.

Налог на прибыль и расходы на рекламу

Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/1/69813 от 28.09.2018

Затраты на рекламу организация может учитывать при исчислении налога на прибыль. При этом надо соблюдать правила, которые предусмотрены главой 25 Налогового кодекса.

Так, Минфин России напомнил, как учитывать расходы на изготовление и распространение среди потенциальных покупателей образцов товаров.

Что такое реклама?

Понятие рекламы содержится в Федеральном законе от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон "О рекламе").

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона "О рекламе").

Под объектами рекламирования понимаются товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В свою очередь, товар в целях рекламы – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, информацию о том или ином объекте можно считать рекламой, если такая информация одновременно отвечает следующим условиям:

  • распространяется любым способом и в любой форме;
  • адресуется неопределенному кругу лиц;
  • направлена на то, чтобы привлекать внимание к соответствующему объекту, на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Минфин России отметил, что согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 20.06.2018 г. № АД/45557/18, квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.

Затраты на изготовление образцов товаров

Перечень рекламных расходов содержит пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса.

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.

Рекламные расходы бывают нормируемые и ненормируемые.

К ненормируемым рекламным расходам относятся в том числе расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Учет в расходах по налогу на прибыть затрат на изготовление образцов товаров зависит от того, при каких обстоятельствах компания их распространяет.

Ключевой признак рекламы – это воздействие на неопределенный круг лиц.

Если компания в рекламных целях раздает образцы своих товаров неопределенному кругу лиц, то затраты на их производство списываются в порядке, установленном для рекламных расходов. В налоговой базе по прибыли эти расходы можно учесть в пределах лимита – не более 1% выручки от реализации.

Если же образцы передаются в процессе переговоров с потенциальным покупателем с целью возможного заключения договора поставки, то такая передача рекламой не является. Затраты на производство таких образцов учесть в «прибыльных» расходах нельзя (п.16 ст. 270 НК).

Пример. Расходы на рекламу

За первое полугодие отчетного года расходы АО «Ренессанс» на телевизионную рекламу составили 220 000 руб. (в том числе НДС –33 559 руб.).

Кроме того, фирма купила призы для победителей рекламной кампании, стоимостью более 100 руб. за единицу. На это потратили 400 000 руб. (в том числе НДС –61 017 руб.).

Выручка «Ренессанса» от продажи продукции за первое полугодие составила 5 000 000руб. (в том числе НДС –762 712 руб.).

В бухгалтерском учете затраты на рекламу в сумме 525 424 руб.(220 000 – 33 559 + 400 000 – 61 017) отражают в составе расходов по обычным видам деятельности.

В налоговом учете затраты на телерекламу включают в состав прочих расходов полностью.

Затраты на покупку призов включают в состав прочих расходов в пределах 1% выручки. Эта сумма составит:

(5 000 000 руб. – 762 712 руб.) х 1% = 42 373 руб.

Оставшаяся сумма затрат на покупку призов в составе прочих расходов не учитывается и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшает. Эта сумма составит:

400 000- 61 017- 42 373 = 296 610 руб.

По итогам первого полугодия «Ренессанс» может учесть при налогообложении прибыли затраты на рекламу в сумме:

220 000- 33 559+ 42 373руб. = 228 814 руб.

По мнению специалистов ФАС России, если информация отвечает признакам рекламы и имеет некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Закона "О рекламе".

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/1/69813 от 28.09.2018текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/69813 от 28.09.2018

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с изготовлением и распространением среди потенциальных покупателей образцов товаров, и сообщает следующее.

В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.

В пункте 4 статьи 264 Кодекса указаны виды рекламных расходов, относящиеся к нормируемым и ненормируемым для целей налогообложения прибыли организаций.

При этом квалификация расходов в качестве рекламных должна осуществляться с учетом положений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").

Вместе с тем обращаем внимание, что согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 20.06.2018 N АД/45557/18, квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.

По мнению специалистов ФАС России, если информация отвечает признакам рекламы и имеет некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Федерального закона "О рекламе".


Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх