.

О начислении амортизации на модернизированные материальные активы

Письмо Министерства финансов РФ №07-01-09/53916 от 11.06.2024

ФСБУ 14/2022 предусматривает возможность модернизации нематериальных активов (НМА) в порядке, установленном ФСБУ 26/2020. Под модернизаций НМА в бухгалтерском учете понимают капитальные вложения в НМА, которые:

  • увеличивают первоначальную стоимость объекта на сумму затрат по его улучшению (п. 28 ФСБУ 14/2022);
  • соответствуют требованиям п. 6 ФСБУ 26/2020 об использовании таких затрат в течение периода, превышающего (в общем случае) 12 месяцев (письмо Минфина России от 01.02.2024 № 07-01-09/7805);
  • улучшают или повышают первоначально принятые нормативные показатели функционирования НМА (подп. «м» п. 5 ФСБУ 26/2020).

При невыполнении этих условий затраты на изменение НМА не считаются его улучшением (модернизацией), не формируют стоимость капитальных вложений и относятся на текущие расходы (подп. «б» п. 16 ФСБУ 26/2020, п. п. 2, 5, 11, 16, 18 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, письмо Минфина России от 20.03.2024 № 07-01-09/24993).

Нормативные показатели НМА определяются его предназначением, а также планируемым сроком и способом использования его для получения экономических выгод (подп. «б» - «г» п. 4 ФСБУ 14/2022, письмо Минфина России от 20.12.2023 № 07-01-09/123230). А под модернизацией НМА в бухгалтерском учете понимают его улучшение, которое приводит к росту получаемых экономических выгод. Это происходит за счет увеличения срока полезного использования (СПИ) объекта, который определяют:

  • или как период, в течение которого использование объекта будет приносить экономические выгоды (п. 40 ФСБУ 14/2022);
  • или как количество продукции или объем работ (услуг) в натуральном выражении, которое ожидается получить от использования объекта (п. 41 ФСБУ 14/2022).

То есть рост экономических выгод от модернизированного НМА обусловлен более длительной или более интенсивной его эксплуатацией либо расширением направлений его использования.

В результате модернизации увеличивается СПИ объекта, а также может стать нерелевантным ранее применявшийся способ начисления амортизации (подп. «а» п. 39 ФСБУ 14/2022, п. 3 ПБУ 21/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

СПИ актива и способ его амортизации являются элементами амортизации. Их перепроверяют не только по итогам года, но и при появлении новой информации или обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении таких элементов (п. 42 ФСБУ 14/2022, п. 2 ПБУ 21/2008). И если НМА модернизировали, это и есть обстоятельство, которое требует:

  • перепроверить и увеличить СПИ объекта;
  • проверить релевантность прежнего способа амортизации после модернизации и изменить его в случае необходимости.

По факту изменения СПИ и, если нужно, способа амортизации, с учетом увеличения первоначальной стоимости НМА меняется сумма амортизации за отчетный период (п. 37 ФСБУ 14/2022). Применять новую сумму амортизации нужно перспективно, без пересчета ранее начисленной амортизации (п. 4 ПБУ 21/2008).

Что касается налогового учета, то здесь ничего не изменилось. Как и раньше, гл. 25 Налогового кодекса РФ не позволяет увеличить СПИ модернизированного НМА (письмо Минфина России от 15.12.2023 № 03-03-06/1/121584). И после модернизации к увеличившейся первоначальной стоимости объекта применяется прежняя норма амортизации (письмо Минфина России от 25.10.2023 № 03-03-06/1/101608).

А. Дегтяренко, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Письмо Министерства финансов РФ №07-01-09/53916 от 11.06.2024текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№07-01-09/53916 от 11.06.2024

О признании актива объектом НМА в целях бухучета, а также о начислении амортизации в целях налога на прибыль при модернизации полностью самортизированного НМА

Вопрос: О признании актива объектом НМА в целях бухучета, а также о начислении амортизации в целях налога на прибыль при модернизации полностью самортизированного НМА.

Ответ: В связи с обращением Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, Министерством не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем обращаем внимание, что согласно Федеральному стандарту бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», утвержденному приказом Минфина России от 30 мая 2022 г. № 86н, для целей бухгалтерского учета объектом нематериальных активов считается актив, характеризующийся одновременно признаками, установленными в пункте 4 ФСБУ 14/2022. Согласно ФСБУ 14/2022 элементы амортизации (срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации) объекта нематериальных активов подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта нематериальных активов.

По заключению Департамента налоговой политики согласно пункту 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Срок полезного использования объекта основных средств или объекта нематериальных активов определяется налогоплательщиком в целях определения нормы амортизации соответствующего объекта амортизируемого имущества.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 258 Кодекса налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. Вместе с тем положениями главы 25 Кодекса не предусмотрено изменение (увеличение) срока полезного использования объекта нематериальных активов, в том числе в результате его модернизации.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 257 Кодекса первоначальная стоимость основных средств, нематериальных активов изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости основных средств, нематериальных активов. Положения указанной нормы, по мнению Департамента налоговой политики, распространяются и на случаи, когда к моменту проведения модернизации амортизируемое имущество полностью самортизировано.

Учитывая изложенное, после проведения модернизации нематериальных активов амортизация начисляется по тем нормам, которые были определены при первоначальном включении этих нематериальных активов в соответствующую амортизационную группу.


Директор Департамента Л.З.ШНЕЙДМАН

Вверх