.

Резерв на ремонт основных средств – даже при лизинге

Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/1/20813 от 07.04.2017

Как вы знаете, лизингополучатель обязан за свой счет ремонтировать лизинговое имущество, если иное не установлено соглашением с лизингодателем (п. 3 ст. 17 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"). В связи с этим Минфин России ответил на вопрос о создании в налоговом учете резерва на предстоящий ремонт основных средств, полученных в лизинг.

Налог на прибыль

Расходы на ремонт основных средств, в том числе на капитальный ремонт, рассматриваются как прочие расходы и могут учитываться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены - в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Чтобы равномерно относить на расходы стоимость ремонта основных средств в течение двух и более лет, организация вправе создавать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств (п. 3 ст. 260 НК РФ). О том, как это сделать, сказано в статье 324 Налогового кодекса РФ.

Каких либо исключений из общих правил в отношении ремонта лизингового имущества в Налоговом кодексе РФ не содержится. Следовательно, лизингополучатель вправе создать резерв на ремонт полученного в лизинг основного средства в общем порядке.

Норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств организация должна определить своей в учетной политике – исходя из:

  • периодичности ремонтов основного средства;

  • частоты замены элементов основного средства (в частности, узлов, деталей, конструкций);

  • сметной стоимости ремонта.

При этом предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение года списываются на прочие расходы, связанные с производством и реализацией - равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода.

Обратите внимание: если в течение предыдущих трех лет ремонта основных средств  не было, то отчисления в резерв можно делать, только если организация накапливает средства для проведения особо сложного и дорогого капитального ремонта. В таком случае отчисления на финансирование указанного капитального ремонта участвуют в формировании резерва.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете не предусмотрено резервирование средств на ремонт основных средств. Кроме того предстоящие затраты на ремонт не образуют оценочных обязательств (примеры 1, 2 Приложения № 1 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", утвержденного приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н).

Затраты на капитальный ремонт основных средств, в том числе полученных в лизинг, учитываются в качестве расходов по обычным видам деятельности и признаются по мере выполнения ремонтных работ (п. п. 5, 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В связи с этим, если в налоговом учете производятся отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, то в бухгалтерском учете возникают налогооблагаемые временные разницы в сумме этих отчислений и соответствующие им отложенные налоговые обязательства. Они уменьшаются (погашаются) по мере признания в бухгалтерском учете понесенных затрат на ремонт (п. п. 12, 15, 17 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Пример. Создание резерва на ремонт ОС

ООО «Вектор» получило по договору лизинга производственное оборудование. Исходя из технологических особенностей его использования запланирован  его дорогостоящий ремонт, который будет производиться в течение двух лет. Иного ремонта в течение предыдущих трех лет не было. Сумма годового резерва в соответствии с графиком ремонта определена в размере 4 000 000 рублей.

Бухгалтер в течение двух лет в каждом отчетном периоде, а также по итогам налоговых периодов делает в налоговом учете отчисления в резерв в сумме 1 000 000 рублей  (4 000 000 / 4), которые признает в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. На эти даты производится запись:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77

– 200 000 руб. (1 000 000 х 20%)  –  отражено отложенное налоговое обязательство.

Аудитор Т.М.Прокофьева
Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/1/20813 от 07.04.2017текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/20813 от 07.04.2017

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу создания резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств и сообщает следующее.

В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Статьей 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено право налогоплательщика создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 Кодекса, для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств.

Таким образом, налогоплательщик, осуществляющий ремонт основных средств, полученных в финансовую аренду (лизинг), вправе создать резерв на предстоящий ремонт основных средств в общем порядке, предусмотренном Кодексом.

Норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств должен быть определен налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 324 Кодекса. Согласно указанному пункту статьи 324 Кодекса при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более чем одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта, при условии что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Учитывая изложенное, налогоплательщик, не производивший ремонт основных средств в течение предыдущих трех лет, вправе производить отчисления в резерв только в том случае, если он осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более чем одного налогового периода. При этом предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств составит сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта.


Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх