Разница трудового договора и ГПД: разъяснения ВС РФ

Верховный Суд РФ Определением от 14 января 2019 г. № 5-КГ18-259 отправил на новое рассмотрение дело, по которому нижестоящие суды не стали признавать отношения трудовыми. Судьи первых инстанций обосновали такой подход тем, что формально сторонами был заключен договор подряда.
Высшая инстанция указала коллегам, что в оспариваемом гражданско-правовом договоре присутствуют условия, которые характерны именно для трудовых контрактов. К примеру, указаны конкретное рабочее место и обязанность исполнителя подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка (ПВТР) предприятия.
Суд обратил внимание, что у трудового договора и договора ГПХ разные цели. Так, договоры подряда заключаются не для исполнения определенной работы как таковой, а для того, чтобы получить заранее предусмотренный результат, передаваемый заказчику.
Кроме того, подрядчик – это самостоятельный хозяйствующий субъект, в то время как на работника возлагается соответствующая трудовая функция. Сотрудник является составной частью коллектива, соблюдает режим рабочего времени, трудится под руководством и контролем организации.
Существенным фактором является баланс рисков: в ГПД он смещен на подрядчика, в трудовых отношениях – на работнике.
Отдельно Верховный суд подчеркнул, что оформление правоотношений как таковое не играет ключевой роли при их классификации. Судьям следует оценивать наличие фактических признаков трудовых правоотношений и попыток «подмены» трудового контракта договором подряда.


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх