.

НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС

Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-13/1/5301 от 30.01.2019

C 2015 года между Российской Федерацией, Республиками Беларусь, Казахстана, Армении и Киргизии действует Договор от 29 мая 2014 года о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Порядок исчисления НДС при экспорте товаров в Евразийском экономическом союзе установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., далее – Приложение № 18).

Под экспортом товаров в страны Евразийского экономического союза понимается вывоз товаров с территории одного государства – участника ЕАЭС на территорию другого государства – участника ЕАЭС. В этом случае применяется ставка НДС 0%, но при условии документального подтверждения факта экспорта (п. 3 Приложения № 18).

Какие документы нужно представить

Для документального подтверждения факта экспорта в налоговую инспекцию нужно представить:

  • налоговую декларацию по НДС;
  • контракт (или его копию) на поставку товара с учетом всех изменений, дополнений и приложений;
  • выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет фирмы-экспортера;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное от покупателя;
  • транспортные или товаросопроводительные документы (или их копии).

Можно предъявлять и иные документы, если они подтверждают обоснованность применения нулевой ставки.

Минфин России в письме от 30.01.2019 г. № 03-07-13/1/5301 отметил, что операции по реализации российской организацией товаров через свое структурное подразделение, находящееся на территории Республики Беларусь, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов. При этом для подтверждения обоснованности применения данной ставки заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное белорусским хозяйствующим субъектом, приобретающим товары на территории Республики Беларусь, является обязательным.

Срок для сбора документов

На сбор документов, подтверждающих экспорт, отведено 180 календарных дней (п. 5 Приложения № 18).

Если документы, подтверждающие экспорт в страны ЕАЭС, собраны до истечения 180-дневного срока, экспортная реализация отражается в разделе 4 декларации по НДС за тот квартал, в котором собран полный пакет документов.

Если этот срок будет пропущен, организации придется уплатить НДС по ставке 10 или 20% за тот квартал, на который приходится дата отгрузки. Такой датой считается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров или первого перевозчика.

Одновременно с пропуском срока у фирмы появляется право принять к вычету НДС по товарам, которые она экспортировала. Если впоследствии плательщик соберет документы, подтверждающие экспорт, НДС, уплаченный ранее с неподтвержденного экспорта, налоговая инспекция обязана вернуть. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС за тот период, в котором был собран полный пакет документов.

Специальной декларации по НДС для экспорта товаров, работ (услуг) в страны Евразийского экономического союза нет. Поэтому пользоваться нужно обычной формой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 г. № ММВ-7-3/558@.

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-13/1/5301 от 30.01.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-07-13/1/5301 от 30.01.2019

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 2 раздела I "Общие положения" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, под экспортом товаров в рамках взаимной торговли государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками, с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС.

Передача товаров организацией, находящейся на территории одного государства - члена ЕАЭС, своему структурному подразделению, находящемуся на территории другого государства - члена ЕАЭС, не является реализацией товаров. В связи с этим при передаче товаров между организацией, находящейся на территории Российской Федерации, своему структурному подразделению, находящемуся на территории Республики Беларусь, объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает.

На основании положений пунктов 3 и 13.4 Протокола операции по реализации российской организацией товаров через свое структурное подразделение, находящееся на территории Республики Беларусь, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов. При этом для подтверждения обоснованности применения данной ставки налога в налоговый орган должны представляться документы, предусмотренные пунктом 4 Протокола, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное белорусским хозяйствующим субъектом, приобретающим товары на территории Республики Беларусь.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Р.А.СААКЯН

Вверх