.

Проверка трудовой инспекции – новые правила

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №377н от 21.04.2017

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) (ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее – Закон № 426-ФЗ). От результатов проведения СОУТ зависит, в том числе, уровень социальной защищенности работников, а именно:

  • предоставление работникам, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, государственных гарантий и компенсаций, их размеры;

  • действия работодателя по улучшению условий труда и обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.

Очевидно, что СОУТ  у работодателя должна быть качественной, а ее результаты  – достоверными. Для этого Роструд и государственные инспекции труда в субъектах РФ осуществляют контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства о СОУТ. А с 16.06.2017 порядок осуществления такого контроля закреплен в комментируемом Административном регламенте.

Для кого действуют новые правила

Новый Административный регламент распространяется на:

  • работодателей, то есть юридических лиц и предпринимателей:

  • работников, то есть физических лиц – граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства

  • организации, проводящие СОУТ.

При этом Административный регламент не действует для:

  • надомников;

  • дистанционных работников;

  • работников, нанятых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Права и обязанности трудовых инспекций

Должностные лица Роструда и трудовых инспекций имеют право:

  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения требований законодательства о СОУТ;

  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для проверки;

  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

  • составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

При этом должностные лица Роструда и трудовых инспекций обязаны, в частности:

  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей;

  • не препятствовать работодателю или его представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к проверке;

  • предоставлять работодателю или его представителю информацию и документы, относящиеся к предмету государственной функции;

  • знакомить работодателя или его представителя с документами, информацией и иными сведениями, полученными посредством межведомственного информационного взаимодействия, а также с результатами проверки соблюдения законодательства о СОУТ;

  • не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов работников и работодателей при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований законодательства;

  • соблюдать сроки проведения проверок.

Должностным лицам Роструда и трудовых инспекций запрещено, в частности:

  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не относятся к предмету провенрки, а также изымать оригиналы таких документов;

  • распространять информацию, полученную в результате проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;

  • превышать установленные сроки проведения проверки;

  • предписывать или предлагать работодателям проведение проверки за их счет;

  • требовать от работодателей документы, информацию и иные сведения, предоставляемые посредством межведомственного информационного взаимодействия;

  • требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством РФ;

  • требовать от работодателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

Сроки для проверок

Продолжительность каждой проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов в год (для малого предприятия) и 15 часов в год (для микропредприятия).

В случае необходимости получения документов (информации) в рамках межведомственного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Роструда или трудовой инспекции не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или трудовой инспекции не более чем на 20 рабочих дней, причем в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов, а для микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Общие для всех видов государственного контроля (надзора) сроки установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Итоги проверки

По окончании проверки работодатель получит акт проверки и предписание об устранении нарушений (если они были выявлены). Невыполнение в срок, установленный в предписании, изложенных в нем требований влечет административную ответственность по части 23 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • для должностных лиц – штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

  • для предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 рублей;

  • для юридических лиц – штраф от 100 000 до 200 000 рублей.

В случае выявления нарушения, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 136, 143, 201, 285, 286, 292, 293, 318, 319 Уголовного кодекса РФ, Роструд или трудовые инспекции направят результаты проверки  в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Обжалование итогов проверки

Подать жалобу на действия (бездействие) и решения должностного лица Роструда или трудовой инспекции можно в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.

В удовлетворении жалобы откажут, если:

  • имеется вступившее в силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

  • жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены;

  • имеется решение по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

На жалобу не дадут ответа, если:

  • в ней имеются нецензурные либо оскорбительные выражения, угроза жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

  • невозможно прочитать какую-либо часть текста жалобы;

  • не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) или почтовый адрес заявителя, по которому должен быть направлен ответ;

  • текст письменного обращения не поддается прочтению;

  • в письменном обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;

  • ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

И в заключение…

Ежегодные графики проведения плановых документарных и выездных проверок размещается на сайтах трудовых инспекций в Интернете в срок до 1 декабря года, предшествующего плановому.

Эксперт "НА" И.С.Сергеева
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №377н от 21.04.2017текст документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
№377н от 21.04.2017

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991), постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506) приказываю:

Утвердить Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда согласно приложению.

Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда


Министр М.А.ТОПИЛИН
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх