Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ на 6 месяцев
32 200 ₽ 16 800 ₽
Зарегистрируйтесь на сайте и читайте дальше
Вы бесплатно получите доступ на 3 дня ко всем разделам и возможностям бератора.
Если вы являетесь платным клиентом бератора, просто войдите в свой аккаунт.
О проверке государственным инспектором труда исполнения работодателями требований правил по охране труда, утративших силу, при проведении плановой проверки
Письмо Федеральной службы по труду и занятости №ПГ/35358-6-1 от 03.12.2021
Могут ли государственные инспекторы труда при проведении плановой проверки проверять исполнение работодателями требований правил по охране труда, утративших силу? Разъясняет Роструд России в письме от 03.12.2021 г. № ПГ/35358-6-1.
Проверочные листы инспекторов труда
Роструд проводит свои проверки по проверочным листам.
Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) для проверок утверждены приказом Роструда России от 10.11.2017 г. № 655. Всего форм проверочных листов 133.
Например, Приложение № 1 – это форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) для осуществления проверки порядка оформления приема на работу. В проверочные листы включаются вопросы, охватывающие наиболее значимые требования, которые предъявляются к работодателям.
Срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней. При этом общий срок проведения плановых выездных проверок для малого предприятия не может превышать 50 часов в год, а для микропредприятия - 15 часов в год.
Отметим, при выявлении нарушений трудового законодательства инспекторы труда могут:
- выдать обязательное для исполнения предписание об их устранении;
- приостановить работу организаций или отдельных подразделений при выявлении угрозы жизни и здоровью работников до устранения этих нарушений;
- отстранить от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- направить материалы в правоохранительные органы для привлечения к уголовной ответственности.
«Старые» нормы в проверочных листах
За последние пару лет было принято много изменений и поправок в трудовом законодательстве. В частности, в сфере охраны труда.
Поэтому требования правил по охране труда, которые признаны утратившими силу, в настоящее время еще включены в проверочные листы, утвержденные приказом № 655. То есть проверочные листы еще не обновляли.
В связи с этим Роструд в комментируемом письме отмечает, что с 1 января 2021 инспекторы труда не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу, так как предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.
Отметим, что в ноябре 2021 года Роструд опубликовал проект приказа об утверждении новых форм проверочных листов («чек-листов», списков контрольных вопросов), которые будут применять при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Письмо Федеральной службы по труду и занятости
№ПГ/35358-6-1 от 03.12.2021
О проверке государственным инспектором труда исполнения работодателями требований правил по охране труда, утративших силу, при проведении плановой проверки
Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев обращение, зарегистрированное 9 ноября 2021 г., в пределах компетенции сообщает.
Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона от 31 июля 2021 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) органы формируют и утверждают проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 г. № 160 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Административный регламент № 160).
В соответствии с пунктом 51 Административного регламента № 160 при проведении плановых проверок всех работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 ноября 2017 г. № 655 (далее - Приказ № 655) утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Вместе с тем требования правил по охране труда, которые признаны утратившими силу, в настоящее время включены в проверочные листы, утвержденные Приказом № 655. Учитывая, что предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы, государственный инспектор труда при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий с 1 января 2021 года не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу.
Настоящее письмо не является правовым актом.
Начальник Правового управления Б.С.Гудко