.

Как облагать налогом имущество, полученное по договору концессии

Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/1830@ от 19.02.2024

Сотрудники ФНС России в письме от 19 февраля текущего года № БС-4-21/1830@ разъяснили, как облагать налогом на имущество организаций «кадастровую» недвижимость, полученную по договору концессии.

Важен момент внесения в ЕГРН обременения

Согласно нормам главного фискального нормативного акта налогом облагается недвижимость, находящаяся в нашем государстве и принадлежащая организациям на праве собственности или хозяйственного ведения, а также полученная по концессионному соглашению, если налоговая база по объекту определяется как кадастровая стоимость. Имущество, переданное концессионеру либо созданное им в соответствии с упомянутым соглашением, подлежит налогообложению именно у него.

Отсюда промежуточный вывод представителей ФНС. Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате налога с моментом приобретения организацией прав на «кадастровый» объект.

Далее. Из совокупности положений Гражданского кодекса Российской Федерации, а также федеральных законов от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и от 21 июля 2005-го № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» чиновники сделали такое умозаключение. Принадлежащий концессионеру объект указанного соглашения, налоговая база по которому определяется по кадастру, облагается у него с момента внесения в ЕГРН соответствующего обременения данного недвижимого имущества.

Подчеркнуто, что «препарированные» вопросы налогообложения имущества, полученного по договору концессии, не были затронуты в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26.02.2021 № 309-ЭС20-18883.

Важное уточнение, содержащееся в письмах Минфина России от 08.12.2022 № 03-05-05-01/120255 и от 24.08.2021 № 02-07-10/68175. На основании статьи 378.1 НК РФ объект, переданный концессионеру либо созданный им в соответствии с вышеупомянутым соглашением, облагается налогом именно у него. Подобный порядок применяется вне зависимости от бухгалтерских счетов, на которых учитывается концессионная недвижимость.

Добавим, что по концессионному соглашению:

  • концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит либо будет принадлежать концеденту, вести деятельность, используя этот объект;
  • концедент обязуется предоставить концессионеру на согласованный срок права владения и пользования данным объектом для ведения указанной деятельности.

Концессионное соглашение содержит элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.

«Прибыльный» аспект

А что с налоговым учетом? Ответить на этот вопрос помогут разъяснения из писем главного финансового ведомства от 08.02.2024 № 03-03-05/10386 и от 24.08.2021 № 02-07-10/68175. Минфиновцы отталкивались от положений 25-й главы Налогового кодекса Российской Федерации. Амортизируемое имущество, полученное от собственника либо созданное в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях, амортизирует компания - получатель в течение срока действия соглашения. А как рассчитать первоначальную стоимость подобного имущества? Это его рыночная стоимость, определенная на момент получения объекта и увеличенная на сумму трат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение актива до пригодного состояния, за исключением налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов. В письме от 28 июля 2021 года № 03-03-05/60227 финансисты уточнили – рыночной признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Резюме сотрудников ведомства. Концессионер определяет первоначальную стоимость полученного амортизируемого имущества, начисляя по нему амортизацию в течение срока действия концессионного соглашения. Эти суммы он вправе включить в «прибыльные» расходы.

И еще. Имущество, полученное концессионером, налогооблагаемым доходом не является (подп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ, письма Минфина от 28.03.2016 № 03-07-14/17205 и от 23.10.2012 № 03-05-04-01/36). В последнем из перечисленных разъяснений финансисты дополнительно обратили внимание, что содержащийся в статье 251 главного фискального НПА перечень доходов, не учитываемых при определении «прибыльной» базы, является исчерпывающим.

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.
Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/1830@ от 19.02.2024текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-21/1830@ от 19.02.2024

Как облагать налогом на имущество «кадастровую» недвижимость, полученную по договору концессии

Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, полученного по договору концессии, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.

Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 03.10.2023 (регистрационный № от 03.10.2023) о порядке налогообложения налогом на имущество организаций (далее - налог) имущества, полученного по договору концессии, налоговая база в отношении которого определяется исходя из кадастровой стоимости, и сообщает.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса (т.е. как кадастровая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Согласно статье 378.1 Кодекса имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

Таким образом, Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате налога с моментом приобретения организацией прав на объект, если налоговая база в отношении такого объекта определяется исходя из его кадастровой стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права возникают с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 15 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частями 9 и 9.1 статьи 3 указанного Федерального закона, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента.

Учитывая изложенное, полагаем, что принадлежащий концессионеру объект концессионного соглашения, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, признается объектом налогообложения по налогу у концессионера с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующего обременения указанного недвижимого имущества.

Приводимые в рассматриваемом письме вопросы налогообложения имущества, полученного по договору концессии, не являлись предметом рассмотрения спора в упомянутом в указанном письме Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2021 № 309-ЭС20-18883.

Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК

Вверх