Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ до 31.12.2025
32 200 ₽ 29 990 ₽
Вы находитесь в платном материале бератора. Вы можете получить доступ к бератору бесплатно.
Мы можем предоставить вам доступ на 1 день. Чтобы получить доступ к бератору, оформите эту заявку на подключение, мы с вами свяжемся и оговорим, когда вам удобно получить доступ. Также у вас будет специальная цена при подписке на бератор.
Уже есть аккаунт? Войти
Об изменении цены контракта на транспортирование ТКО ИП, применяющим УСН с уплатой НДС с 01.01.2025
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-11/40926 от 23.04.2025
С 1 января 2025 года Федеральный закон 12.07.2024 № 176-ФЗ признал индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) с плательщиками НДС.
Это затрагивает все сферы деятельности ИП, в том числе и тех, кто участвует в цепочке обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Федеральный закон 12.07.2024 № 176-ФЗ внес коррективы в уже существующую систему формирования цен на услуги по транспортировке ТКО, регламентированную Правилами № 1133 (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133). Согласно этим Правилам, региональный оператор обязан проводить торги в электронной форме, используя механизмы, установленные Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Торги, как правило, проводятся в форме аукциона.
В то же время указанным организациям предоставляется освобождение от уплаты НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.
Последствия введения НДС для ИП на УСН на торги по ТКО
Внедрение НДС для ИП на УСН существенно повлияет на участие в торгах по транспортировке ТКО.
Теперь ИП, желающие заключить контракт с региональным оператором, должны будут учитывать НДС при формировании своей заявки. Это означает, что предлагаемая цена должна включать в себя не только прямые и косвенные затраты, но и сумму НДС. Несоблюдение этого требования может привести к отклонению заявки.
Последствия введения НДС для ИП:
- Увеличение цены предложения.
- Более сложный бухгалтерский учет.
- Необходимость адаптации к новым правилам.
Если компания на УСН не соответствует критериям для освобождения от НДС, согласно ст. 145 НК РФ, то ее операции по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг и передаче имущественных прав будут облагаться НДС на общих основаниях. Пояснил Минфин письме от 23.04.2025 № 03-07-11/40926.
При реализации услуг, подлежащих обложению НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ, организация или ИП на УСН может применять ставки НДС в размере 0, 10 или 20 %, при условии, что она не приняла решение о применении норм п. 8 ст. 164 НК РФ.
При этом, организация имеет право перейти на расчет и уплату НДС по ставкам 5 или 7 %, как указано в п. 8 статьи 164 НК РФ, а также по ставке 0 % (в отношении операций, перечисленных в пп. 1 - 1.2, 2.1 - 3.1, 7 и 11 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/40926 от 23.04.2025
Об изменении цены контракта на транспортирование ТКО, заключенного по результатам торгов между региональным оператором и ИП, применяющим УСН и признанным плательщиком НДС с 01.01.2025
Вопрос: Согласно положениям Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 01.01.2025.
В случаях, установленных Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 (далее - Правила № 1133), региональный оператор обязан провести торги на транспортирование ТКО в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом предусмотренных Правилами № 1133 особенностей.
Правомерно ли изменение цены контракта, сформированной по результатам торгов, на сумму НДС в связи с признанием индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС с 01.01.2025?
Ответ: В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 6 марта 2025 г., Департамент налоговой политики с учетом позиции Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. № 1133 (далее - Правила), торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.
Следует отметить, что проведение торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, само по себе не образует отношений, урегулированных частью 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ.
В силу положений подпункта «ж» пункта 5 Правил при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ, регламентирующие изменение и расторжение контракта.
Таким образом, вопросы, касающиеся возможности изменения цены контракта, заключенного в соответствии с положениями Правил, не являются предметом регулирования Федерального закона № 44-ФЗ и регламентируются положениями соответствующего отраслевого законодательства.
В отношении НДС, исчисляемого с 1 января 2025 г. организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), отмечаем, что на основании положений Кодекса указанные организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками НДС с 1 января 2025 г.
В то же время указанным организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.
В случае если организации или индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не имеют оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 г. такими организациями и индивидуальными предпринимателями, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
В связи с этим организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН с 1 января 2025 г., при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, могут применяться налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 164 Кодекса, если ими решение о применении норм пункта 8 статьи 164 Кодекса не принято. При этом данные организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на исчисление и уплату НДС по налоговым ставкам в размере 5 или 7 процентов, указанным в пункте 8 статьи 164 Кодекса, а также 0 процентов (в отношении операций, указанных в подпунктах 1 - 1.2, 2.1 - 3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Таким образом, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 г. организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН и не имеющими оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА