от 31.03.2021текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№АБ-4-20/4309@ от 31.03.2021

О применении ККТ при поступлении денежных средств за коммунальные услуги

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение МУП от 15.02.2021, сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Вместе с тем считаем возможным отметить, что Федеральным законом № 54-ФЗ определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров (пункт 2 статьи 1 Федерального закона № 54-ФЗ).

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ (пункт 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

При этом законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники возлагает обязанность по применению контрольно-кассовой техники на организацию или индивидуального предпринимателя, непосредственно осуществляющих расчет, в том числе зачисление денежных средств на расчетный счет, с покупателем (клиентом) за товары (работы, услуги).

Таким образом, в ситуации, изложенной в первом вопросе обращения, в случае осуществления физическими лицами расчетов путем зачисления денежных средств за коммунальные услуги на счет, принадлежащий ООО, указанная организация выступает в качестве агента и, соответственно, у нее возникает обязанность по применению контрольно-кассовой техники.

Федеральным законом № 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, в том числе наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цену (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок (пункт 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ).

Учитывая изложенное, в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) должны быть отражены конкретные позиции, позволяющие покупателю (клиенту) однозначно определить, какие именно товары (работы, услуги) являются предметом расчета.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Таким образом, в случае осуществления физическими лицами расчетов путем зачисления денежных средств за коммунальные услуги на счет, принадлежащий непосредственно кредитной организации, контрольно-кассовая техника может не применяться.

По второму вопросу обращения следует учитывать, что согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) поставщик - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона № 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

Таким образом, в случае если поставщик при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги не заключал договор с платежным агентом по приему платежей (наличных денежных средств) физических лиц, то на организацию (поставщика) не распространяются требования Федерального закона № 103-ФЗ.

По третьему вопросу обращения следует учитывать, что контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Таким образом, в случае поступления денежных средств (задолженности физических лиц) за коммунальные услуги с расчетного счета непосредственно организации применение контрольно-кассовой техники в описанной ситуации не требуется.

Вместе с тем при поступлении денежных средств (задолженности) за коммунальные услуги непосредственно со счета физического лица у организации возникает обязанность применения контрольно-кассовой техники.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.


Государственный советник Российской Федерации 3 класса А.В.Бударин

Вверх