.

Когда вспомогательная деятельность приводит к образованию постоянного представительства

Письмо Министерства финансов РФ № 03-08-05/103340 от 30.12.2019

Иностранные организации могут осуществлять на территории РФ разные виды деятельности, в том числе подготовительную и вспомогательную деятельность, как в интересах собственной организации, так и в интересах третьих лиц. Такая деятельность в интересах третьих лиц, осуществляемая на безвозмездной основе, приводит к образованию постоянного представительства. Налог на прибыль в этом случае платят в размере 20% от суммы расходов, связанных с указанной деятельностью. 

Кто платит налог на прибыль в РФ 

Плательщики налога на прибыль перечислены в статье 246 НК РФ. К ним относятся и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ.

Напомним, что в соответствии с Налоговым кодексом (п. 2 ст. 11) иностранные организации – это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные объединения, которые созданы по законодательству иностранных государств.

С сумм выплаченных дивидендов, а также доходов иностранных фирм, у которых нет в РФ постоянных представительств, налог в бюджет перечисляют компании (по особым ставкам), которые выплачивают соответствующие доходы. В данном случае эти организации налогоплательщиками не являются. Они выступают в роли налоговых агентов. 

Если есть постоянное представительство 

Иностранные компании, которые получают доходы в РФ, должны платить с них налоги. Только в одних случаях они сами рассчитываются с российским бюджетом, а в других за них это делают налоговые агенты. Все зависит от того, есть у инофирмы постоянное представительство на территории РФ или нет.

Если такое представительство есть и оно состоит на учете в налоговой инспекции, то инофирма считается налоговым резидентом. В противном случае эта компания – нерезидент.

К постоянному представительству относят филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение или место деятельности компании, через которое она занимается в РФ предпринимательством (п. 2 ст. 306 НК РФ).

Деятельность постоянного представительства может быть связана:

  • с пользованием недрами или другими природными ресурсами;

  • со строительством, установкой, монтажом, сборкой, наладкой, обслуживанием и эксплуатацией оборудования;

  • с торговлей товарами с расположенных в России собственных или арендуемых складов;

  • с проведением других работ и оказанием услуг, а также иной деятельностью (кроме подготовительной и вспомогательной).

Налогом на прибыль облагаются доходы, полученные (ст. 307 НК РФ):

  • от производственной, торговой и посреднической деятельности на территории РФ (за вычетом расходов на их получение);

  • от сдачи в аренду имущества своего представительства (за минусом расходов на его содержание), от реализации акций и недвижимости в России;

  • от использования прав на объекты интеллектуальной собственности, от международных перевозок;

  • за нарушение условий договоров российскими партнерами, по долговым обязательствам и др.

С таких доходов ставка налога на прибыль составляет 20%. 

Если нет постоянного представительства 

Ставка налога на прибыль инофирм без постоянного представительства зависит от вида полученного ими дохода:

Вид дохода

Ставка налога с доходов, %

Доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества

   20

Процентный доход, получаемый по долговым обязательствам

   20

Доходы от предоставления в России прав на объекты интеллектуальной собственности, например, авторские права на произведения литературы, науки, искусства, патенты, товарные знаки


   20

Доходы от продажи акций российских предприятий, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории России, если расходы:

  • не учитываются;

  • учитываются



   20

   20

Доходы от реализации недвижимого имущества, принадлежащего иностранной компании на территории России, если расходы:

  • не учитываются;

  • учитываются

 

 

   20

   20

Штраф и пени за нарушение договорных обязательств российскими компаниями и иные аналогичные доходы


   20

Доходы от международных перевозок

   10

Доходы от сдачи в аренду или субаренду движимого и недвижимого имущества, используемого:

  • на территории России;

  • в международных перевозках

 

 

   20

   10

Дивиденды, выплачиваемые российской организацией

   15

Процентный доход, получаемый по государственным и муниципальным ценным бумагам:

  • по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

  • по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года.

  • по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно

 

 

    15

 

     9

 

      0

Инофирма, у которой нет в РФ постоянного представительства, налог на прибыль сама не платит. С бюджетом за нее рассчитывается налоговый агент – организация, выплатившая доход.

После того как налог удержан, оставшуюся сумму агент перечисляет получателю дохода. Таким образом, на счет инофирмы поступает не вся сумма по контракту. Согласно НК РФ налогообложению подлежит лишь «доход иностранной организации от источников в РФ». То есть он должен быть получен именно в России. 

Подготовительная и вспомогательная деятельность 

Итак, иностранные организации могут осуществлять на территории РФ разные виды деятельности, в том числе подготовительную и вспомогательную деятельность, как в интересах собственной организации, так и в интересах третьих лиц.

