.

«Встречная» проверка

Письмо Министерства финансов РФ №03-02-07/1/73833 от 15.10.2018

Налоговые инспекторы могут потребовать любые документы относительно конкретной сделки у любых лиц, обладающих такими сведениями, даже вне рамок налоговой проверки.

«Встречная» проверка

Налоговые инспекторы могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров.

В статье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности.

Вне рамок налоговых проверок инспекторы могут истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, которые располагают документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Требование о представлении документов

ИФНС направляет поручение об истребовании документов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, у которого должны быть истребованы нужные документы. В поручении указывается, при проведении какого мероприятия возникла необходимость в представлении документов, а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета налогоплательщика направляет ему требование о представлении документов. К нему прилагается копия первоначального поручения об истребовании документов (ст.93.1 НК РФ).

Поручение об истребовании документов и требование о представлении документов относительно конкретной сделки должны содержать достаточно данных, позволяющих идентифицировать сделку. Налоговики вправе запросить информацию о сторонах этой сделки, ее предмете и об условиях совершения сделки.

Минфин России в письме от 15.10.2018 г. № 03-02-07/1/73833 отметил Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 г. № 302-КГ17-15714. В нем указано, что статья 93.1 Налогового кодекса не устанавливает обязанности указания реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении. Нормы законодательства о налогах и сборах также не содержат запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам.

Получается, вносить в требование реквизиты запрошенных документов налоговикам не обязательно. В требовании должна быть информация, по которой можно только определить сделку, заинтересовавшую контролеров.

Таким образом, лицу, у которого истребуются документы, необходимо представить все документы, относящиеся к конкретной сделке или нескольким сделкам.

Как могут оштрафовать?

Предприятие должно представить документы о своем контрагенте: лично, через представителя, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Документы нужно подать в течение пяти дней с момента получения запроса.

Имейте в виду, что пункт 5 статьи 93.1 Налогового кодекса позволяет при наличии объективных причин ходатайствовать перед инспекцией о продлении срока представления запрашиваемых документов.

Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов по контрагенту или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса.

Так, за отказ предоставить инспекции по ее запросу документы по контрагенту фирме грозит солидный штраф – 10 000 рублей (ч. 2 ст. 126 НК РФ). Такая же ответственность предусмотрена и за несвоевременное предоставление, уклонение от предоставления документов и предоставление документов с недостоверными сведениями.

А вот за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации о контрагенте предусмотрена другая ответственность – штраф в размере 5000 рублей, а при повторном нарушении в течение календарного года – 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ №03-02-07/1/73833 от 15.10.2018текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-02-07/1/73833 от 15.10.2018

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 13.08.2018 и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Согласно форме требования о представлении документов (информации), утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, в случае истребования налоговым органом информации относительно конкретной сделки должны указываться сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В рамках пункта 2 статьи 93.1 Кодекса налоговые органы не вправе истребовать документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке.

Вместе с тем отмечаем, что в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2017 N 302-КГ17-15714 указано, что статья 93.1 Кодекса не устанавливает обязанности указания реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении. Нормы законодательства о налогах и сборах также не содержат запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам.

Учитывая изложенное, полагаем, что лицу, у которого истребуются документы, необходимо представить все документы, относящиеся к конкретной сделке или нескольким сделкам.


Заместитель директора Департамента В.В.САШИЧЕВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх