.

Бухгалтерские «недоновации» - 2020

Потребление плохо пропеченных пирогов и прочей снеди вредит пищеварительному тракту. В свою очередь «сыроватые», как кокетливо выражаются депутаты, налоговые законы изрядно осложняют жизнь как тем, кто вынужден применять их в своей работе, так и тем, кто следит за их применением. То есть и контролерам, и контролируемым, и бухгалтерам, и налоговикам.

Особенно «радует», когда такая «кулинария» подается чуть ли не к праздничному новогоднему столу. А зачастую именно так и происходит. И вот, бухгалтер возвращается после каникул на свое рабочее место и сталкивается с нововведениями, которые «непонятно с чем едят» и с какого конца. Некоторые законы не то что не дают нужных ответов, а добавляют вопросов. А отдельные «законодательные пироги» вообще оказываются без начинки – одна поджариста корочка. В смысле, чтобы новая норма заработала должным образом, нужны еще подзаконные акты, разъяснения, разъяснения к разъяснениям. Их обычно обещают обязательно выпустить позже. А применять новшество нужно уже сейчас. Разъясним, а вы пока держитесь, в общем…

Положение вещей

Вообще, ощущение такое, будто парламентарии, осведомленные, что в наступающем году им наконец-то на полном серьезе могут запретить принимать налоговые законы позже сентября, в году уходящем решили «оторваться» по полной. К тому же есть еще законы как бы «околоналоговые», которые можно принимать в любое время. В общем, октябрь, ноябрь, декабрь, а они все остановиться не могут - пишут, голосуют, принимают. Потом отдают на подпись Президенту. А потом … понимают, что приняли что-то не то. И уже через неделю после публикации нового закона начинают вносить в принятое различные изменения и дополнения. И все это – под разговоры о предсказуемости и стабильности налоговой политики.

О таких «недоновациях», часть из которых уже обрела статус законов, а часть (на момент стправки номера «ПБ» в печать) еще пребывает в ранге «окончательно одобренных законопроектов», которые могут стать законами и 31 декабря и даже позже (с тем, чтобы заработать задним числом), мы и поговорим.

И никаких «елочек»

В случае принятия законопроекта № 808174-7 с поправками в статью 5 Налогового кодекса РФ будет установлено, что акты законодательства о налогах, вступающие в силу с 1 января года, следующего за годом их принятия, должны быть опубликованы не позднее 1 сентября текущего года. Новация обусловлена необходимостью предоставления компании времени на изучение принятых законов и их адаптацию под бизнес при планировании своей работы на следующий год.

Сегодня, когда некоторые изменения публикуются в самом конце года (как шутят предприниматели – «под елочкой»), а вступают в силу уже с 1 января, бизнес, особенно тот, у которого под новогодние праздники начинаются пиковые нагрузки, зачастую оказывается не подготовленным к вступившим в силу изменениям. Что в свою очередь может привести к санкциям со стороны контролеров.

Попытка запретить принимать важные налоговые законы аккурат перед новогодними праздниками, вгоняя в ступор бухгалтеров и предпринимателей - далеко не первая. Предыдущие «отбраковывались» на том основании, что, дескать , а вдруг в мире что-то непредсказуемое случится? Ну, типа, цена на нефть упадет или еще какой-то форс-мажор, требующий срочно содрать с коммерсантов семь шкур в виде налогов для экстренного пополнения бюджета. Но сейчас вроде как премьер-министр Дмитрий Медведев лично отмашку дал.

«Кадастр прикрыт, коллапса не стряслось»

Свершилось – случайно открывшийся с чьей-то недоброй руки (чиновники Минфина в свое оправдание говорили что-то про некий «технический сбой») перечень кадастровых объектов закрыт... Но обо всем по порядку.

Закон от 28.11.2019 № 379-ФЗ содержит поправки, корректирующие перечень объектов, в отношении которых налог на имущество организаций рассчитывается по кадастровой стоимости.

Напомним, что в сентябре был принят очень богатый на поправки в обе части НК РФ Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Помимо прочего, этот документ расширил перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Так, согласно новой редакции подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в «кадастровый» список могут войти не только административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимого имущества отдельных иностранных организаций, но и «иные объекты…». Формулировка «иные объекты» вызвала вопросы у налогоплательщиков.

