.

ФНС сообщила о необходимости соблюдать процессуальные сроки

Письмо Федеральной налоговой службы № ЕД-4-2/55 от 10.01.2019

ФНС выпустила письмо о том, что налоговики на местах должны соблюдать процессуальные сроки, установленные НК РФ – сроки проверок, рассмотрений, оформления бумаг. Судебная практика сложилась так, что нарушения отдельных процессуальных сроков не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам. Но соразмерно уменьшает сроки принудительного взыскания налоговой задолженности вплоть до утраты возможности такого взыскания.

Негативные последствия нарушения процессуальных сроков

Если в ходе налогового контроля налоговики нарушили отдельные процессуальные сроки, существенным последствием этого может быть то, что при нарушении каждого срока соразмерно уменьшаются сроки на принудительное взыскание задолженности, а также сроки банкротства. В ряде случаев это может привести к тому, что уже невозможно будет взыскать недоимку, а участие налоговиков в делах о банкротстве будет затруднено.

Налоговым органам предписано стараться «вписываться» в установленные сроки. Откладывать рассмотрение материалов налоговой проверки в пределах отведенных сроков можно только по объективными причинам. Например, из-за отсутствия проверяемого лица.

Какие процессуальные нарушения не стоит оспаривать

От того, насколько значительно нарушение, зависит перспектива обжалования решения инспекции. Нарушения каких норм НК РФ налоговиками суды не будут рассматривать как единственное основание для отмены решения? Все они перечислены в комментируемом письме. ФНС при этом ссылается судебную практику ВАС и КС РФ.

«Неоспоримые» нарушения ФНС

Норма НК РФ Содержание Срок
Статья 70 Сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Статья 88 пункт 2 Камеральная налоговая проверка - 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
- 2 месяца со дня представления декларации по налогу на добавленную стоимость.
Статья 89 пункт 6 Выездная налоговая проверка Не более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев.
Статья 100 пункт 1 Составление акта налоговой проверки По результатам выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.
По результатам камеральной проверки при выявлении нарушений – в течение 10 дней после окончания проверки.
Статья 100 пункт 5 Вручение акта налоговой проверки В течение 5 дней с даты этого акта.
Статья 101 пункт 1 Принятие решения по результатам рассмотрения акта налоговой проверки, других материалов, письменных возражений по указанному акту, дополнительных мероприятий налогового контроля В течение 10 дней со дня истечения срока дополнительных мероприятий налогового контроля.
Статья 101 пункт 6 Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (допрос свидетеля, проведение экспертизы). Не больше 1 месяца.
Статья 101 пункт 9 Вступление в силу решения по проверке По истечении 1 месяца со дня вручения. Вручение – в течение пяти дней со дня его вынесения.
В случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.
Статья 101.4. пункт 1 Выставление акта о нарушениях, выявленных вне налоговых проверок В течение 10 дней со дня выявления нарушения.
Статья 101.4. пункт 6 Рассмотрение акта о нарушениях, выявленных вне налоговых проверок, и представленных материалов В течение 10 дней после истечения месяца, отведенного налогоплательщику для представления материалов по акту.
Статья 101.4. пункт 10 Направление требования об уплате налога (сбора, страховых взносов) В течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения о выставлении требования (оно должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения).
Статья 140 пункт 6 Принятие вышестоящей инспекцией решения по жалобе (апелляционной жалобе) В течение 1 месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Этот срок может быть продлен не более чем на 1 месяц.

Когда стоит побороться

К ошибкам инспекторов, которые дадут возможность выиграть спор, можно отнести, например:

  • проведение повторной проверки по одним и тем же основаниям;
  • повторное истребование документов;
  • непринятие возражений на акт проверки;
  • рассмотрение документов в период более трех лет;
  • направление документов неуполномоченному лицу;
  • направление акта по юридическому адресу, если инспекция знала о фактическом адресе;
  • проведение проверки неуполномоченным налоговым органом.

Следует также помнить, что безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным являются такие нарушения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ):

  • необеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов;
  • лишение налогоплательщика возможности в полной мере реализовать свое право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой.

В свете комментируемого письма нарушение инспекцией срока проведения камеральной проверки не является основанием для отмены решения налогового органа. Но иногда и нарушение срока проведения проверки может являться основанием для отмены решения. Например, если суд установит, что срок камеральной проверки превышен, но в пределах срока инспекция не истребовала документы и пояснения налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 № КА-А40/2875-10).

Если налогоплательщик не был извещен о месте и времени рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, это может стать основанием для отмены решения налогового органа (см. постановление АС Московского округа от 20.01.2015 № Ф05-15735/2014 по делу № А40-19971/2014).

Заметим, что главными козырями в руках компании все-таки являются ошибки в актах налоговых проверок и решениях. Если они есть (в дополнение к процессуальным срокам), то решение можно будет оспорить с большей вероятностью.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Федеральной налоговой службы № ЕД-4-2/55 от 10.01.2019текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№ ЕД-4-2/55 от 10.01.2019

О СОБЛЮДЕНИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная налоговая служба обращает внимание территориальных налоговых органов на необходимость строгого соблюдения процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) для проведения налоговых проверок, оформления их результатов, а также рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем сроки осуществления принудительных мер учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Кодекса.

