.

О применении срока, в который подлежит уменьшению размер совокупной обязанности по ЕНС в случае представления уточненных деклараций

Письмо Министерства финансов РФ №03-02-08/35058 от 16.04.2024

Минфин России в письме от 16.04.2024 г. № 03-02-08/35058 разъясняет о применении срока, когда совокупную обязанность по ЕНС уменьшат в случае представления уточненных деклараций.

Уточненная налоговая декларация «к уменьшению»: что это значит?

Если в первоначально представленной налоговой декларации обнаружены ошибки или недостоверные сведения, которые привели к завышению или занижению налога, то налогоплательщики обязаны внести соответствующие изменения. В таком случае подают уточненную налоговую декларацию.

Уточненная налоговая декларация «к уменьшению» означает, что была допущена ошибка, которая привела к завышению налога. То есть возникает излишне уплаченный налог. Поэтому подают уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога к уплате.

Так, если организация подала уточненную декларацию или расчет, то камеральная проверка поданной ранее (первичной) отчетности прекращается. С даты принятия уточненки начинается новая камеральная проверка.

Например, если первичная декларация представлена 25 июля 2024 г., срок камеральной проверки по ней истекает 25 октября 2024 г. Но 18 августа 2024 г. представлена уточненная декларация. В этом случае срок камеральной проверки истекает 18 ноября 2024 г.

Состояние сальдо ЕНС по уточненке изменится только 19 ноября 2024 года. То есть сумма, которая была зарезервирована (или перечислена) для уплаты налога, будет возвращена на ЕНС в качестве единого налогового платежа.

Таким образом, сумма «к уменьшению» по уточненной декларации увеличивает сальдо ЕНС только после завершения камеральной проверки.

Правило трех лет: что важно знать?

Подать уточненную декларацию или расчет к уменьшению можно в любое время после обнаружения ошибки. Одновременно есть «пресекательный срок», о котором разъясняет Минфин России.

При расчете совокупной обязанности не учитываются налоги, сборы, страховые взносы, подлежащие уменьшению на основании деклараций (расчетов), если с установленного срока уплаты соответствующих налогов, сборов, страховых взносов прошло более трех лет. Так установлено подпунктом 1 пункта 7 статьи 11.3 Налогового кодекса.

Значит, уточненная декларация к уменьшению может быть представлена, если со дня истечения срока уплаты налога до дня представления декларации прошло не более трех лет. Поясним почему.

Возврат сальдо ЕНС

Статья 79 Налогового кодекса, которая устанавливает правила возврата сумм излишне уплаченных налогов, не содержит ограничительного срока на распоряжение сальдо ЕНС. То есть налогоплательщик может вернуть сальдо ЕНС вне зависимости от даты образования данного сальдо.

Но Минфин в комментируемом письме отмечает о пресекательном сроке, влияющим на сроки распоряжения положительным сальдо ЕНС, который установлен подпунктом 1 пункта 7 статьи 11.3 Налогового кодекса.

Три года – это пресекательный срок на произведение после 01.01.2023 действия по формированию представляемыми уточненными налоговыми декларациями сумм увеличения положительного (уменьшения отрицательного) сальдо ЕНС, в отношении положительного значения которого не установлено каких-либо ограничений на возврат соответствующей суммы на счет налогоплательщика или зачет.

Таким образом, если налогоплательщик представит уточненную декларацию с налогом к уменьшению, но с установленной даты уплаты налога прошло более 3-х лет, то переплата на ЕНС учтена не будет. Соответственно, и вернуть эту сумму уже нельзя будет.


Е. Натырова, эксперт "НА"
Письмо Министерства финансов РФ №03-02-08/35058 от 16.04.2024текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-02-08/35058 от 16.04.2024

О применении срока, в который подлежит уменьшению размер совокупной обязанности по ЕНС в случае представления уточненных деклараций

Вопрос: О применении срока, в который подлежит уменьшению размер совокупной обязанности по ЕНС в случае представления уточненных деклараций.

Ответ: Департамент налоговой политики (далее - Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел полученное обращение ООО от 19.03.2024 (далее - Обращение) (вх. в Минфин России от 20.03.2024) и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2018 № 194н, Министерством, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения и не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В этой связи в рамках установленной компетенции по поставленному в Обращении вопросу о действии во времени положений Кодекса о пресекательном сроке, установленном подпунктом 1 пункта 7 статьи 11.3 Кодекса, Департаментом сообщается следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 11.3 Кодекса при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующих налога, сбора, страховых взносов до дня подачи указанных налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов) прошло более трех лет, за исключением случаев осуществления налоговым органом перерасчета налогов, сборов, страховых взносов по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, и случаев восстановления судом указанного срока, если причины его пропуска признаны судом уважительными.

Вышеприведенные положения, согласно части первой статьи 5 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 263-ФЗ), вступили в силу с 01.01.2023 и распространяют свое действие на правоотношения после 01.01.2023.

При этом рассматриваемые положения по своей сути устанавливают пресекательный срок на произведение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) после 01.01.2023 действия по формированию представляемыми (соответственно, по предшествующим дню представления отчетным (налоговым) периодам) уточненными налоговыми декларациями (расчетами) сумм увеличения положительного (уменьшения отрицательного) сальдо единого налогового счета, в отношении положительного значения которого Кодексом не установлено каких-либо ограничений на возврат соответствующей суммы на счет налогоплательщика (плательщика сбора плательщика страховых взносов, налогового агента) или зачет в порядке статьи 78 Кодекса.

Необходимо отметить, что ранее до вступления в силу положений Федерального закона № 263-ФЗ на уровне Кодекса были установлены нормы (пункт 7 статьи 78 Кодекса, пункт 3 статьи 79 Кодекса), также определявшие трехлетний пресекательный срок, исчисляемый с установленных указанными нормами сроков (дней), на возврат/зачет излишне уплаченного либо на возврат излишне взысканного налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа.


Заместитель директора Департамента В.В.САШИЧЕВ

Вверх