Глава РСПП Александр Шохин в срочном порядке пожаловался в Минфин на то, что вступающая в силу с 2020 года поправка позволяет взимать налог с кадастровой стоимости фактически любого недвижимого имущества компаний, в том числе с производственных комплексов и списанного, но не снятого с учета в Росреестре имущества. Исходно в законопроекте не было подобной формулировки, и он не должен был коснуться промышленных объектов, «инициатива не была предусмотрена поправками правительства ко второму чтению, не обсуждалась с деловым сообществом и не соответствует поручению президента о стабилизации фискальной нагрузки на бизнес», возмущался г-н Шохин. Речь идет, видимо, о неточности, допущенной в ходе второго чтения, предположил он. Однако неточность эта теоретически может обойтись бизнесу в сотни миллиардов рублей — если не триллионы — дополнительных платежей, предположил он.

В министерстве наличие «неточности», после недолгих препирательств, все же признали и пообещали все исправить – путем внесения поправок в только что принятый закон, чтобы «избежать его неясной интерпретации». Внесли. «Кадастровый» перечень детализировали.

Согласно комментируемым поправкам, со следующего года под налогообложение по кадастровой стоимости попадут следующие объекты (п.1 ст. 378.2 НК РФ):

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

  • нежилые помещения (офисы, торговые объекты, объекты общепита и бытового обслуживания);

  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;

  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Добавим, что если по этим объектам не будет определена кадастровая стоимость, то налог на имущество понадобится заплатить только по тем из них, которые являются основными средствами, исходя из их среднегодовой стоимости (новый подп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Увы, все еще актуально

Казалось бы, в депутатско-чиновничьей среде проявлениям невнимательности, рассеянности и прочей халатности, не должно быть места по определению – уж слишком большая ответственность. Но в Госдуме и министерствах тоже люди работают, а не роботы, и ничто человеческое им не чуждо. Разве что цена ошибки повыше, чем у простых смертных. В связи с этим хочется привести случай из, если так можно сказать, личной практики. На дворе 2013-ый, кажется, год. Опубликован приказ о подготовке поправок в налоговый федеральный закон, принятый Госдумой меньше месяца назад. Причем поправки, судя по всему, обещают быть такими, что поменяют всю суть базового документа с точностью до наоборот. Звоним в Минфин, спрашиваем, что случилось? Зачем тогда принимали-то, если сразу наизнанку выворачивать? Чиновница финансового ведомства вполне буднично проясняет ситуацию: «Был у нас законопроект, настолько “сырой” еще, что из него аж вода капала, в начальной стадии только. Мы его в профильный комитет направили, чтобы они свое мнение высказали, что дальше делать. А они его зачем-то взяли и приняли!». Комментарии излишни.

ЕНВД «доснизят» позже

Изначально коэффициент-дефлятор для ЕНВД на 2020 год увеличился с 1,915 до 2,009 на 4,9 % (приказ Минэкономразвитияот 21.10.2019 № 684).Теперь рост налога будет чуть меньше - с 1,915 до 2,005 на 4,7 %.

Ознакомившись с проектом приказа Минэкономразвития об установлении коэффициентов-дефляторов на 2020 год, бизнес запаниковал – уж больно сильно увеличиваются налоги, выше уровня инфляции. Чиновники и депутаты пообещали «разобраться». Не успели – приказ от 21.10.2019 № 684 был утвержден в неизменном, «драконовском» виде. И вот, кажется (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить), все же решили переиграть…

На федеральном портале проектов НПА опубликован пакет поправок в свежеиспеченный Приказ № 684 с новыми коэффициентами.

Предлагаются следующие значения:

НДФЛ - 1,810 (вместо утвержденного 1,813);

ЕНВД - 2,005 (вместо 2,009);

ПСН - 1,589 (вместо 1,592);

Торговый сбор - 1,379 ( вместо 1,382).

Таким образом, изначально К1 для ЕНВД увеличился с 1,915 до 2,009 на 4,9 %. Теперь рост налога будет чуть меньше - с 1,915 до 2,005 на 4,7 %.

Однако это, мягко говоря, не совсем то, что рекомендовал чиновникам комитет Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров – поднять налог не более чем на 3,8 %.

Напомним, что именно вмешательство г-на Макарова ранее приводило к пересмотру ЕНВД: в 2015 году он внёс законопроект о заморозке индексации этого налога после того, как Минэкономразвития опубликовало проект приказа о повышении ЕНВД почти на 16%.

На этот раз, по словам Макарова, Госдума повторить такой подвиг не в состоянии. «Начиная с 1 октября мы не можем принимать налоговые законы, которые влияют на бюджеты бюджетной системы», – пояснил глава комитета. Он предложил замминистра экономразвития Азеру Талыбову «исправить ситуацию новым приказом министерства».

Г-н Талыбов в ответ сказал, что министерство «готово дополнительно рассмотреть вопрос и подготовить соответствующее предложение». Рассмотрели. Результат не впечатляет. Придется, видимо, депутатам использовать свой последний козырь: ранее г-н Макаров, как бы предчувствуя, что его мнение проигнорируют, пригрозил, что депутаты вынуждены будут в начале следующего года принять поправки в Налоговый кодекс РФ об увеличении ЕНВД не более чем на инфляцию 2019 года, которые будут действовать задним числом, с 1 января 2020 года. Примечательно, что все дебаты по части величины коэффициентов и повышения налогов происходили еще до утверждения вышеупомянутого приказа № 684. Но утвердили его почему-то именно в первоначальной, никому не понравившейся редакции.

Трудовые книжки: бухгалтерам добавили отчетности

Законопроекты, которые касаются введения в России электронных трудовых книжек, одобрены Госдумой в третьем, окончательном чтении. Далее документы поступят на одобрение Совета Федерации, потом - на подпись президенту. Тема новая, неизведанная, изобилующая нюансами и подводными камнями.

Пакет по «электронизации» трудовых книжек» включает в себя следующие законопроекты:

- № 748684-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде)»;

748744-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

748758-7 «О внесении изменений в КоАП в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Поправки в ТК РФ 

Каждый работник должен будет до конца 2020 года подать заявление – либо о том, что он хочет сохранить трудовую книжку в традиционной версии, либо о согласии с ведением информации только в электронном формате (в этом случае работодатель выдает работнику «бумажную» трудовую и больше ее не ведет ни он, ни следующие наниматели).

В свою очередь каждый работодатель обязан уже до 1 июля 2020 года официально уведомить всех сотрудников о необходимости сделать выбор. Первоначальная версия законопроекта предполагала подачу заявления только ради дальнейшего ведения «бумажной» трудовой книжки. По умолчанию же работодатели должны были перейти на электронный формат. От этого власти, как видим, отказались.

На заметку

В течение 2020 года работодатели должны будут подготовить свои локальные акты и колдоговоры к переходу на «электронные трудовые». Одновременно надо будет позаботится о технических возможностях и письменно поставить в известность всех работников. По сути, электронная трудовая – это сведения о трудовой деятельности работника, которые работодатель должен сдавать в ПФР. Такие сведения будут включать данные о выполняемой работе, переводах, увольнении, основаниях прекращения трудового договора.

Желание работника продолжить ведение книжки или отказаться от нее попадет в базу ПФР, и каждый новый работодатель будет учитывать единожды поданное заявление. Те, кто не работал, но имел сохраненное рабочее место, а также безработные, смогут выразить свою волю при возвращении (найме) на работу в любой момент, в том числе, по окончании 2020 года.

После 2020 года можно будет в любой момент перейти на электронный формат (отказаться от «бумаги»). Те, кто впервые поступает на работу после 31 декабря 2020 года, «бумажных» трудовых будут лишены.

Правда, все равно остается вопрос, как поступить работодателю, если работник не желает писать никаких заявлений просто из вредности.

Если работник выявил неверную или неполную информацию в электронных сведениях о своей трудовой деятельности, поданных в ПФР, работодатель по письменному заявлению работника обязан исправить их или дополнить. При этом не уточняется, что работодатель должен сначала проверить информацию.

Интересной правке также подверглась норма о выдаче трудовой книжки при увольнении. Теперь можно будет выдать или «бумажную» трудовую, или «сведения». Если нет возможности сделать это лично, работодатель должен будет направить работнику или уведомления, полагающиеся в отношении бумажной трудовой, или – письмом отправить сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом.

С момента отправки того или другого (условия для выбора не уточняются) работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки или предоставления сведений.

Таким образом, исходя из имеющихся формулировок, получается, что если работник думал, что «бумажная» трудовая ведется, но кадровик ее где-то потерял, то при увольнении фирма сможет отделаться отправкой распечатанных сведений из «электронной трудовой».

Новая отчетность 

Состав сведений о трудовой деятельности, которые придется сдавать в ПФР, ко второму чтению законопроекта подкорректирован и местами расширен. Как изначально и предполагалось, укрупненно это будут данные о наименовании работодателя и о его переименованиях, а также о работе застрахованного. Второе будет включать:

  • сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя;

  • трудовую функцию (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы) – так этот пункт сформулирован ко второму чтению. По начальной версии законопроекта этот пункт включал лишь должность, специальность, профессию, квалификацию;

  • сведения о переводах на другую работу. Ко второму чтению уточнено, что речь идет о другой постоянной работе;

  • сведения об увольнении и основаниях прекращения трудового договора. Думские работники решили, что этого не достаточно, поэтому ко второму чтению добавлено, что здесь надо будет указывать еще и причины увольнения;

  • реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, по которым оформлялись трудовые отношения.

Кроме того, сведения о трудовой деятельности будут включать информацию о том, какой вариант «трудовой книжки» выбран работником – бумажный или электронный.

Обратите внимание

Хорошая новость для работодателей состоит в том, что отчетность в ПФ не будет ежемесячной. Плохая – административная ответственность за нарушения грозит «по полной».

Все перечисленные данные (включая – о выборе варианта) вместе с ФИО работника и СНИЛС надо будет подавать в случаях:

  • приема на работу,

  • переводов на другую постоянную работу и увольнения,

  • подачи зарегистрированными лицами заявлений о выборе бумажной или электронной «трудовой».

В следующем году это надо будет делать до 15 числа месяца, перед которым имели место такие случаи. Таким образом, отчет не будет ежемесячным, как это планировалось первоначально, и сдавать его надо будет не по всем работникам каждый раз (как это тоже ранее предусматривалось), а только по тем, с кем происходили перечисленные события.

При первой подаче такого отчета по какому-то конкретному работнику надо будет также указать сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя. Если ничего перечисленного с начала 2020 года с работником не происходило (ни найма, ни увольнения, ни переводов, ни выбора «книжки»), то тогда надо будет сведения по состоянию на 1 января 2020 года подать до 15 февраля 2021 года.

Справочно

На заметку Работники, впервые поступившие на работу после 1 января 2021 года, о трудовых книжках будут узнавать только из рассказов старшего поколения. Не урегулирован вопрос, как быть с теми, по кому трудовая ведется и после указанной даты, и кто после этого меняет работу – ведь новому работодателю до часа "Х" они заявление подать не смогут.

С 2021 года до 15 числа надо будет отчитываться лишь в двух случаях: после перевода на другую работу или подачи заявления о выборе. Если же работника наняли или уволили, то отчитаться об этом (присовокупив все сведения о его трудовой деятельности) надо будет на следующий же день после издания приказа (другого соответствующего документа).

Если работников менее 25, то сдавать сведения из «электронной трудовой» можно будет на бумаге.

«Что за это будет?»

Что будет, если не соблюсти какие-либо из выше перечисленных заповедей? В смысле, кого и как накажут? А вот с этим – пока «непонятка».

При выявлении нарушений в сфере представления упомянутых сведений ПФР будет сообщать об этом в трудинспекцию. При этом поправками в закон о персучете предусмотрена отсылка на административную ответственность как страхователей, так и их должностных лиц.

В этом свете настораживает, что законопроект № 748758-7 с поправками в КоАП, входящий в тот же пакет, отстал от своих «соратников» и где-то «завис», не пройдя даже первого чтения. А ведь планировалось дополнить статью 5.27 КоАП, посвященную нарушениям трудового законодательства, новой нормой. Согласно ей неоднократное нарушение сроков «слива» новых сведений в ПФР или представление недостоверных могло бы грозить должностным лицам всего лишь предупреждением.

Если этот проект так и не примут, то будет действовать «общий» пункт 1 статьи 5.27 КоАП, наказание по которому такое: предупреждение или штраф для должностных лиц и ИП в размере от 1 000 до 5 000 рублей; для юрлиц – штраф в 30 000-50 т 000 рублей.

Взыскание зарплатных долгов перевели на «упрощенку»

Долги по зарплате будут взыскивать без обращения в суд. Если работодатель не выполнит в срок предписание о выплате зарплаты, трудовая инспекция сможет вынести решение о принудительном взыскании долга и направить этот документ судебным приставам (Федеральные законы от 02.12.2019 № 393-ФЗ и – поправки ТК РФ и от 02.12.2019 № 402-ФЗ – поправки в закон об исполнительном производстве).

В Трудовом кодексе появится новая статья — 360.1. В ней будет прописан порядок принудительного исполнения работодателем обязанности по выплате заработной платы. Алгоритм будет действовать так.

Сначала трудовой инспектор выдаст работодателю предписание о необходимости погасить задолженность перед работником. Если работодатель не исполнит предписание в срок, инспектор вынесет решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате зарплаты. Данное решение является исполнительным документом. В течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения инспектор направит его работодателю заказным письмом с уведомлением о вручении или через интернет, подписав усиленной квалифицированной электронной подписью. Работодатель вправе обжаловать данное решение в суде в течение десяти дней со дня получения.

Если решение не будет исполнено, то после того, как срок его обжалования истечет, инспектор направит электронный экземпляр исполнительного документа судебным приставам.

Получив решение из трудовой инспекции, судебный пристав вынесет постановление о возбуждении исполнительного производства. Одновременно с этим он запросит у банков сведения о видах и номерах банковских счетов должника, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

По истечении срока для добровольного исполнения пристав вынесет постановление с требованием взыскать денежные средства (с указанием реквизитов банковского счета взыскателя), и не позднее следующего дня направит его в соответствующую кредитную организацию. В свою очередь банк незамедлительно перечислит деньги со счетов должника на счет взыскателя.

Исполнительное производство по исполнению решения оканчивается в двух случаях:

  • денежные средства перечислены взыскателю в полном объеме;

  • в течение двух месяцев с момента возбуждения исполнительного производства на счетах должника отсутствуют денежные средства, достаточные для исполнения решения.

Такой порядок установлен новой статьей 72.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Инспектор не сможет принять решение о принудительном взыскании, если задолженность по зарплате возникла перед банковскими работниками, указанными в части 4 статьи 349.4 ТК РФ. А именно — перед лицами, занимающими должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка.

В законе идёт речь о зарплате, которая начислена и зафиксирована в платёжных документах. Если же доходы гражданина нигде не были учтены, возникнет индивидуальный трудовой спор. Его может урегулировать только суд.

В общем, теперь работники могут взыскать с работодателя задолженность по зарплате в упрощенном порядке. Для этого нужно обращаться в трудовую инспекцию.

Правда, какие именно документы в подтверждение уровня заработной платы, сроков её выплаты и суммы задолженности понадобятся инспектору, пока неясно. Если уровень зарплаты и сроки её выплаты можно подтвердить трудовым договором, то чем подтвердить сумму задолженности, которая вычисляется расчетным путем и факт невыплаты зарплаты - не уточняется.

Паниковать на сей счет, конечно, не стоит – стоит дождаться разъяснений. А вот если их не воспоследует, то новый закон, принимавшийся для защиты прав работников и разгрузки судов, ничьих прав не защитит, а служителям Фемиды нагрузки только добавит. Поскольку «зарплатных» споров станет больше.

Задержка зарплаты «подорожает» 

Кстати, как бы наши сердобольные парламентарии вдогонку к комментируемым документам не восприняли бы всерьез и не утвердили бы (а все к этом идет) новую инициативу столь же сердобольного Минстерства юстиции - о повышении штрафных санкций за задержку зарплаты. Инициатива эта заключается в том, чтобы количество штрафов за невыплату равнялось числу сотрудников, не получивших деньги.

Сейчас трудовая инспекция и суды продолжают квалифицировать невыплату зарплаты более чем одному сотруднику как одно правонарушение. За него юрлицу выписывают штраф от 30 000 до 50 000 рублей (ч.6 ст.5.27 КоАП). Но в ведомстве напомнили, что еще в 2014 году Верховный суд пришел к выводу, «что каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде образует самостоятельный состав административного правонарушения». То есть, если поправки будут приняты, компании могут ждать многомиллионные штрафы.

