.

Счета компаний «поставили на разморозку»?

Взаимоотношения компаний с банковским сообществом в последнее время основательно разладились. Из деловых партнеров предпринимателей банки, ввиду слишком уж прямолинейного толкования предписаний ЦБ, превратились чуть ли не в карательную инстанцию, вершителя предпринимательских судеб. Число пострадавших от необоснованной «заморозки» счетов компаний и ИП приблизилось к миллиону. Но вот, вроде бы, наметилась обратная тенденция. Причем настолько «обратная», что налоговики уже грозят банкирам уголовным преследованием за «помощь уклонистам». Перейдет ли «оттепель» в «глобальное потепление»?

Среди многообразия «банковских сложности» предпринимателей, можно выделить следующие:

  • случайное попадание в «черные списки» и отказ в обслуживании;

  • неожиданное приостановление операций на расчетных счетах компаний по требованию налоговиков;

  • «зависание» перечисленных налогов в банке с отозванной лицензией;

  • отсутствие страхования вкладов юрлиц.

Фигурантам «черных списков» дали шанс на реабилитацию

Черный список отказников ЦБ РФ рассылает банкам с июня прошлого года. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Попадание в список фактически лишает компанию или физлицо доступа к банковским услугам - другие кредитные организации предпочитают не принимать на обслуживание таких клиентов, кроме того, банки могут блокировать переводы своих клиентов компаниям из списка.

Для выявления подозрительных клиентов ЦБ РФ, помимо прочего, советует банкам тщательно анализировать налоговую базу компаний. Методические рекомендации от 21.07. 2017 № 18-МР расширили основания для приостановления операций по счетам до неведомых ранее приделов.

Важно

С 30 марта компании смогут законно исключить себя из «черного списка» банковских клиентов, не прибегая ни к перерегистрации, ни к «сделкам» с банками. Клиент, в отношении которого банк принял карательные меры, теперь вправе получить информацию о причинах принятого решения и представить документы или сведения, доказывающие отсутствие оснований для таких мер. Для «обеления» сначала надо обратиться в банк, а если не сработает — в межведомственную комиссию при ЦБ. Это шанс для полумиллиона компаний.

Для выявления операций, отвечающих признакам транзитных, ЦБ РФ акцентирует внимание банков на клиентах, которые искусственно завышают размер уплачиваемых с банковских счетов налогов и других обязательных платежей. Центробанк рекомендует банкам ориентироваться на показатель 0,9% от дебетового оборота по счету. Если компания платит меньше, она в зоне риска.

Раньше действовал другой ориентир - 0,5% (методические рекомендации ЦБ РФ от 13.04. 2016 № 10-МР).

Но уплата налогов на уровне ниже обозначенного – не единственный определяющий фактор для признания факта совершения клиентом сомнительных операций. Среди других приведенных в рекомендациях факторах подозрительности стоит отметить следующие:

  • компания не снимает с расчетного счета деньги на зарплату сотрудникам;

  • фонд зарплаты сотрудников установлен из расчета ниже прожиточного минимума;

  • со счета компания платит НДФЛ, но не перечисляет в бюджет страховые взносы;

  • производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм зарплаты (налогооблагаемой базы);

  • IP-адреса, телефоны, цифровая подпись совпадает с контактами организации, которая была замечена в отмывании средств;

  • остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;

  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;

  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;

  • происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;

  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);

  • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС. При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.

В рамках получения сведений о деятельности клиента банк должен принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.

Банки взялись руководствоваться рекомендациями настолько ревностно, что в «обслуживании по подозрению» было отказано тысячам ни в чем неповинных компаний.

На необходимости введение механизма реабилитации клиентов из черного списка изначально настаивало банковское и бизнес-сообщество, а также Росфинмониторинг. Однако рассылка списка стартовала без механизма исключения. ЦБ РФ понадеялся на ответственное отношение банков при применении списка, однако они подошли к вопросу формально. В результате клиенты столкнулись с массовыми блокировками и отказами кредитных организаций.

Но вот в конце тоннеля забрезжил хоть какой-то свет… 30 марта вступила в силу статья 1 закона от 29.12.2017 № 470-ФЗ (внес поправки в закон №115-ФЗ), в которой прописан механизм реабилитации клиентов, попавших в «черные списки» банков и лишившихся обслуживания.

