.

О признании сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в 2023 г., контролируемыми

Письмо Министерства финансов РФ №03-12-11/1/34492 от 15.04.2024

Организации, предприниматели и физические лица, участвующие в контролируемых сделках из ст. 105.14 Налогового кодекса РФ, должны сообщать о них в свою ИФНС (п. п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ).

Одним из признаков контролируемой сделки, совершенной в 2023 году, является наличие у любой из сторон (совершившей за год сделки с контрагентом на сумму более 120 млн руб.) места регистрации, места жительства или налогового резидентства в государстве или на территории из Перечня Минфина России, утвержденного в целях подп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п.1 ст. 105.14 НК РФ).

На начало 2023 года такой Перечень был утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н. Однако он утратил силу с 01.07.2023, и был заменен новым Перечнем из приказа Минфина России от 05.06.2023 № 86н. В результате изменений в Перечень государств и территорий для выявления контролируемых сделок вошли новые государства и территории, а некоторые из позиций были исключены.

Так под критерий контролируемой сделки по подп. 3 п.1 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ с 01.07.2023 попали налогоплательщики, которых ранее Перечень не затрагивал, а некоторые налогоплательщики выбыли из сферы применения Перечня с 01.07.2023. Поэтому возникла неясность:

  • с какого года применять критерий контролируемой сделки в силу добавления в новый Перечень места регистрации, жительства или налогового резидентства налогоплательщика;
  • с какого года прекратить применение критерия контролируемой сделки в силу исключения из нового Перечня места регистрации, жительства или налогового резидентства налогоплательщика.

По данному вопросу Минфин России в письме от 01.11.2023 № 03-08-13/104225 сообщил, что расширение Перечня на новые государства  и территории применяется с 01.01.2024. Что касается местностей, исключенных из Перечня, то соответствующие налогоплательщики применяют прежний Перечень по доходам и расходам, признанным до конца 2023 года (письмо Минфина России от 15.04.2024 № 03-12-11/1/34492).

Кроме того, критерий вывода из состава контролируемых сделок операций по подп. 11 п. 4 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ применяется только с 01.01.2024. Значит, к сделкам, доходы или расходы по которым признаны при налогообложении прибыли в 2023 году, не применяется исключение из состава контролируемых сделок по этому критерию.

Иными словами, такие сделки 2023 года нельзя автоматически вывести из состава контролируемых на том основании, что выполняются одновременно следующие условия:

  • организация, участвующая в сделке, зарегистрирована или является резидентом иностранного государства либо территории, договор об избежании двойного налогообложения с которыми приостановлен Указом Президента РФ;
  • договоры или соглашения о совершении сделок заключены до 01.03.2022;
  • порядок ценообразования по сделкам не менялся после 01.03.2022;
  • эти сделки не подпадают под критерии контроля, действовавшие на 01.03.2022 по п. п. 1, 3 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ.

А. Дегтяренко, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Письмо Министерства финансов РФ №03-12-11/1/34492 от 15.04.2024текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-12-11/1/34492 от 15.04.2024

О признании сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в 2023 г., контролируемыми

Вопрос: О признании сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в 2023 г., контролируемыми.

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение общества с ограниченной ответственностью от 01.03.2024, зарегистрированное в Минфине России 07.03.2024, и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщается следующее.

1. Согласно статье 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.

В целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 Кодекса.

Необходимо отметить, что к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Кодекса до 1 января 2024 года (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), применяются положения статей 105.14 и 105.16 Кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу статьи 1 Федерального закона от 27.11.2023 N 539-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 539-ФЗ) (пункт 8 статьи 6 Федерального закона N 539-ФЗ).

С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу статьи 1 Федерального закона N 539-ФЗ) к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях Кодекса приравниваются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса (далее - Перечень). Указанные сделки признаются в целях Кодекса контролируемыми, если сумма доходов по этим сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 120 миллионов рублей (абзац первый пункта 3 статьи 105.14 Кодекса).

С 1 июля 2023 года вступил в силу приказ Минфина России от 05.06.2023 N 86н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)" (далее - приказ Минфина России N 86н), в соответствии с которым Перечень был расширен.

По вопросу применения положений приказа Минфина России N 86н Минфином России даны разъяснения, которые направлены в адрес ФНС России письмом от 01.11.2023 N 03-08-13/104225 с просьбой довести соответствующие разъяснения до сведения территориальных налоговых органов для использования их в работе.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 01.11.2023 N 03-08-13/104225 и основанной на положениях пункта 5 статьи 5 Кодекса, положения приказа Минфина России N 86н в части расширения Перечня на государства (территории), которые не были включены в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н и действовавший по состоянию на 30 июня 2023 года, применяются с 1 января 2024 года. Соответственно, указанные положения приказа Минфина России N 86н не могут быть применены в отношении сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Кодекса в 2023 году (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), в целях признания таких сделок контролируемыми в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса.

2. Подпунктом "б" пункта 10 статьи 1 Федерального закона N 539-ФЗ пункт 4 статьи 105.14 Кодекса дополнен подпунктом 11, в соответствии с которым вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 статьи 105.14 Кодекса, не признаются контролируемыми сделки, одной из сторон которых является организация, местом регистрации либо местом налогового резидентства которой является иностранное государство (территория), с которым заключен договор (соглашение, конвенция) об избежании двойного налогообложения, действие которого приостановлено в соответствии с указом Президента Российской Федерации о приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения, при условии, что договоры (соглашения), на основании которых совершены указанные сделки, заключены до 1 марта 2022 года, порядок определения цен и (или) методик (формул) ценообразования, применяемый в указанных сделках, не изменялся после 1 марта 2022 года и указанные сделки не соответствуют действовавшим по состоянию на 1 марта 2022 года условиям признания сделок контролируемыми сделками в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 105.14 Кодекса.

Подпункт 11 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса вступил в силу с 1 января 2024 года (пункт 2 статьи 6 Федерального закона N 539-ФЗ).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание установленный пунктом 7 статьи 6 Федерального закона N 539-ФЗ порядок применения положений Кодекса в редакции указанного Федерального закона, положения подпункта 11 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса не могут быть применены к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Кодекса до 1 января 2024 года.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА

Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.

Вверх