Такая деятельность иностранной организации на территории РФ может приводить к образованию постоянного представительства, а может и не приводить к образованию такового.

К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся (п. 4 ст. 306 НК РФ):

  • использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

  • содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

  • содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

  • содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

  • содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

По смыслу положений статьи 306 НК РФ к подготовительной деятельности следует относить такую деятельность, которая направлена на создание условий для ведения основной деятельности, то есть предшествует началу основной деятельности. Это могут быть исследование рынка, взаимодействие с государственными органами для получения лицензий, разрешений, сертификация продукции и др.

Вспомогательной признается деятельность, которая обеспечивает процесс ведения основной предпринимательской деятельности. Она может осуществляться одновременно с основной, но при этом к основной деятельности не относится. В качестве примера вспомогательной деятельности можно привести распространение рекламной информации о производимой продукции, сбор информации о потенциальных клиентах, демонстрацию образцов продукции без осуществления ее регулярных поставок со складов в РФ и др. 

Пример. Хранение "своего" товара.

Иностранная компания производит бытовую технику и имеет свое представительство в г. Москве. Оно рекламирует товары компании и принимает заказы на их поставку.

Для решения этих задач инофирма арендует склад. Этот склад используется исключительно для хранения и демонстрации образцов бытовой техники. Принятые заказы на поставку передаются в головной офис, который располагается за пределами РФ. Там и заключаются контракты, и оттуда технику поставляют покупателям в РФ.

В этом случае деятельность отделения носит вспомогательный характер и не приводит к образованию постоянного представительства.

Главный вывод из комментируемого письма следующий.

Чтобы осуществление деятельности подготовительного или вспомогательного характера не могло рассматриваться как основание для признания образования постоянного представительства, такая деятельность должна осуществляться в пользу самой иностранной организации (головного офиса), а не в пользу иных лиц.

То есть подготовительная и вспомогательная деятельность, осуществляемая в собственных интересах самой иностранной фирмы, не приводит к образованию постоянного представительства.

Если же иностранная организация осуществляет на территории РФ деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, то такая деятельность приводит к образованию представительства и возникает обязанность уплаты налога на прибыль в размере 20% от налоговой базы. 

Пример. Хранение своего и стороннего товара.

Зарубежная фирма арендует в РФ склад. Этот склад используется для хранения товаров, закупаемых фирмой на территории РФ. Также фирма заключила договор хранения с российской фирмой. Согласно договору она оказывает услуги по хранению товаров этой фирмы на арендуемом складе.

В этом случае склад был использован не только для хранения товаров, принадлежащих иностранной фирме, но и для хранения товаров, принадлежащих другому лицу.

Поэтому деятельность, связанная с оказанием услуг третьим лицам, ведет к созданию постоянного представительства для целей налогообложения прибыли. 

Бывает, что в отношении вспомогательной и подготовительной деятельности, ведущей к образованию постоянного представительства, не предусмотрено получение вознаграждения. Тогда налоговая база определяется в размере 20% от суммы расходов этого представительства, связанных с такой деятельностью. Такое правило установлено пунктом 3 статьи 307 НК РФ.

То есть в такой ситуации объектом налогообложения являться исключительно расходы, в том числе внереализационные, связанные с такой деятельностью. Они должны определяться в их фактической сумме.

Эксперт по налогообложению В.Ю. Кирпичников
Письмо Министерства финансов РФ № 03-08-05/103340 от 30.12.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-08-05/103340 от 30.12.2019

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 28.10.2019 по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.

Наличие или отсутствие постоянного представительства в Российской Федерации иностранные организации определяют самостоятельно, исходя из положений статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), с учетом норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Согласно статье 306 Кодекса деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства, если она одновременно отвечает следующим требованиям:

- наличие любого места деятельности иностранной организации (обособленное подразделение, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство);

- осуществление иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;

- осуществление такой деятельности иностранной организацией регулярно.

Аналогичные критерии признания деятельности иностранной организации в качестве приводящей к образованию постоянного представительства содержатся в межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами.

При этом согласно пункту 4 статьи 306 Кодекса факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 статьи 306 Кодекса, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 307 Кодекса в случае, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20 процентов от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

Следовательно, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, соответствующую критериям постоянного представительства, то в этом случае такая деятельность может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

Вместе с тем, чтобы осуществление деятельности подготовительного или вспомогательного характера не могло рассматриваться как основание для признания образования постоянного представительства, такая деятельность должна осуществляться в пользу самой иностранной организации (головного офиса), а не в пользу иных лиц.

Таким образом, определение налоговой базы методом, указанным в пункте 3 статьи 307 Кодекса, применимо в случае осуществления иностранной организацией деятельности подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, которая приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ

Вверх