Согласно ей, финансовые организации должны уведомлять своих клиентов не только об отказах в совершении операций, заключении договора банковского счета (вклада), о расторжении договора, но и о причинах таких мер. Клиент с учетом полученной информации вправе представить документы и (или) сведения об отсутствии оснований для таких решений. Банк (или другая финансовая организация) рассмотрит полученные сведения и сообщит клиенту о принятом решении в течение 10 рабочих дней.

Если финансисты отказались «обелить» клиента, он может обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ РФ. Банк должен будет дать комиссии мотивированное обоснование своих действий.

В то же время, оговорено, что отказ в открытии банковского счета (вклада) или его закрытие из-за подозрений в отмывании не являются основаниями для возникновения гражданско-правовой ответственности кредитной организации.

Проблема

Поправки к так называемому антиотмывочному закону уже вступили в силу, они вводят двухуровневую систему реабилитации для клиентов, которые по ошибке попали в черные списки. Первый уровень реабилитации подразумевает, что клиент обращается для исключения из черного списка в банк, на втором уровне в работу включается комиссия, которая состоит из представителей Центробанка и Росфинмониторинга. Ее созывают уже по делам, в которых банк в реабилитации отказал. Но подготовленный ЦБ необходимый пакет документов все еще находится на регистрации в Минюсте. А значит, двухуровневая реабилитация существует пока только на бумаге. Сейчас реабилитация возможна только на уровне банка, для физических лиц это особенно трудная процедура. В большинстве розничных банков клиентов реабилитировать не готовы – в кредитных организациях нет необходимых специалистов. Эксперты считают, что регулятору необходимо выпустить необходимые изменения в рекомендациях, а не ждать принятия закона Минюстом, так как процесс может затянуться.

С одной стороны, поправки в значительной мере отдают этот процесс на откуп банкам, но при этом регулятор обещает тщательно контролировать действия кредитных организаций при возникновении спорных отказов клиентам со стороны банков. В общем, насколько эффективно будет работать «реабилитационный механизм», покажет время.

Тайная услуга

Из-за долгов по налогам операции по расчетному счету могут быть приостановлены. Как правило, узнает об этом налогоплательщик уже постфактум. Однако есть возможность получить информацию о блокировке еще до того, как деньги на счете будут заморожены.

Некоторые банки стали заблаговременно оповещать клиентов о грядущем приостановлении операций на расчетном счете. Налоговики возмущены и пугают банкиров уголовным преследованием. Правда, «за руку» пока никого не поймали.

Сведения о блокировках банковских счетов компаний доступны на официальном сайте ФНС России– сервис «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов(311-П, 440-П)», который позволяет сделать запрос о действующих решениях о приостановлении операций по счету. Информация появляется в день вынесения решения одновременно с его отправкой в электронном виде в банк, однако по техническим причинам решение поступает в банк с задержкой примерно на сутки.

Эти сведения общедоступны. Любой налогоплательщик в любое время может получить эту информацию. Это в теории. На практике же далеко не каждый налогоплательщик будет ежедневно мониторить сайт ФНС на предмет предстоящей блокировки.

Зато такую услугу вполне могут оказать банки. Настроить специальную программу, которая будет в общем реестре решений налоговиков выискивать ИНН клиента банка, несложно. Вот банки, в том числе крупные, оказывают некоторым своим клиентам услуги по мониторингу и предупреждению – конфиденциально, разумеется. За сутки клиент может вывести деньги со счета.

Решение есть в открытом доступе, но банк его еще не получил официально и потому исполнять не обязан. Несложно. Предупредив такого клиента, формально банк ничего не нарушает, решения ИФНС он не получал, запрета на разглашение публичной информации нет.

В ФНС России, впрочем, придерживаются иной позиции и считают совершенно недопустимым, чтобы налогоплательщик заранее узнал о блокировке и имел возможность вывести деньги со счета до того, как их заморозят по решению ИФНС. «Уголовкной ответсвенностью банкиров пугают – за соучастие. «Налогоплательщик, не исполнивший обязанность по уплате налогов, узнает о неуплаченных им суммах не в момент их взыскания, а сразу после истечения сроков уплаты»,— отметили в пресс-службе ФНС. Если же клиент банка вывел средства со счета после получения требования об уплате налога, то при определенных обстоятельствах (сумма налогов более 5 млн руб.) материалы дела могут быть переданы в следственные органы для возбуждения уголовного дела по статье 199.2 Уголовного кодекса РФ – «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов». Данная статья предусматривает лишение свободы на срок до трех лет. «В рамках уголовного дела следственными органами может быть также рассмотрен вопрос о причастности банков к уклонению клиента от уплаты налога», - подчеркивают в ФНС.

На заметку

Некоторые банки стали оказывать компаниям тайные услуги по информированию о предстоящей блоикровке счетов по велению налоговой инспекции. Клиенты довольны, банкиры считают, что никакого нарушения закона с их стороны нет, а налоговики возмущены и грозятся «уголовкой» как банкирам, так и их клиентам.

Но пока налоговикам поймать ни один банк не удалось. В качестве доказательств такого деяния могла бы выступать переписка сотрудника банка с представителями клиента, но банки осторожничают, а доказать сговор, имевший место в ходе телефонного разговора или личной встречи, почти нереально.

Чтобы не попадаться, банки вряд ли поставят подобные услуги на поток – при оповещении клиентов в автоматическом режиме следователи могут извлечь информацию с жестких дисков. К тому же и в Ассоциации банков России отмечают, что заблаговременное предупреждение клиентов о грядущей блокировке недопустимо. Банки не должны пользоваться «дырами» в законодательстве, это неэтично.

У предпринимателей, однако, на сей счет иное мнение. Ведь такой «дружеский жест», такой сигнал из банка может спасти от больших проблем вполне законопослушную компанию, попавшую под подозрение налоговиков по воле случая.

Чем опасна блокировка «от налоговиков»

Само собой разумеется, что настолько доверительные отношения, дающие надежду на предупреждение о предстоящей блокировке, складываются далеко не у всех клиентов не со всеми банками. Поэтому нужно и самим, как говориться, не плошать, стараясь не доводить проверяющих до применения к вам этой карательной меры. О чем нужно помнить?

На время блокировки вся работа фирмы приостанавливается: невозможно ни осуществлять многие хозяйственные операции, ни рассчитываться с партнерами, покупателями, клиентами, благодаря чему компания может понести существенные убытки. Естественно, таких проблем никому не хочется. В этой связи возникают закономерные вопросы: «Всегда ли правы налоговики, блокируя счет предприятия?», «Как оперативно разблокировать счет?», «Можно ли осуществлять во время блокировки счета какие-либо платежи?».

Инспекция использует приостановку операций по счету в качестве способа обеспечения сбора налогов. То есть способа заставить организацию исполнить обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Приостановка означает, что банк прекращает все расходные операции по счету. Но если речь идет об обеспечительных мерах и о взыскании долгов, расходные операции приостанавливают не полностью. А лишь в пределах суммы претензий налоговой (ст. 101 НК РФ).

Приостановка операций по счету не распространяется:

  • на платежи, которые в соответствии с Гражданским кодексом по очередности идут раньше налогов: в части возмещения вреда жизни и здоровью граждан, алиментов, оплаты труда, пособий и т. д. (ч. 2 ст. 855 ГК РФ);

  • на операции по списанию денег в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет и внебюджетные фонды.

Таким образом, блокировка счетов не мешает перечислять со счета налоги, сборы, взносы, штрафы и другие обязательные платежи.

Учтите, что правила статьи 76 одинаковы для всех – для налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и страховых взносов (п. 11 ст. 76 НК РФ).

Они распространяются также на организации и индивидуальных предпринимателей, которые не являются налогоплательщиками (налоговыми агентами и т. д.), но при этом обязаны подать налоговые декларации.

Например, фирма на упрощенке не является плательщиком НДС. Но если она по просьбе партнера выставляет счета-фактуры с налогом, то обязана сдать декларацию по НДС за этот период.

Основания для блокировки по Налоговому кодексу РФ

1. Если фирма не выполнит требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов (п. 2 ст. 76 НК РФ). Это требование должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней после его получения. Оно касается организаций и индивидуальных предпринимателей - налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов (п 11 ст. 76 НК РФ).

2. Если налогоплательщик не представит налоговую декларацию в течение 10 рабочих дней после срока ее сдачи, налоговая инспекция также вправе вынести решение о приостановлении операций по ее счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

3. Если налоговый агент не представил в налоговую инспекцию расчет сумм исчисленного и удержанного им НДФЛ по форме 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней после срока его сдачи (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

4. Если налогоплательщик не уведомил инспекцию в рамках электронного документооборота о получении от нее трех документов - требования о предоставлении документов, требования о предоставлении пояснений и уведомления о вызове в инспекцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Квитанцию о получении этих документов налогоплательщик обязан отослать в инспекцию в течение шести дней с момента получения (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если подтверждения получения документов в установленный срок не будет, то в течение 10 дней налоговики примут решение о приостановлении операций по счетам в банке.