Эта позиция подтверждена также в пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 1988-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Григорьева Дмитрия Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 7 пункта 1 статьи 31, пунктом 2 статьи 70 и пунктом 7 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации", в частности в данном судебном акте указано, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Кодекса, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями Кодекса.

Позиция также подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 N 790-О.

Указанная позиция получила свое развитие также в судебной практике по делам о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 утвержден "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", в пункте 12 которого указано, что, если при проведении мероприятий налогового контроля, рассмотрении результатов налоговой проверки со стороны налогового органа допущено нарушение сроков совершения соответствующих действий, в частности, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 1014, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы) Кодекса, на время такой просрочки, не обусловленной объективными причинами, течение двухмесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не приостанавливается. При этом к объективным препятствиям, сделавшим невозможным соблюдение налоговым органом указанных сроков, может относиться в том числе активное противодействие проведению выездной налоговой проверки (пункт 11 статьи 113 Кодекса).

Таким образом, сформировалась судебная практика, согласно которой нарушение процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов, рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, предусмотренных Кодексом, не влечет безусловную отмену итоговых решений по налоговым проверкам, но в итоге при нарушении каждого отдельно взятого процессуального срока соразмерно уменьшает сроки, предусмотренные Кодексом в отношении процедур принудительного взыскания задолженности, а также сроки, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве). В ряде случаев нарушение указанных сроков может привести к существенным затруднениям или к невозможности осуществления принудительного взыскания налоговой задолженности, а также затруднениям при осуществлении участия уполномоченных органов в делах о банкротстве.

Затягивание, а в некоторых случаях нарушение процессуальных сроков, не связанные с обеспечением прав и законных интересов проверяемых лиц, приводит к неэффективному использованию ресурсов налоговых органов, длительности проводимых налоговых поверок, увеличению количества обращений (жалоб), поступающих в налоговые органы, несет репутационные риски Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов.

Обращается внимание, что Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в статью 101 Кодекса. Абзацем вторым пункта 4 статьи 101 Кодекса предусмотрено, что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются доказательства, с которыми лицу, в отношении которого проводилась проверка, была предоставлена возможность ознакомиться.

Лицу, в отношении которого проводилась проверка, обязательно должна быть предоставлена возможность ознакомиться, в том числе с документами, ранее истребованными у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных и/или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Кодекса.

Пунктом 3.1 статьи 100 и пунктом 6.2 статьи 101 Кодекса предусмотрены случаи, когда налоговый орган прилагает к акту налоговой проверки и к дополнению к акту налоговой проверки документы, на которые имеются ссылки, соответственно в акте налоговой проверки и дополнении к акту налоговой проверки, то есть без заявления лица, в отношении которого проведена налоговая проверка.

Кроме вышеуказанных случаев необходимость в ознакомлении лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, с документами возникает, когда документы получены налоговым органом после составления акта налоговой проверки на законных основаниях, например, по требованию (поручению), направленному в рамках налоговой проверки, поступившие от компетентных органов иностранных государств, иных источников. В указанных случаях налоговым органам рекомендуется руководствоваться порядком ознакомления, предусмотренным пунктом 2 статьи 101 Кодекса без заявления лица, в отношении которого проведена налоговая проверка.

Также территориальными налоговыми органами допускаются случаи произвольного продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, отложения рассмотрения таких материалов без вынесения соответствующих решений и/или значительно позже сроков, предусмотренных статьей 101 Кодекса (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ).

По смыслу положений, установленных статьей 101 Кодекса, соблюдение проверяющими норм, закрепленных в Кодексе, направлено на обеспечение прав и законных интересов проверяемого лица, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.

Неоднократный перенос рассмотрения материалов проверки может быть связан исключительно с обеспечением проверяемому лицу возможности ознакомиться со всеми материалами проверки и/или участвовать при их рассмотрении в налоговом органе.

В то же время, если проверяемое лицо надлежащим образом извещено, но не воспользовалось своим правом присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки, решение может быть принято в его отсутствие (абзацы 4, 5 пункта 2 статьи 101 Кодекса).

Отложение рассмотрения материалов налоговой проверки в пределах сроков, отведенных для такого рассмотрения, может быть вызвано исключительно объективными причинами отсутствия проверяемого лица, и налоговые органы должны обеспечивать своевременное и надлежащее извещение таких лиц (с подтверждением вручения) о рассмотрении материалов налоговой проверки.

На основании вышеизложенного руководителям (исполняющим обязанности руководителей) территориальных налоговых органов настоящим письмом поручается усилить контроль за соблюдением процессуальных сроков, установленных Кодексом, в том числе в режиме текущего мониторинга средствами автоматизированной информационной системы налоговых органов.

Межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам в рамках аудиторских проверок внутреннего аудита обеспечить надлежащую проверку и оценку обоснованности затягивания (нарушения) процессуальных сроков территориальными налоговыми органами, не связанные с обеспечением прав и законных интересов проверяемых лиц.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.


Действительный государственный советник РФ 2-го класса Д.В.ЕГОРОВ

Вверх