.

Оплата за работника права доступа к корпоративной программе облагается НДФЛ

Письмо Министерства финансов РФ № 03-04-06/92711 от 19.12.2018

Организация оплачивает своим работникам доступ к корпоративной программе, с помощью которой они могут пользоваться эксклюзивными ценами и привилегиями на товары и услуги. Минфин России в письме от 19.12.2018 г. № 03-04-06/92711 отметил, что такая оплата является доходом работника и облагается НДФЛ в общеустановленном порядке.

Доход в натуральной форме

При расчете НДФЛ учитываются все доходы физлица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ).

К доходам, полученным в натуральной форме, относят:

  • оплату за работников товаров, работ, услуг (в том числе оплату жилья);
  • выдачу работникам товаров (выполнение для них работ или оказание работникам услуг) на безвозмездной основе, то есть бесплатно;
  • оплату труда в натуральной форме.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 211 Налогового кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата за него организациями товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.

Таким образом, Минфин России считает, что оплата за работников организации права доступа к корпоративной программе, обеспечивающей доступ к эксклюзивным ценам и привилегиям на товары и услуги, приводит к возникновению у работников дохода в натуральной форме. Такой доход облагается НДФЛ независимо от того, фактически использует работник корпоративную программу или нет. При этом датой получения дохода будет являться дата предоставления работнику права пользования указанной программой.

Обратите внимание: при выдаче доходов в натуральной форме удержать налог непосредственно из суммы дохода невозможно. Поэтому налог может быть удержан из любых других доходов работника, которые он получает в организации (например, из суммы зарплаты, выданной деньгами, дивидендов, материальной помощи и т. д.). Основание – пункт 4 статьи 226 Налогового кодекса.

Пример. Доход в натуральной форме

Работнику производственного отдела АО «Актив» за месяц начислена заработная плата в сумме 50 000 руб. Из нее удержан налог на доходы физических лиц в сумме 6500 руб. К выплате причитается 43 500 руб.

АО «Актив» оплатила работнику доступ к корпоративной программе, с помощью которой он может пользоваться эксклюзивными ценами и привилегиями на товары и услуги. Предположим, что доход в натуральной форме составил 8000. НДФЛ к уплате – 1040 руб. Данный налог бухгалтер удержал из зарплаты работника. Поэтому к выплате всего – 42 460 руб.

Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
— 50 000 руб. – начислена заработная плата работнику организации;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
— 7540 руб. (6500 + 1040) – удержан налог на доходы физических лиц из заработной платы работника;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 50
— 42 460 руб. – выплачена из кассы организации заработная плата работнику.

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ № 03-04-06/92711 от 19.12.2018текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-04-06/92711 от 19.12.2018

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 15.10.2018 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов в натуральной форме, получаемых в связи с предоставлением сотрудникам организации оплаченного за них доступа к корпоративной программе, обеспечивающей доступ к эксклюзивным ценам и привилегиям на товары и услуги, и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций.

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата за него организациями товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.

Таким образом, оплата за работников организации права доступа к корпоративной программе, обеспечивающей доступ к эксклюзивным ценам и привилегиям на товары и услуги, приводит к возникновению у работников дохода в натуральной форме.

Поскольку организация оплачивает за работников право доступа к указанной программе, доход у соответствующего работника будет возникать при получении доступа к этой программе независимо от фактического пользования программой.

При этом датой получения дохода будет являться дата получения работником доступа к указанной программе.

Если какой-либо работник не предполагает пользоваться указанной программой, он должен проинформировать об этом работодателя в целях непредоставления ему права доступа к программе.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ

Вверх