5. Если налогоплательщик, который стал обязан представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности не обеспечил электронный документооборот с налоговой инспекцией (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Для этого компания должна:

- или заключить с оператором электронного документооборота (ЭДО) договор об оказании услуг по обеспечению ЭДО с ИФНС и приобрести квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи;

- или предоставить полномочия по ЭДО с ИФНС уполномоченному представителю (посреднику), имеющему договор с оператором ЭДО и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, и направить в ИФНС документ, подтверждающий полномочия представителя.

6. Если инспекция сочтет, что решение, принятое по результатам налоговой проверки, не будет исполнено, так как совокупная стоимость имущества организации по данным бухучета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. До того, как заблокировать счет, ИФНС должна вынести решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) всего имущества организации (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Правила блокировки

Правила блокировки счетов зависят от того, сколько расчетных счетов вами открыто в банках: один или несколько.

Фирма, у которой есть один расчетный счет, не может распоряжаться только той суммой на приостановленном счете, которую не заплатила по требованию налоговиков. Если денег на счете больше, чем задолженность перед бюджетом, то суммой превышения компания распоряжаться может.

Если же операции по счету приостановлены по причине непредставления декларации, то такая «блокировка», по мнению Минфина России, никак не влияет на очередность списания денежных средств со счета и не препятствует исполнению судебных решений, вступивших в законную силу. Ведь в этом случае в банке отсутствует поручение на списание денежных средств в счет перечисления сумм налогов, сборов, пеней и штрафов. (Письмо Минфина России от 29.04. 2015 № 03-02-07/1/24819).

Если у вас открыто несколько счетов в разных банках, то налоговики направят решение о приостановлении операций во все эти банки. И сумма, равная вашей задолженности перед бюджетом, будет заморожена по всем счетам компании.

Если вы не хотите, чтобы сумма вашего долга была заморожена на всех счетах фирмы, подайте в инспекцию соответствующее заявление, указав там номера счетов, которые хотите разблокировать. Тогда контролеры будут обязаны отменить приостановление операций на этих счетах в течение двух дней.

Для целей Налогового кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под счетами следует понимать расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства фирм и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Следует иметь в виду, что Налоговым кодексом не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках, которые не определены пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса, в том числе по транзитным валютным счетам (см. письмо Минфина России от 16.04. 2013 № 03-02-07/1/12722).

Обратите внимание

Несмотря на переход администрирования страховых взносов к налоговикам, блокировка счетов за несдачу расчета по страховым взносам пока не практикуется, хотя в перспективе это возможно. С 01.06.2018 станет возможным приостановление налоговиками операций по счетам, открытым в драгоценных металлах (закон о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 343-ФЗ).

Что касается приостановления переводов электронных денег фирмы, то банк может прекратить операции, влекущие уменьшение остатка ее электронных денежных средств, только в пределах суммы, указанной в решении налоговой инспекции.

Одновременно с приостановлением операций по счетам и переводов электронных денег на недоимку перестают начисляться пени.

При поступлении решения о приостановлении операций и переводов в обслуживающий вас банк не только ему, но и другим банкам запрещено открывать вам счета и предоставлять право использовать корпоративные электронные средства платежа. Основание – пункт 12 статьи 76 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.07. 2013 № 248-ФЗ.

Впрочем, некоторые предприятия-должники продолжают работать даже с заблокированными счетами, например используют бартер. Налоговый кодекс такие операции не запрещает.

Если вы не уплатили налог, то решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть принято инспекцией не ранее выставления требования о его уплате и вынесения решения о взыскании.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке в связи с непредставлением налоговой декларации может быть принято в течение трех лет с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием срока представления декларации.

Если соответствующее решение принимается в связи с непредставлением в инспекцию квитанции, предусмотренной пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, оно должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения шестидневного срока, установленного для передачи этой квитанции.

