.

Льгота по налогу на имущество организаций: энергоэффективность

Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/10228@ от 30.05.2017

От налогообложения налогом на имущество организаций освобождаются вновь вводимые объекты (п. 21 ст. 381 НК РФ):

  • имеющие высокую энергетическую эффективность. Они указаны в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 600 (далее – Перечень № 600);

  • имеющие высокий класс энергетической эффективности (ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Это товары по перечню из приложения к постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222 (далее – Перечень № 1222), и именно о них сказано в комментируемом письме ФНС России.

Какое имущество льготируется

Объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, производятся на территории РФ и импортируются для оборота на территории РФ. Класс энергетической эффективности объекта определяет производитель или импортер.

Согласно Перечню № 1222, для классов энергетической эффективности товаров применяются обозначения: "A", "D", "C", "D", "E", "F", "G". При этом класс "A" применяется для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, а класс "G" - для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью. Также установлены дополнительные классы энергетической эффективности "A+", "A++" - для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью (по возрастанию - "A+", "A++") при появлении на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса "A".

Контролирующие ведомства считают, что для целей освобождения от налога на имущество объектами,  имеющими высокий класс энергетической эффективности, признаются объекты, отнесенные к классу A (в том числе A+, A++). Об этом сказано в письмах Минфина России от 26.02.2016 № 03-03-06/1/10868, от 20.08.2013 № 03-05-04-01/33917, ФНС России от 29.04.2013 № БС-4-11/7889@.

Освобождение от налогообложения действует для имущества, принятого на учет после 31.12.2011, в течение трех лет со дня постановки его на учет (письма Минфина России от 11.05.2012 № 03-05-05-01/23, от 21.02.2012 № 03-05-05-01/11, от 27.01.2012 № 03-05-05-01/06).

Когда льгота не применяется

В прошлом году Минфин России сообщал, что энергоэффективная недвижимость, в том числе жилые здания (жилые помещения) не льготируется по налогу на имущество организаций, поскольку такая недвижимость не поименована ни в Перечне № 600, ни в Перечне № 1222. При этом финансовое ведомство опиралось на «отказное» определение Верховного Суда РФ от 06.02.2015 № 307-КГ14-7982 по делу, при рассмотрении которого нижестоящий суд указал: "энергоэффективными для целей налогообложения являются товары и оборудование (движимое имущество), а не иные объекты".

Однако в 2017 году контролирующие ведомства дали иное разъяснение – что льгота может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий), имеющих высокий класс энергетической эффективности. Но в качестве обязательного условия для применения льготы было названо наличие  энергетического паспорта на объект, подтверждающего класс его энергетической эффективности (письма ФНС России от 06.04.2017 № БС-4-21/6430,  от 03.02.2017 № БС-4-21/1991).

В связи с этим возникает вопрос: льготируется ли вводимое в эксплуатацию имущество, энергетический паспорт на которое отсутствует или получен после принятия имущества к учету? 

В комментируемом письме контролирующие органы дали отрицательный ответ. По их мнению, при последующем получении энергетического паспорта, подтверждающего высокий класс энергетической эффективности ранее поставленного на учет объекта недвижимого имущества, объект недвижимости не может считаться вновь вводимым на дату получения энергетического паспорта. То есть не выполняются формальные условия для применения льготы, прописанные в пункте 21 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

И в заключение …

Очевидно, при камеральных и выездных проверках налоговые инспекции будут требовать предъявить энергетический паспорт как документ, подтверждающий право организации на льготу по налогу на имущество (п. 6 ст. 88, абз. 2 п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ). При отсутствии такого документа не начислять налог на имущество рискованно.

Если же организация не воспользовалась льготой своевременно  по иной причине, то она может подать в налоговую инспекцию заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога на имущество в течение трех лет со дня его уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 15.05.2017 № 03-05-05-01/29134).

Эксперт "НА" И.С.Сергеева
Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/10228@ от 30.05.2017текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-21/10228@ от 30.05.2017

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЛЬГОТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ПУНКТОМ 21 СТАТЬИ 381 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная налоговая служба направляет разъяснения Минфина России от 29.05.2017 N 03-05-04-01/32877 о порядке применения налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении вновь вводимых объектов недвижимого имущества, не имеющих на день постановки на бухгалтерский учет энергетического паспорта, подтверждающего высокий класс энергетической эффективности.

Доведите настоящие разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций.

Письмо Минфина России от 29.05.2017 № 03-05-04-01/32877


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх