Заявка на доступ к бератору
Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и откроем полный доступ ко всем возможностям и функциям бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера».
Бератор – ваш помощник в работе бухгалтера
Бератор – уникальная профессиональная энциклопедия для бухгалтера и директора, которая всегда рядом в трудную минуту. С бератором вы сэкономите рабочее время, деньги компании и свои нервы.
Практические советы от экспертов бухучета
Все новости бухгалтерии и изменения в законодательстве
Сервисы и инструменты для упрощения работы
Тематические издания, чек-листы и другие полезные подарки
Подключите бератор по выгодной цене сейчас
При подписке вы получите полный доступ к бератору
«Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалам журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и
«Практическая бухгалтерия»,
онлайн-сервисам и полезным PDF-изданиям.
Вы находитесь в платном материале бератора
Вы можете получить пробный доступ к бератору.
Оформите заявку на подключение, мы с вами свяжемся и оговорим, когда вам удобно получить доступ.
Подписка на бератор – первый шаг к защите вашей бухгалтерии
Бератор – уникальная профессиональная энциклопедия для бухгалтера и директора, которая всегда рядом в трудную минуту. С бератором вы сэкономите рабочее время, деньги компании и свои нервы.
Практические советы от экспертов бухучета
Все новости бухгалтерии и изменения в законодательстве
Сервисы и инструменты для упрощения работы
Тематические издания, чек-листы и полезные подарки
Как платить налоги при утрате права на ПСН?
Письмо Министерства финансов РФ №СД-36-3/8565@ от 28.09.2026
При утрате права на ПСН налогоплательщик автоматически переходит на общий режим налогообложения (или на УСН/ЕСХН, если они применялись) с начала налогового периода, на который был выдан патент. Это происходит при наступлении любого из оснований, предусмотренных пунктом 6 статьи 346.45 НК РФ. Налоги за период утраты патента исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь зарегистрированных ИП. При этом суммы НДФЛ, налога при УСН или ЕСХН, подлежащие уплате за этот период, уменьшаются на сумму уже уплаченного налога по ПСН.
Текст документа
Письмо Министерства финансов РФ
№СД-36-3/8565@ от 28.09.2026
Как платить налоги при утрате права на ПСН?
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями налоговых органов по вопросу уплаты налога по патентной системе налогообложения (далее - ПСН) при утрате права на применение ПСН, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения (на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - ЕСХН (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, при наступлении любого из предусмотренных пунктом 6 указанной статьи оснований.
Пунктом 7 статьи 346.45 Кодекса установлено, что суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения (УСН, ЕСХН), а также суммы торгового сбора за период, в котором индивидуальный предприниматель (далее - ИП) утратил право на применение ПСН по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 346.45 Кодекса, исчисляются и уплачиваются ИП в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных ИП. Сумма налога на доходы физических лиц, сумма налога, уплачиваемого при применении УСН, сумма налога, уплачиваемого при применении ЕСХН, подлежащие уплате за налоговый период, в котором ИП утратил право на применение ПСН в соответствии с пунктом 6 статьи 346.45 Кодекса, уменьшаются на сумму налога, уплаченного в связи с применением ПСН.
В соответствии с пунктом 8 статьи 346.45 Кодекса, ИП обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение ПСН по основаниям, указанным в пункте 6 указанной статьи, в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение ПСН.
В связи с изложенным:
1. Сумма денежных средств, зачтенная в счет исполнения обязанности по уплате налога по ПСН (срок уплаты налога приходится на дату до наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на ПСН) возврату либо зачету не подлежит. При этом указанные суммы налога уменьшают налог, уплачиваемый в рамках иных режимов налогообложения, поименованных в абзаце 2 пункта 7 статьи 346.45 Кодекса;
2. Суммы налога, начисленные по ПСН, срок уплаты которых приходится на дату после наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на ПСН, подлежат аннулированию.
Пример:
1. ИП получил патент на право применения ПСН со сроком действия с 01.01.2026 по 31.12.2026. Кроме того, ИП с 01.01.2026 также применяет УСН.
Сумма исчисленного налога по патенту составила 90 000 рублей:
- по сроку уплаты 01.04.2026 - 30 000 рублей;
- по сроку уплаты 28.12.2026 - 60 000 рублей.
Сумма в размере 20 000 рублей зачтена в счет исполнения обязанности по уплате налога по ПСН по сроку уплаты 01.04.2026. ИП 10.07.2026 подано заявление об утрате права на применение ПСН, дата наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на ПСН - 01.07.2026.
На основании вышеизложенного, налоговый орган аннулирует начисления по налогу:
- по сроку уплаты 01.04.2026 - 10 000 рублей;
- по сроку уплаты 28.12.2026 - 60 000 рублей.
При этом начисленная сумма налога по сроку уплаты 01.04.2026 в размере 20 000 рублей аннулированию не подлежит.
Денежные средства, зачтенные в счет исполнения обязанности по уплате налога по ПСН, также не подлежат возврату или зачету, но могут быть использованы при уменьшении исчисленной суммы налога, подлежащему уплате при применении УСН.
2. ИП получил патент на право применения ПСН со сроком действия с 01.01.2026 по 30.06.2026.
Сумма исчисленного налога по патенту составила 30 000 рублей:
- по сроку уплаты 01.04.2026 - 10 000 рублей;
- по сроку уплаты 30.06.2026 - 20 000 рублей.
ИП 31.03.2026 подано заявление об утрате права на применение ПСН, дата наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на ПСН - 20.03.2026.
Учитывая изложенное, налоговый орган аннулирует суммы начисленного налога по сроку уплаты 01.04.2026 в размере 10 000 рублей, по сроку уплаты 28.12.2026 в размере 20 000 рублей.
Указанная позиция согласована Минфином России письмом от 23.09.2026 N 03-11-09/83676.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.С.САТИН