При этом с логикой Минюста не согласны эксперты. Причем не «вольноопределяющиеся», а правительственные. По их мнению, новый подход к начислению штрафов может выйти боком и самому государству.

Зачастую зарплату задерживают как раз госпредприятия из-за проблем с перечислением бюджетных денег, пояснил он. В результате, банкротами могут стать ГУПы и МУПы, которые, например, обеспечивают перевозки граждан или работу инфраструктуры ЖКХ.

Кроме того, сам процесс круговорота государственных денег будет выглядеть абсурдно. С точки зрения правоприменительной практики Минюст прав. Но с точки зрения экономики — вряд ли. Ведь штрафы взыскиваются не в пользу работника, а в пользу государства. Тут надо решить, чьи интересы важнее. Если цель — все же добиться выплаты зарплаты, кратные штрафы лишь будут мешать этому, «съедая» финансовый ресурс организации.

Продажу гаджетов без российского ПО запретят с июля-2020

Президент России Владимир Путин подписал закон, предписывающий устанавливать на продающиеся в России гаджеты отечественное программное обеспечение. Подписал, несмотря на настойчиваые просьбы предпринимателей его забраковать

Федеральный закон от 02.12.2019 № 425-ФЗ вносит изменения в закон о защите прав потребителей. Поправки предусматривают предустановку российского софта на смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией Smart-TV и иные виды « технически сложных товаров».

В пояснительной записке указывается на то, что этот закон призван облегчить жизнь россиян, которым при покупке новой электроники не придется искать и скачивать программное обеспечение, ориентированное на русскоязычных пользователей - такое ПО будет предустановлено на гаджеты еще до поступления в магазин. По мнению авторов законопроекта, предустановленный российский софт «повышает ценность товара для потребителя».

Какие именно устройства подпадут под новый закон, а также как выглядит список программного обеспечения, одобренного для предустановки, на текущий момент неизвестно.

«Баланс интересов с налоговым уклоном» 

И вот здесь начинается самое интересное. Определением перечня отдельных видов товаров, которые подпадут под действие этого закона, а также порядком составления и ведения списка российских программ и порядком их предустановки займется правительство. Скоро. То есть данный закон как раз и представляет собой тот самый «пирог без начинки», в качестве которой позже в него (как, собственно, и в гаджеты) могут поместить что угодно.

Как в ноябре сообщил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутат Сергей Боярский, предустановка российского программного обеспечения на гаджеты позволит уравнять в правах отечественных и иностранных разработчиков.

«Мы хотим предоставить всем равные условия. Если продукция завозится в виде какого-либо технического устройства, на котором предустановлено иностранное ПО, то будьте добры, предустановите и наше. В первую очередь, мы как комитет поддерживаем предустановку таких государственно-ориентированных сервисов, как «Налог.ру», «Госуслуги» и т. д. Это необходимо, чтобы пользователю было удобно и в купленной на территории Российской Федерации продукции были не только иностранные сервисы, но и наши», - заявил Боярский.

Ненаучная фантастика

Возможная картинка из ближайшего будущего: включает человек смартфон или телевизор, и сразу же осознает, что «звучит гордо», поскольку является Налогоплательщиком. А также может стать, если уже нечаянно не стал, самозанятым, «платонозависимым» и кем угодно еще. Что он «под колпаком» у нажих надзорных органов и никуда из-под этого колпака ему не выскочить – за гаджет-то деньги уплочены

Закон должен вступить в силу 1 июля 2020 года. В случае его нарушения предусмотрено наказание для физических лиц в виде штрафа от 100 000 рублей до 500 000 рублей, для юрлиц - от 500 000 до 1 млн рублей.

Не верящие в соцсправедливость и в светлое будущее для всех и сразу производители и продавцы техники, входящие в Ассоциацию торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой не подписывать закон.

