.

«Платон»: новые правила


Система взимания  платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения «Платон» грузовиками массой свыше 12 тонн обеспечивает автоматический сбор, обработку, контроль сведений о движении «большегрузов» и внесение платы, соответствующей пройденному маршруту. В системе обязаны зарегистрироваться все владельцы 12-тонных грузовиков.

С 15.11.2016 обновлены правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденные постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (далее – Правила). Основные изменения таковы.

Раздел I

Если первоначальная редакция правил включала всего 12 пунктов, то в новой редакции  многие из них переформулированы, дополнены и объединены в самостоятельный Раздел I «Общие положения» вместе с новым пунктом 13.

Введено понятие «расчетная запись»: это запись, формируемая оператором в отношении собственника (владельца) транспортного средства для учета денежных средств, вносимых им оператору, и перечисления средств в доход федерального бюджета.

Предоставлена возможность по заявлению собственника «большегруза» перераспределять средства между принадлежащими ему расчетными записями, открывать дополнительные расчетные записи и формировать группы транспортных средств в привязке к ним. При этом общее количество расчетных записей собственника (владельца) транспортных средств не может превышать количество транспортных средств, зарегистрированных в реестре в отношении данного собственника (владельца) транспортных средств (новый п. 5.1 Правил).

Оператору дано право взыскивать задолженности по внесению платы с собственника (владельца) транспортного средства в судебном порядке (новый подп. «е» п. 6 Правил).

Теперь для получения отсрочки по внесению платы собственник должен представлять оператору заверенные копии документов, подтверждающих его государственную регистрацию в РФ (место жительства в РФ) и место регистрации транспортного средства в РФ (новый абзац п. 9(1) Правил).

Также оператор должен вести на своем сайте реестр одобренных для использования в системе взимания платы типов сторонних бортовых устройств (новый п. 7.2 Правил).

Уточнены требования к маршрутной карте. Она должна содержать следующие идентификационные данные (новый п. 10(1) Правил):

  • номер маршрутной карты;

  • государственный регистрационный знак транспортного средства, движение которого осуществляется на основании маршрутной карты;

  • дата начала действия маршрутной карты (дата и время начала движения по маршруту);

  • дата и время выдачи маршрутной карты;

  • срок действия маршрутной карты, составляющий семь календарных дней со дня начала ее действия, указанного в маршрутной карте;

  • общая протяженность участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включенных в маршрут движения транспортного средства;

  • размер платы.

Маршрутная карта может быть использована в течение срока ее действия для движения одного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с указанным в ней маршрутом в одном направлении в дату и время, указанные в маршрутной карте. Оформленная маршрутная карта может быть отменена только до даты начала ее действия (новый п. 10 (2) Правил).

Согласно новому  пункту 13 Правил, при внесении платы по банковским реквизитам, полученным собственником при регистрации в реестре, должен быть указан номер расчетной записи. Пополнять баланс можно сделать банковским переводом или посредством банковской карты. Установлено, что комиссия банка за перевод взимается отдельно от суммы платы.

Раздел II

Установлен порядок перечисления платы в доход федерального бюджета. В частности, плата перечисляется на специальный счет оператора – ежедневно, единым платежом. В системе взимания платы применяется единое учетно-отчетное время - московское.

Размер платежа рассчитывается путем сложения всех платежей за прошедшие сутки (по состоянию на 1 час 00 минут дня, следующего за отчетным), а также задолженности по внесению платы.

Отсроченные платежи, поступившие на специальный счет по состоянию на 23 часа 59 минут календарного месяца, в котором они должны были быть внесены, оператор вносит 1-го числа следующего календарного месяца.

Раздел III

Определен порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, внесенных оператору и не перечисленных либо излишне перечисленных в бюджет.

Средства, внесенные оператору и не перечисленные в бюджет, возвращает собственнику (владельцу) транспортного средства оператор (п. 19 Правил). Для этого нужно представить в центр информационной поддержки пользователей системы «Платон» заявление о возврате денежных средств, содержащее информацию, указанную в пункте 20 Правил. Возврат осуществляется безналичным переводом в рублях на банковский счет, открытый собственником (владельцем) транспортного средства (п. 24 Правил).

Средства, внесенные оператору и перечисленные в бюджет, возвращает собственнику (владельцу) «большегруза» отделение Федерального казначейства на основании решения Федерального дорожного агентства.

Раздел IV

Прописан порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства, в том числе зарегистрированного на территории иностранного государства, и оператора системы «Платон».

Это взаимодействие осуществляется на основании регистрации собственника транспортного средства в системе. Регистрация в системе означает внесение данных о собственнике и транспортном средстве в реестр системы «Платон». Без внесения в реестр оплата проезда по федеральным трассам невозможна. Данный реестр оператор системы ведет  в электронном виде.

Зарегистрироваться в системе «Платон» можно следующими способами:

  • через официальный интернет-сайт зарегистрировать личный кабинет;
  • прийти лично или отправить своего представителя в Центр информационной поддержки пользователей;
  • в терминале самообслуживания.

Раздел V

Сформулированы правила предоставления и пользования бортовыми устройствами.

Бортовое устройство БУ 1201, устанавливаемое на каждый грузовой автомобиль – это основа работы системы. Устройство, используя технологии спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS, определяет пройденный автомобилем маршрут. Пользователь системы оплачивает проезд (пополняя расчетную запись в системе и/или заполняя маршрутную карту) и получает право двигаться по указанному им маршруту. Бортовое устройство передает в систему данные, подтверждающие движение пользователя по оплаченному им маршруту.

Бортовое устройство предоставляется собственнику (владельцу) «большегруза», зарегистрированному в реестре, безвозмездно, на основании его заявления. Собственник (владелец) транспортного средства и оператор заключают договор безвозмездного пользования бортовым устройством. Факт передачи устройства подтверждается подписанием двустороннего акта передачи бортового устройства (в двух экземплярах).

Для собственников (владельцев) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, оператор устанавливает дополнительные обеспечительные меры в виде внесения  на счет оператора денежных средств, эквивалентных стоимости получаемых бортовых устройств (они подлежат возврату иностранному собственнику при возврате им бортового устройства).

При невозврате, утере или поломке бортового устройства со стороны собственника с его расчетной записи списываются денежные средства в размере начислений по данным системы взимания платы, полученным при помощи этого бортового устройства.

Приложение № 1 к правилам

Здесь содержатся технические требования к бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам, которые должны обеспечивать при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS сбор, хранение и передачу данных о местоположении транспортного средства.

Приложение № 2 к правилам

В приложении указаны особенности заключения договора безвозмездного пользования бортовым устройством. Он заключается через центр информационной поддержки пользователей (при личной явке собственника (владельца) транспортного средства). До момента заключения договора транспортное средство и его собственник (владелец) должны быть зарегистрированы в реестре.

Договор подписывается в двух экземплярах, один из которых передается собственнику (владельцу) «большегруза» или его уполномоченному представителю, а второй хранится у оператора.  Для заключения договора собственник должен представить оператору заверенные копии документов, перечисленных в пункте 1 приложения № 2 к Правилам.

И в заключение…

Плата за пройденные километры рассчитывается автоматически через бортовое устройство или посредством оформления маршрутной карты.

Ее следует внести до начала движения по автомобильным дорогам федерального значения. Оплатить проезд можно и пополнить баланс расчетной записи возможно:

  • банковским переводом по платежным реквизитам оператора системы с указанием номера расчетной записи;

  • банковской картой.

Информация о пополнении расчетной записи будет отображена в личном кабинете на сайте или отправлена в виде электронного письма.


Виктор Кирпичников, эксперт


Вверх