.

О применении валютного законодательства при взаимодействии с организациями из новых регионов РФ

Письмо Министерства финансов РФ №03-00-05/120681 от 09.12.2022

30 сентября 2022 года в состав России вошли 4 новых региона – ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области. Минфин России в письме от 09.12.2022 г. № 03-00-05/120681 разъясняет об уплате НДС в новых субъектах и применении там валютного законодательства.

Поправки по НДС для работы в новых регионах с 30.09.2022

Особенности налогообложения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей установлены Федеральным законом от 21.11.2022 № 443-ФЗ. Этот закон внес поправки в Налоговый кодекс в части НДС.

1. Введены правила определения места реализации работ и оказания услуг, выполненных на территории новых субъектов в переходный период (ст. 148 НК РФ).

Так, организациям и ИП, включенным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) до 5 октября 2022 года (включительно), можно определять место реализации работ и услуг в том же порядке, который действовал до дня принятия в состав РФ новых субъектов. Этот порядок относится к услугам, которые выполняются на основании:

  • государственного (муниципального) контракта с государственным или муниципальным заказчиком РФ либо соглашения с государственным органом (учреждением), трансграничным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей, заключенного до 5 октября 2022 года включительно;
  • договора с организацией, которой предоставлены средства из федерального или регионального бюджета на выполнение работ (оказание услуг), заключенного до 5 октября 2022 года;
  • договора, по которому организация является соисполнителем, субподрядчиком по контракту, указанному в предыдущих пунктах, дата заключения контракта при этом не важна;
  • иных контрактов на выполнение работ и оказание услуг, заключенных до 31 декабря 2022 года, при условии, что работы выполнены и услуги оказаны до 31 декабря 2022 года, а полная их оплата поступила до 25 января 2023 года (включительно) на банковский счет организации.

2. Нулевая ставка по НДС.

Так, с 30 сентября 2022 года применяется нулевая ставка НДС в отношении:

1)      поставки товаров в пункт назначения на территории ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей налогоплательщиком, включенным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) до 5 октября 2022 г. (подп. 20 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом установлены требования к контрактам, по которым осуществляется такая поставка.

2)      услуг перевозки товаров автотранспортом, при которой пункт отправления или пункт назначения находится на территории ЛНР, ДНР, Запорожской или Луганской области. Договор на перевозку должен быть заключен до 31 декабря 2022 г. (включительно), услуги должны быть оказаны до 31 декабря 2022 г., а также полностью оплачены на банковский счет налогоплательщика до 25 января 2023 г. включительно (подп. 21 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Перечень документов для нулевой ставки предусмотрен новыми пунктами 15.4 и 15.5 ст. 165 НК РФ.

Как применять положения валютного законодательства РФ

Минфин отмечает, что для целей применения валютного законодательства Российской Федерации:

  • Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область являются территориями Российской Федерации;
  • организации, зарегистрированные на указанных территориях, являются резидентами.

Поэтому нужно учитывать все ограничения на валютные операции в РФ. Применяйте нормы Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Эксперт «НА» Е.Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ №03-00-05/120681 от 09.12.2022текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-00-05/120681 от 09.12.2022

О применении валютного законодательства при взаимодействии с организациями из новых регионов РФ

Департаментом анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики, Департаментом таможенной политики и регулирования алкогольного рынка, а также Департаментом финансовой политики рассмотрено в рамках компетенции обращение и сообщается, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным Приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных документов и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

1. В части вопроса о порядке исчисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС), иных налогов, сборов и пошлин при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в адрес лиц, находящихся на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, и при приобретении товаров (работ, услуг) у указанных лиц в период до 01.01.2023 при работе с организациями, находящимися на территории данных субъектов Российской Федерации, в том числе по сделкам, заключенным до 30.09.2022

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики», Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Луганской Народной Республики», Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 № 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Запорожской области» и Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Херсонской области» (далее – Федеральные конституционные законы) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области считаются принятыми в Российскую Федерацию с даты подписания Договоров между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой, Луганской Народной Республикой, Запорожской областью и Херсонской областью об их принятии в Российскую Федерацию и, соответственно, образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 1 Федеральных конституционных законов) – 30.09.2022.

При этом Правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не установлено взимание таможенных пошлин, налогов при осуществлении поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг и приобретении товаров (работ, услуг) между лицами, являющимися резидентами субъектов Российской Федерации.

Одновременно обращаем внимание, что особенности налогообложения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей установлены Федеральным законом от 21.11.2022 № 443-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 443-ФЗ).

В соответствии со статьей 14 Закона № 433-ФЗ данный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования (Закон № 433-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации https://pravo.gov.ru 21.11.2022), за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 14 Закона № 433-ФЗ действие положений пункта 2.2 статьи 148, подпунктов 20, 21 пункта 1 2 статьи 164, пунктов 15.4 и 15.5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие с 30.09.2022.

Таким образом, с 30.09.2022 порядок налогообложения НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), иными налогами, сборами и пошлинами при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в адрес лиц, находящихся на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также при приобретении товаров (работ, услуг) у указанных лиц в период до 01.01.2023, при работе с организациями, находящимися на территории данных субъектов Российской Федерации, в том числе по сделкам, заключенным до 30.09.2022, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом положений Федеральных конституционных законов и особенностей, внесенных Законом № 433-ФЗ.

2. В части вопроса об особенностях применения валютного законодательства Российской Федерации (валютного регулирования, валютного контроля) при работе с организациями, которые находятся на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, в том числе по сделкам, заключенным до 30.09.2022

Особенности применения валютного законодательства Российской Федерации Федеральными конституционными законами не установлены.

Учитывая изложенное, полагаем, что для целей применения валютного законодательства Российской Федерации Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область являются территориями Российской Федерации, а организации, зарегистрированные на указанных территориях, являются резидентами.



Заместитель директора Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов А. Т. Заитов
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх