.

О налогообложении при передаче японской компанией российской фирме прав на ПО

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/76516 от 01.09.2020

При получении от японской организации прав на программу отечественная фирма налоговым агентом не признается. Правда, только при определенных условиях. А вот с будущего года ситуация поменяется (письмо Минфина от 01.09.2020 № 03-07-08/76516).

Каков нынешний охват «программной» НДС-льготы

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса НДС облагают операции по реализации товаров, работ или услуг на территории нашей страны.

Местом реализации услуг по предоставлению патентов, лицензий, авторских или иных аналогичных прав (за некоторыми исключениями) является Россия, если приобретатель ведет деятельность на ее территории (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Под данное правило в полной мере подпадает и передача прав на использование программ для ЭВМ отечественной фирме японской организацией.

Однако подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса освобождает от НДС передачу прав на компьютерные программы, базы данных, изобретения, ноу-хау и т.д. на основании лицензионного договора. А значит, услуги по передаче подобных прав, оказываемые инофирмой российской организации по такому соглашению, НДС у нас не облагаются. Приобретатель в роли налогового агента не выступает, – подчеркнуто в комментируемом разъяснении.

По мнению финансистов, способ получения доступа к ПО для целей этой льготы не важен. Она действует, в том числе, при возмездном предоставлении права пользования программой с помощью удаленного доступа (письма от 14.08.2020 № 03-07-08/71415, от 23.12.2019 № 03-07-08/101179).

И еще. В приведенной норме 149-й статьи Кодекса упомянут лишь лицензионный договор. Но чиновники распространяют ее действие и на сублицензию. А вот всем другим договорам – красный свет (в частности, смешанным, содержащим отдельные элементы лицензионных соглашений). Подробности – в письмах ФНС от 20.02.2017 № СД-4-3/3123@ и финансового ведомства от 01.04.2014 № 03-07-14/14317.

В новый год – с подправленной льготой

Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ скорректировал подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса. С 1 января 2021 года от НДС освобождается передача (в том числе через Интернет) прав только на программы и базы данных, включенные в спецреестр. Правила его формирования и ведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Кроме того, установлен ряд случаев, когда преференция не применяется. Это происходит, например, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в Интернете и (или) получать доступ к таковой.

В письме от 01.09.2020 № 03-07-08/76516 отмечено: услуги по передаче прав на использование программ, не включенных в реестр, оказываемые после 01.01.2021, будут облагаться НДС в обычном порядке. То есть, если взять рассмотренную в письме ситуацию, то отечественной фирме предстоит удержать у «заморского» контрагента и уплатить в бюджет НДС как налоговому агенту. Причем от применяемой налоговой системы тут ничего не зависит. Таким агентом может выступать и «упрощенец» (п. 1 и 2 ст. 161, п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Но есть один нюанс. При оказании инофирмой российским организациям (ИП) услуг в электронной форме, место реализации которых – территория нашей страны, исчислять и уплачивать НДС (в обиходе именуемый «налогом на Google») должен именно этот исполнитель, которому сперва надо встать на учет в РФ (ст. 174.2, п. 4.6 ст. 83 Кодекса, письмо Минфина от 06.11.2018 № 03-07-08/79626). К электронным услугам относят, в том числе, предоставление прав на программы через Интернет, в том числе посредством удаленного доступа к ним (п. 1 ст. 174.2 НК РФ). Стало быть, в подобной ситуации «банковать» предстоит японской организации. Российская компания, получающая права на ПО, налоговым агентом признаваться не будет.

Кстати, ныне предусмотренное НДС-освобождение при передаче прав на изобретения, полезные модели, ноу-хау и т.д. останется. С 2021 года оно «переедет» в новый подпункт 26.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

О «прибыльных» особенностях

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы от использования в нашем государстве прав на объекты интеллектуальной собственности облагаются налогом на прибыль в России. Но, как известно, нормы международных договоров для фискальных целей в приоритете (п. 1 ст. 7 НК РФ). А в силу пункта 1 статьи 12 Конвенции между правительствами России и Японии от 07.09.2017, доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в РФ, подлежат налогообложению в стране восходящего солнца. Но для этого, как отмечено в письме от 01.09.2020 № 03-07-08/76516, непременно должны выполняться требования статьи 312 Кодекса и статьи 21 «Право на льготы» Конвенции.

Таким образом, инофирме, передающей право на ПО, необходимо представить российскому покупателю подтверждение японского резидентства и засвидетельствовать свое право на доход. Тогда источник выплаты будет освобожден от обязанности удерживать налог (п. 1 ст. 312 НК РФ).

О конкретных документах, по которым определяется фактический получатель дохода, в Кодексе ничего не сказано. Отечественной фирме следует ориентироваться на содержательную часть полученной информации, позволяющую установить данные обстоятельства (письмо Минфина от 27.02.2018 № 03-08-05/12137).

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/76516 от 01.09.2020текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-08/76516 от 01.09.2020

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при передаче российской организации на условиях простой (неисключительной) лицензии прав на использование программного обеспечения японской организацией Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса установлено, что местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Таким образом, местом реализации вышеуказанных прав на использование программ для электронно-вычислительных машин является территория Российской Федерации.

Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. В связи с этим услуги по передаче прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности, оказываемые иностранной организацией российской организации по лицензионному договору, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации и российская организация в качестве налогового агента по таким операциям налог не уплачивает.

Одновременно сообщается, что Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в вышеуказанный подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется только в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Учитывая изложенное, услуги по передаче прав на использование программ для электронных вычислительных машин, не включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оказываемые после 1 января 2021 года, будут облагаться налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Кодексом.

Что касается налога на прибыль организаций, то порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Кодекса.

Согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов от 07.09.2017 (далее - Конвенция) доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в Договаривающемся Государстве и фактически принадлежащие резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Таким образом, доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в Российской Федерации, подлежат налогообложению в Японии при выполнении требований, установленных статьей 312 Кодекса, а также при соблюдении положений статьи 21 "Право на льготы" Конвенции.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.



Заместитель директора Департамента Н.А.Кузьмина
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх