Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ до 31.12.2025
32 200 ₽ 29 990 ₽
Вы находитесь в платном материале бератора. Вы можете получить доступ к бератору бесплатно.
Мы можем предоставить вам доступ на 1 день. Чтобы получить доступ к бератору, оформите эту заявку на подключение, мы с вами свяжемся и оговорим, когда вам удобно получить доступ. Также у вас будет специальная цена при подписке на бератор.
Уже есть аккаунт? Войти
Минфин перечислил медуслуги, не облагаемые НДС
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-07/120926 от 02.12.2024
Минфин России напомнил, где содержатся списки медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказание которых освобождено от налогообложения НДС.
Освобождение от НДС по ст. 149 НК
Одним из объектов налогообложения НДС является реализация имущества, работ, услуг или передача имущественных прав на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Однако в случаях, указанных в ст. 149 Налогового кодекса РФ, такие операции освобождаются от налогообложения НДС.
Освобождение является обязательным в отношении операций по реализации, поименованных в п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 149 НК РФ). В частности, обязательным является освобождение от налогообложения НДС определенных медицинских услуг (письмо Минфина России от 21.01.2022 № 03-07-07/3552).
Освобождение медицинских услуг от НДС
От налогообложения НДС освобождено оказание на территории РФ медицинскими организациями или предпринимателями, ведущими медицинскую деятельность, медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, за исключением косметических и санитарно-эпидемиологических услуг, при наличии у исполнителя соответствующей лицензии (подп. 2 п. 2, п. 6 ст. 149 НК РФ, письмо ФНС России от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24607). Данное освобождение действует в обязательном порядке, и исполнитель не вправе от него отказаться, если в отношении него выполняются одновременно три условия:
- исполнитель оказывает медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, указанные в Перечне из постановления Правительства РФ от 20.02.2001 № 132;
- исполнитель оказывает эти услуги населению;
- у исполнителя есть лицензия на оказание таких услуг (письмо Минфина России от 12.12.2019 № 03-07-07/97292).
Если три обязательных условия выполняются, то для их освобождения от налогообложения НДС не имеют значения форма или источник оплаты медуслуг. В частности, освобождение действует в отношении услуг физическим лицам:
- оказанных по договорам с заказчиками - юридическими лицами, в том числе из иностранных государств (письма ФНС России от 01.10.2021 № КВ-4-3/13965@, от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@);
- оплаченных страховыми организациями (письмо Минфина России от 17.06.2015 № 03-07-07/35004);
- оказанных физическим лицам безвозмездно, в том числе в рекламных целях (письмо Минфина России от 13.04.2016 № 03-07-11/21224);
- оказанных физическим лицам с применением телемедицинских технологий (письмо Минфина России от 16.01.2020 № 03-07-07/1614).
А при невыполнении любого из трех обязательных условий освобождение от НДС при оказании медицинских услуг не применяется (письмо Минфина России от 10.04.2019 № 03-07-11/25255).
Лицензия на медуслуги для освобождения от НДС
Виды деятельности, подлежащие лицензированию, поименованы в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Это, в частности, медицинская деятельность, кроме услуг медицинских и других организаций, входящих в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
Подробности о лицензировании, в том числе лицензионные требования к соискателю, раскрыты в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852. А Росздравнадзор и его территориальные отделения при лицензировании медицинской деятельности действуют в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Росздравнадзора от 28.10.2020 № 9936.
При наличии лицензии освобождение от налогообложения НДС применяется, если в договоре и иных документах, в том числе расчетных, прописано наименование медицинской услуги, соответствующее ее названию в лицензии (письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.02.2007 № 19-11/16478). В ходе камеральных проверок налоговая инспекция может истребовать у исполнителя документы, подтверждающие право на освобождение медицинских услуг от НДС, и в первую очередь – лицензию на осуществление медицинской деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 56, п. 6 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24607).
Перечень медуслуг для освобождения от НДС
Проблема в том, что ни Налоговый кодекс РФ, ни Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ, ни Перечень из постановления Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 не содержат определения или перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению. Но определение медицинских услуг закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, где сказано, что это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
По мнению Минфина России, в качестве списка медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению для освобождения от налогообложения НДС можно применять:
- Перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 (письмо Минфина России от 30.09.2024 № 03-07-07/94190);
- Классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный приказом Минздрава России от 19.08.2021 № 866н (письмо Минфина России от 04.10.2024 № 03-07-07/96258).
Также для определения конкретных видов услуг, относящихся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, допустимо руководствоваться Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н (письмо Минфина России от 16.08.2018 № 03-07-14/57948).
НДС при УСН по медуслугам с 2025 года
С 2025 года медицинская организация или предприниматель, ведущий медицинскую деятельность, применяющие УСН и не освобожденные от обязанностей налогоплательщика НДС, не начисляют от НДС при оказании медицинских услуг из подп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, если выполняются одновременно все вышеуказанные условия для освобождения независимо. При этом не имеет значения, какую ставку НДС при реализации они выбрали - специальную или общеустановленную (письма Минфина России от 28.10.2024 № 03-07-11/104895, от 25.11.2024 № 03-07-11/117761).
Текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-07/120926 от 02.12.2024
Минфин перечислил медуслуги, не облагаемые НДС
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - исполнитель) осуществляет медицинскую деятельность по проведению предварительных и периодических осмотров на основании соответствующей лицензии путем заключения договоров с физическими и юридическими лицами. В рамках выданной лицензии заключаются договоры:
1) об оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи работникам заказчика - юридического лица в фельдшерском здравпункте заказчика - юридического лица. Договор об оказании услуг заключается непосредственно с работодателем. Услуги оказываются на территории работодателя в соответствии с лицензией исполнителя непосредственно работникам заказчика - юридического лица (работодателя). В отношении каждого работника договор не заключается;
2) об оказании услуг по проведению периодических и предварительных медицинских осмотров работников заказчика - юридического лица. Договор об оказании услуг заключается непосредственно с работодателем. Услуги оказываются на территории исполнителя в соответствии с лицензией исполнителя непосредственно работникам заказчика - юридического лица (работодателя). В отношении каждого работника договор не заключается.
Являются ли виды деятельности, поименованные в п. п. 1 и 2 настоящего обращения, деятельностью, которая освобождается от уплаты НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ (услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации)?
Вопросы по нюансам медицинской деятельности в сегменте медосмотров:
- в рамках услуг, поименованных в п. 2 настоящего обращения, исполнитель еще осуществляет услуги по проведению психиатрического освидетельствования путем привлечения соисполнителя, у которого имеется лицензия на данный вид деятельности (у исполнителя она отсутствует). Облагается ли данный вид услуг НДС у исполнителя при выставлении акта выполненных услуг заказчику;
- кроме того, исполнитель производит забор анализов, необходимых для целостности медосмотра (в рамках обязательных исследований по медосмотру, определяемых по факторам, определенным в спецоценке труда работников заказчика. Эти анализы передаются впоследствии для исследования в лабораторию (другую организацию) с соответствующей лицензией, так как у исполнителя отсутствует лицензия на проведение данного рода исследования. Результаты анализов от соисполнителя выставляются исполнителем заказчику с наценкой, но в сумме единого целостного медосмотра составляют часть цены медосмотра). Облагается ли данный вид услуг НДС у исполнителя при выставлении акта выполненных услуг заказчику, если у исполнителя нет лицензии на данный вид услуг, он закупает услуги у другого юридического лица (соисполнителя), имеющего право проводить данного рода исследования, а заказчику лишь продает результат услуг в отношении его работников в рамках целостного медосмотра;
- облагаются ли НДС услуги по забору и исследованию других анализов, если исполнитель имеет лицензию на предоставление данного рода услуг, но привлекает соисполнителя для их оказания, также имеющего право проводить данного рода исследования, а заказчику лишь продает результат услуг в отношении его работников в составе целого медосмотра, а не отдельной этой услуги?
Ответ: В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 28 ноября 2024 г., по вопросам применения налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что на основании абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются оказываемые населению медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. № 132 (далее - Перечень).
Перечнем предусмотрены медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы, услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях, услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
Пунктом 6 статьи 149 Кодекса установлено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что медицинская деятельность (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») включена в перечень лицензируемых видов деятельности.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 852 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. № 866н (далее - Требования).
Таким образом, на основании вышеуказанного абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются поименованные в Перечне медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии соответствующей лицензии. При этом следует отметить, что конкретные виды услуг, относящиеся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, предусмотрены Положением и Требованиями.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