.

Будут ли арбитражные суды будут «стучать» полиции на директоров и главбухов?

Законопроект № 589321-7, дающий арбитражным судам право сообщать правоохранительным органам о признаках преступлений в действиях участников процесса, принят Госдумой в третьем, окончательном чтении. Айнур Ялилов, старший партнер юридической фирмы «Шаймарданов, Ялилов и Сабитов» полагает, что поправки, призванные стимулировать гражданскую сознательность, вряд ли дадут нужный эффект.

Право судов сообщать правоохранителям о признаках преступления прописано в Гражданском процессуальном кодексе и Кодексе административного судопроизводства. В Арбитражном процессуальном кодекс (АПК РФ) такой нормы нет.

Подозрения на недостоверность

Согласно АПК РФ, суд может лишь исключить оспариваемое доказательство из числа доказательств по делу, но только с согласия представившего его лица. Такая ситуация может способствовать различным злоупотреблениям со стороны недобросовестных участников арбитражного процесса. Например, фальсификации судебных доказательств, что является уголовно-наказуемым деянием.

Чтобы исправить законодательный пробел, авторы инициативы предложили внести поправки в статью 188 АПК. Законопроект предусматривает, что если действия участников процесса вызовут подозрения, то арбитражный суд сможет направить в органы дознания или предварительного следствия копию частного определения.

Актуально

Предположить, что закон будет эффективен, сложно. Как показывает практика, суды не слишком охотно пользуются своим правом на вынесение частных определений при выявлении случаев нарушения законности. Подозрения на недостоверность доказательств возникают регулярно, но подтверждаются они довольно редко.

Правоохранителей обяжут отчитаться о принятых мерах в течение месяца. Изменения поспособствуют укреплению законности и предупреждению преступлений в арбитражном процессе.

«У страха глаза велики»

Ощущение, что норму придумали для устрашения, но судьи большого рвения не проявят: в сложных арбитражных спорах по вопросам фальсификации всё неоднозначно. Подозрения на недостоверность доказательств возникают регулярно, но подтверждаются они довольно редко. Обычно это просто манипулирование фактами и обстоятельствами, состава преступления в таких действиях нет. Правовая природа фальсификации толком не изучена, единого мнения на этот счёт нет. Например, бывает, что подпись директора принадлежит не ему, а печать организации подлинная. На практике такая ситуация решается по-разному.

Может быть так, что и подпись, и печать ненастоящие, но лицо подтверждает этот документ, преступление тогда это или нет? Дата составления документа может не совпадать, но ведь документ мог быть утерян и впоследствии восстановлен. Не всегда понятно, кто вообще изготовил спорный документ. Поэтому вряд ли судьи будут активно выносить «частные определения» и направлять их копии в правоохранительные органы. Если это только не какой-то очевидный и вопиющий случай.

Да и вообще, «давать оценку действиям стороны или отдельных лиц не должно являться обязанностью судьи». Более того, это формирует у сторон и суда недоверие друг к другу. Если органы следствия придут к выводу, что документы и (или) действия не являются противоправными? Что в этом случае? Суд примет доказательства? Нет. Тогда в чём смысл вовлечения суда в процесс оценки действий на предмет их противоправности?

Да, согласно действующей редакции АПК РФ, суд может лишь исключить оспариваемое доказательство из числа доказательств по делу, но только с согласия представившего его лица. Такая ситуация может способствовать различным злоупотреблениям со стороны недобросовестных участников арбитражного процесса. Законопроект, о котором идет речь, призван стимулировать гражданскую сознательность судей. В этом он полезен. Но при этом изменения не предусматривают ни ответственности, ни процедуры. С учётом этого документ выглядит больше как красивый информационный повод.


Вверх