Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ до 31.12.2025
32 200 ₽ 29 990 ₽
Вы находитесь в платном материале бератора. Вы можете получить доступ к бератору бесплатно.
Мы можем предоставить вам доступ на 1 день. Чтобы получить доступ к бератору, оформите эту заявку на подключение, мы с вами свяжемся и оговорим, когда вам удобно получить доступ. Также у вас будет специальная цена при подписке на бератор.
Уже есть аккаунт? Войти
Обзор практики за III квартал 2024 года
ФНС России опубликовала обзор судебной практики, ведомство обобщило налоговые споры, которые рассматривались арбитрами в III квартале 2024 года. Изучим письмо ведомства.
Письмо ФНС от 15.11.2024 № БВ-4-7/13022
Как мы уже сказали, налоговая служба опубликовала письмо от 15.11.2024 № БВ-4-7/13022. Документ направлен в территориальные налоговые органы, это значит, что инспекторы будут руководствоваться выводами, к которым пришли арбитры при рассмотрении упомянутых в письме Определений.
Материалы уголовного дела в налоговом споре
Определение Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2024 № 1783-О.
В данном деле компания направила жалобу в КС РФ, в которой указала, что статья 101 НК РФ и статьи 88, 89, 198 и 200 АПК РФ противоречат статьям 19, 46, 55 и 123 Конституции РФ. Общество обратило внимание, что данные нормы дают возможность инспекторам при рассмотрение споров, касающихся вынесенных налоговым органом решений по итогам проверок, представлять новые доказательства, в том числе документы по уголовным делам. Такие положения, по мнению предприятия, не дают возможности бизнесу опровергнуть данные доказательства.
КС РФ с выводами общества не согласился, указав, что статья 101 НК РФ, которую компания пытается оспорить, «устанавливает положения, направленные на обеспечение надлежащего порядка проведения налоговых проверок и принятия решений по их результатам, которые не регулируют вопросы представления доказательств на стадии судебного рассмотрения спора» (цитата по комментируемому письму ФНС). А следовательно, отметил КС РФ, данную статью Налогового кодекса нельзя рассматривать как норму, нарушающую конституционные права.
Также Конституционный суд указал, что предприятие в рамках судебного разбирательства может представлять документы, которые ранее не были истребованы и изучены инспекторами при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности. Соответственно, такое право предполагает, что подобная возможность есть и у самого налогового органа, чье решение оспаривается.
«При этом упомянутые положения не препятствуют использованию материалов уголовного дела в качестве письменных доказательств, которые не имеют заранее установленной силы и подлежат оценке по общим правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что способствует всестороннему и полному исследованию обстоятельств дела», – говорится в письме ФНС.
Таким образом, материалы уголовного дела налоговый орган может использовать во время спора в качестве доказательств, при этом они заранее не будут иметь установленной силы, и документы подлежат оценке по общим правилам.
Спорные расходы по недостроенным ОС
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 28.08.2024 № 305-ЭС24-1023 по делу № А40-288396/2021.
Предыстория этого спора такова: налоговый орган во время камеральной проверки декларации по налогу на прибыль организаций указал, что компания не могла учесть в составе внереализационных расходов траты на незавершенные объекты основных средств. Из документов следовало, что предприятие остановило создание ОС, инспекторы в свою очередь указали, что эти траты относятся к расходам по формированию первоначальной стоимости объектов незавершенного строительства.
Компания с решением налогового органа не согласилась и обратилась к арбитрам. Во всех трех инстанциях предприятие спор проиграло. Судьи указывали, что расходы, которые стали предметом споров, нельзя было принять к учету в целях расчета налога на прибыль.
Дело оказалось в СК ВС РФ. И тут компании удалось одержать победу, высшие арбитры заняли сторону предприятия.
«Критерий экономической обоснованности расходов не предусматривает оценку понесенных налогоплательщиком затрат с точки зрения целесообразности, рациональности и эффективности их осуществления. В то же время экономическая оправданность затрат предполагает, что они понесены налогоплательщиком в его собственных интересах», – указали судьи (цитата по комментируемому письму). Данный вывод арбитры сделали в том числе на основе Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 4 (2019), утвержденный Президиумом Верховного суда Российской Федерации 25.12.2019.
Кроме этого, в Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 09.06.2009 № 2115/09 уточняется, что глава 25 НК РФ не содержит закрытого списка расходов, которые бизнес может учесть при расчете налога на прибыль. Главное в определении трат – соблюдение условия по производственному назначению расходов для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
СК ВС РФ также отметил, что при осуществлении расходов налогоплательщик должен руководствоваться возможностью получения дохода, при этом сам доход не является необходимым условием для учета расходов.
Так, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 15.12.2009 № 10592/09 говорится, что обоснованность расходов в целях применения главы 25 НК РФ должна оцениваться с точки зрения намерений компании получить экономические эффект, но не зависеть от результата.
Таким образом, если компания «действуя разумно, по объективным причинам, в связи с появлением соответствующих обстоятельств, отказывается от дальнейшего создания основного средства и несения взаимосвязанных расходов, то ранее осуществленные расходы, по общему правилу, не утрачивают в этот момент свойств производственного назначения, осуществленных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и могут быть учтены применительно к правилам пунктов 1 и 2 статьи 252, подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации. В учете таких расходов в соответствующей части может быть отказано, если они продолжали осуществляться, несмотря на то, что экономическая целесообразность создания основного средства уже очевидно отсутствовала», – говорится в комментируемом письме ФНС.
Штраф в период действия моратория
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 02.08.2024 № 305-ЭС24-4388 по делу № А41-96819/2022.
В данном деле спор развивался между налоговым органом и обществом, где последнему по итогам выездной проверки были доначислены налоги, пени и выписан штраф. Именно о правомерности выставления штрафа в том числе спорили участники дела.
Суд первой инстанции поддержал инспекцию, а вот апелляция и окружной суд заняли обратную позицию и признали решение налогового органа в части начисления пени с 1 апреля 2022 года и наложения штрафа недействительным. Дело в том, что с указанной даты действовало Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 497, согласно которому в России был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Продолжительность ограничений составила шесть месяцев.
Арбитры сделали ссылки на пункт 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в силу которого на время моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе обязательных платежей. Налоговый орган с выводами арбитров не согласился. Дело поступило на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, которая отменила решения и апелляции, и суда округа.
Кроме прочего, СК ВС РФ отметил, что в пункте 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”» отмечено: в период действия моратория проценты за пользование чужими средствами, неустойка, «налоговые» пени и другие финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория. «При этом как указанные, так и иные разъяснения не предполагают, что частные субъекты, на которых распространяется действие моратория, освобождаются от публично-правовых санкций штрафного характера», – говорится в комментируемом письме ФНС.
Следовательно, резюмировали арбитры, упомянутый выше мораторий, введенный Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 не действует в отношении права инспекций по привлечению к налоговой ответственности, а значит, выписанный штраф не может быть отменен.
Редакция ПБ