В письме, в частности, отмечалось, что вступление закона в силу отрицательно скажется на развитии отрасли и приведёт к монополизации в сфере разработки российского софта. Кроме того, поправки противоречат принципам Всемирной торговой организации, поскольку они создают преференции для российских разработчиков ПО. Их исполнение, по мнению РАТЭК, «чревато усилением дезинтеграционных процессов внутри Евразийского экономического союза, снижением деловой активности на рынке бытовой электроники и программного обеспечения». Аргументы оказались слабоваты. Подумаешь, «ВТО какое-то»…

Отчетность: слияния и поглощения

1 марта 2020 года – выходной день, поэтому отчетность по форме 6-НДФЛ и сведения о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ нужно представить не позднее 2 марта 2020 года. Об этом сообщает ФНС России в письме от 15.11.2019 года № БС-4-11/23242@.

Здесь, в принципе, все ясно: поправки о переносе срока подачи данных отчетов с 1 апреля на 1 марта внес Федеральный закон от 29.09. 2019 № 325-ФЗ. Налоговики также напоминают, что с 2020 года сокращена с 25 до 10 максимальная численность работников для подачи бумажных отчетов.

Внимание: справки 2-НДФЛ надо будет представлять в составе годового расчета 6-НДФЛ с отчетности за 2021 год. Сейчас на этой теме спекулируют некоторые сайты – так что «не ведитесь».

При этом ежеквартальная форма 6-НДФЛ сохранится в прежнем виде — без добавления в нее сведений в разбивке по каждому физлицу.

Что касается отмены подачи в ФНС отдельного отчета о среднесписочной численности и включении соответствующих сведений в расчет по страховым взносам, то пока это только законопроект - № 837128-7 (поправки в абз. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ). Причем новация вряд ли обрадует бухгалтеров, поскольку отчетность превратится из ежегодной (до 20 января) в ежеквартальную. По этом поводу на профильных сайтах тоже достаточно много различных инсинуаций.

Нелишним будет напомнить, что бухгалтерам больше не нужно сдавать бухгалтерскую отчетность отдельно в налоговую и в статистику. С бухгалтерской отчетности за 2019 год электронный баланс имеет такой же статус, как и баланс, составленный на бумаге.

Бухгалтерскую отчетность за 2019 год сдать на бумаге разрешено только малым и микро предприятиям. В этом году небольшие фирмы могут отчитаться либо на бумаге, либо через интернет. С 2020 года для малых предприятий останется только один вариант сдачи отчетности – через Интернет. Изменения были внесены Федеральными законами от 28.11.2018 № 444-ФЗ и от 28.11.2018 № 447-ФЗ.

А вот законопроект (внимание!) о запрете сдачи компаниями любой отчетности в статистику в «бумажном» виде (поправки в закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ) пока так и остался всего лишь проектом.

Закон о наших деньгах, которых мы никогда не увидим

Сгоревшие в самом начале «лихих-90-х» советские вклады россиянам не вернут – пока. Сколько еще будет продолжаться это годами продолжающееся «пока», пока не ясно. Скептически настроенные пользователи соцсетей склонны считать, что «пока все не перемрут».

Итак, федеральный закон от 02.12.2019 № 420-ФЗ приостанавливает еще на год - до 1 января 2023 года – начало действия закона «О базовой стоимости необходимого социального набора», предназначенного для полной компенсации дореформенных вкладов граждан в Сбербанке.

Напомним, что «базовый» закон, гарантирующий восстановление и обеспечение сохранности ценности сбережений граждан, помещенных до 20 июня 1991 года на вклады в Сбербанк и до 1 января 1992 года - на вклады в организации госстрахования РФ и госбумаги СССР и РСФСР, был принят ы 1995 году.

Согласно принятой норме, восстановление сбережений должно осуществляться путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ с использованием долгового рубля. При этом стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и его базовой стоимости, а базовая стоимость набора установлена в 464 рубля СССР.

Однако законы, предусматривающие перевод вкладов в целевые долговые обязательства РФ и регулирующие порядок их обслуживания, до сих пор не приняты. Из-за отсутствия этих законов и источников финансового обеспечения действие закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» с 2003 года ежегодно приостанавливается.

Это все официальные формулировки. А неофициальные - денег нет. Пока, разумеется... Впрочем, возможно, скептики не далеки от истины.

P.S. На этой «жизнерадостной» ноте, пожалуй, и закончим. Полный обзор изменений, в соответствии с которым бухгалтерам предстоит работать в следующем. Году, будет опубликован в «ПБ» № 1 за 2020 год.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх