Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ до 31.12.2025
32 200 ₽ 29 990 ₽
Вы находитесь в платном материале бератора. Вы можете получить доступ к бератору бесплатно.
Мы можем предоставить вам доступ на 1 день. Чтобы получить доступ к бератору, оформите эту заявку на подключение, мы с вами свяжемся и оговорим, когда вам удобно получить доступ. Также у вас будет специальная цена при подписке на бератор.
Уже есть аккаунт? Войти
Как рассчитать НДС по «переходящим» договорам при УСН в 2025 году
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №58115-ДН/04 от 04.10.2024
Организациям, применяющим УСН, в связи с появлением обязанностей налогоплательщиков НДС с 2025 года нужно разобраться с НДС в составе цены по «переходящим» договорам.
НДС при УСН с 2025 года
С 2025 года организации и предприниматели, применяющие УСН, становятся обычными налогоплательщиками НДС (п. п. 2, 3 ст. 346.11, п. 1 ст. 143 НК РФ, письмо Минфина России от 23.07.2024 № 03-07-11/68747). Тогда как в 2024 году они не платят НДС, за исключение случаев, указанных в таблице 1.
Таблица 1. НДС при УСН в 2024 году
Основание для начисления НДС при УСН |
Случаи уплаты НДС |
Ввоз имущества на территорию РФ |
Единый налоговый платеж (ЕНП) в налоговую инспекцию при ввозе имущества из стран - участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) |
Уплата НДС таможенному органу при ввозе имущества в РФ из государств, не участвующих в ЕАЭС |
|
Исполнение обязанностей налоговых агентов по НДС |
Приобретение облагаемых товаров, работ, услуг у иностранных налогоплательщиков НДС |
Аренда или покупка облагаемого государственного или муниципального имущества на территории РФ |
|
Участие в отдельных сделках |
Договор простого товарищества |
Договор инвестиционного товарищества |
|
Договор доверительного управления имуществом |
|
Концессионное соглашение |
Освобождение от НДС при УСН с 2025 года
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС автоматически предоставят в 2025 году налогоплательщикам УСН с доходами от деятельности на УСН за 2024 год не более 60 млн руб. Такие фирмы и ИП с 01.01.2025 не будут платить НДС, пока не утратят право на освобождение из-за превышения лимита по доходам в 60 млн руб. нарастающим итогом с начала 2025 года (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Ставки НДС при УСН с 2025 года
Налогоплательщиков с доходом по УСН за 2024 год свыше 60 млн руб. и не более 450 млн руб. не освободят от обязанностей налогоплательщиков НДС. Но они смогут выбрать ставки НДС:
- или общеустановленные - прямые (10% и 20%) и расчетные (10/110 и 20/120);
- или одну из специальных.
Подробно о прямых и расчетных специальных ставках НДС при УСН – в таблице 2.
Таблица 2. Специальные ставки НДС при УСН
Доход за 2024 год |
Специальная ставка с 01.01.2025 |
|
Прямая |
Расчетная |
|
Более 60 млн руб. и в пределах 250 млн руб. |
5% |
5/105 |
Более 250 млн руб. и в пределах 450 млн руб. |
7% |
7/107 |
Уведомлять налоговую инспекцию о выборе общеустановленной или специальной ставки НДС не нужно. Она узнает об этом из декларации по НДС, представленной налогоплательщиком УСН.
Расчет доходов по УСН для сравнения с лимитом
Для сравнения с лимитами в 60, 240 и 450 млн руб. в доходах 2024 года учитывают:
- выручку от реализации по УСН (п. 1 ст. 346.15, подп. 1 п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ);
- внереализационные доходы по УСН (п. 1 ст. 346.15, подп. 2 п. 1 ст. 248, ст. 250 НК РФ);
- доходы, признанные в 2024 году в случае перехода на «упрощенку» с 2024 года (подп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).
При этом в доходах не учитывают (п. 1 ст. 145 НК РФ):
- положительную курсовую разницу (подп. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ);
- субсидии при безвозмездной передаче государству в собственность имущества или имущественных прав (п. 4.1 ст. 271 НК РФ).
Доходы от деятельности на УСН для сравнения с лимитами определяют кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо ФНС России от 22.08.2024 № СД-4-3/9631). Доходы по УСН возникают в денежной или натуральной форме, а также при погашении обязательств иным способом (п. 4 ст. 346.18, п. 1 ст. 105.3 НК РФ). С 2025 года доходы по УСН будут возникать и при поступлении средств на счет цифрового рубля – при наличии такого счета у налогоплательщика УСН (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
НДС при УСН по «переходящим» договорам
С 2025 года из-за появления НДС в составе цены при УСН есть два варианта:
- увеличить договорные цены на сумму НДС и начислять его по прямой ставке – обычной или пониженной;
- не увеличивать договорные цены на сумму НДС и извлекать его из цены по расчетной ставке – обычной или пониженной.
Первый вариант оптимален, если покупатель в 2025 году согласится внести изменения в договор и доплатить сумму НДС. В противном случае возможен любой из двух вариантов. А весомые аргументы есть в пользу каждого из них.
ФНС России в п. 16 Методических рекомендаций, направленных письмом от 17.10.2024 № СД-4-3/11815@, при несогласии покупателя доплачивать НДС советует исходить из того, что цена договора включает в себя НДС, и извлекать его из цены договора по расчетной ставке – обычной или льготной.
В то же время, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в определении от 04.04.2024 № 305-ЭС23-26201 по делу № А40-236292/2022 пришла к иному выводу. Когда совершаемые операции становятся облагаемыми НДС вследствие изменения законодательства, цена, по которой оплачивается исполнение договора, не включавшая в себя НДС, должна быть увеличена на сумму налога в силу закона (п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 1 ст. 168 НК РФ). Исключение из этого возможно, если:
- нормативными актами предусмотрены иные гражданско-правовые последствия изменения условий налогообложения (чего не происходит в отношении НДС при УСН);
- между сторонами достигнуто иное соглашение о размере цены, включающей в себя НДС (чего не произойдет, если покупатели откажутся доплачивать НДС по «переходящим» договорам).
Есть и третий подход, в соответствии с которым можно не начислять НДС по «переходящим» договорам до их полного исполнения. Например, в письме от 27.11.2020 № 03-07-08/103682 Минфин России выразил следующее мнение. При изменении законодательства по НДС в случае отгрузки ценностей без применения НДС и их оплаты при применении НДС действует освобождение от НДС, предусмотренное в редакции НК РФ до 31 декабря.
Применительно к этой позиции в письме от 20.11.2020 № 03-07-08/101332 Минфин России уточнил: если выполняются работы или услуги по длящемуся договору с переходом на следующий год, то, начиная с 1 января, освобождение от НДС к ним не применяется, и дата или условия заключения договора значения не имеют.
Учитывая наличие разночтений, безопаснее придерживаться позиции ФНС России, и в 2025 году при несогласии покупателя доплачивать НДС при УСН исчислять его по расчетной ставке – обычной (10/110, 20/120) или льготной (5/105 или 7/107). При этом сумма НДС будет уменьшать доход 2025 года по УСН от соответствующей реализации.
Текст документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
№58115-ДН/04 от 04.10.2024
Как рассчитать НДС по «переходящим» договорам при УСН в 2025 году
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах компетенции сообщает следующее.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Минфин России (пункт 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329).
Вместе с тем, необходимо отметить следующее.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 1 января 2025 года.
При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 176-ФЗ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у этой организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В случае, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такая организация не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и не имеющей оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС в порядке, установленном главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При этом согласно пункту 6 данной статьи НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).
В силу части 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Следовательно, физические лица не могут признаваться налогоплательщиками НДС в связи с потреблением жилищно-коммунальных услуг.
Из приведенных положений НК РФ следует, что НДС не может предъявляться к оплате собственникам помещений в многоквартирном доме дополнительно к стоимости содержания жилого помещения, при этом НДС может быть включен в состав платы за содержание жилого помещения.
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. При этом размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, в целях реализации лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, полномочий, установленных частью 1 статьи 161 ЖК РФ, а также в рамках положений части 7 статьи 156 ЖК РФ, и во исполнение новых положений налогового законодательства, таким лицам необходимо провести общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в целях установления размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, включающего в себя НДС.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Д.Ю.НИФОНТОВ