Снятие блокировки

Операции по счетам и переводы электронных денег будут приостановлены до тех пор, пока банк не получит от ИФНС решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств. Его форма утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@. Налоговый кодекс обязывает ее разблокировать счета на следующий же день после того, как фирма погасит долг или представит налоговую декларацию.

Если операции по счетам приостановлены в связи с тем, что вы не представили в инспекцию квитанцию о получении документов, предусмотренную пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса, инспекция обязана разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из дат:

  • день передачи квитанции о приеме документов, направленных инспекцией;

  • день представления документов (пояснений), истребованных инспекцией;

  • день явки в инспекцию, если вам было направлено уведомление о вызове.

Незаконная блокировка 

К сожалению, ситуации, когда налоговиками применяется незаконная блокировка счета фирмы, далеко не редкость. И, как правило, тому причина - вариативность толкования норм Налогового кодекса РФ, выражающаяся в различии подходов к ним со стороны инспекторов и налогоплательщиков.

Например, однозначно неправомерна блокировка счетов за несдачу бухгалтерской отчетности, единого расчета по страховым взносам (законопроект№ 346805-7, снимающий этот запрет, еще не принят Госдумой), авансовых расчетов по итогам отчетного периода - даже если какие-то из промежуточных отчетов называются «налоговая декларация», например по налогу на прибыль, они не входят в перечень документов, приведенный в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 12.01.2017 № 03-02-07/1/556, от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590).

Если блокировка счета однозначно неправомерна, оспорить ее, как правило, несложно. Другое дело, если вопрос спорный и неоднозначный - тогда без судебных тяжб не обойтись.

Помните также, что в случае признания блокировки вашего счета незаконной вам налоговая обязана будет выплатить неустойку. Проценты считают от суммы, в отношении которой действовал режим приостановки, за каждый календарный день блокировки или просрочки (п. 9.2 ст. 76 НК РФ, письмо Минфина от 11.04.2016 № 03-02-08/20569).

Для расчета берут ключевую ставку Центробанка, которая действовала в дни приостановки операций по счету. Либо во время, когда налоговики нарушили срок отмены блокировки. Чтобы получить проценты, надо подать в инспекцию заявление в свободной форме. Если инспекция не уплатит проценты, компания вправе подать жалобу в УФНС. Если откажут – тогда в суд (письмо Минфина от 25.06.2013 № 03-02-07/1/23846).

Суд оправдал снятие наличных перед крахом банка

Приведем еще несколько фактов, прямо или косвенно свидетельствующих об «улучшении погоды» в секторе банковского обслуживания, снижении требований проверяющих и трансформации судебной практики. Ну вот, например…

Верховный суд РФ направил на пересмотр дело клиента банка, который снял средства со счета в кредитной организации за несколько дней до ее банкротства. Агентство по страхованию вкладов как конкурсный управляющий добивалось возврата этих денег.

Банк, о котором идет речь, лишился лицензии 15 февраля 2016 года из-за неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России. За несколько дней до этого, 11 февраля, один из вкладчиков обналичил через кассу $39 850, €25 350 и 2,6 млн рублей. По мнению АСВ, вкладчику было оказано предпочтение перед другими кредиторами, поскольку на тот момент банку не хватало средств, чтобы исполнять поручения прочих клиентов. Нижестоящие суды поддержали позицию агентства.

Вкладчик настаивал, что не знал о проблемах банка, а заявку подал еще 26 января. Кроме того, указывал: банк на момент снятия средств не исполнял требования юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а сам он и так кредитор первой очереди.

Резолютивной части решения Верховного суда РФ пока нет. Эксперты дают разные прогнозы: высшая инстанция могла указать на необходимость оценивать взаимосвязанность требования о выдаче наличных и самой выплаты. Другой вариант – судам надлежит убеждаться, что при удовлетворении требований предпочтение было оказано кредиторам именно первой очереди.

Практика оспаривания предбанкротных сделок с отдельными клиентами – обычная для АСВ, причем подобные иски нередко подаются спустя год-полтора после операции. В агентстве утверждают, что предпочтительные расчеты с кредиторами (преимущественно физлицами) имели место в 160 из 195 рухнувших банков с 2015 по 2017 год. Оспаривая их, удалось пополнить конкурсную массу на 7 млрд рублей.

Вкладчиков рухнувших банков «амнистируют»?

Следующий случай также касается в первую очередь физлиц, но он тоже весьма показателен, поскольку свидетельствует об отказе чиновников от политики перекладывания с больной головы на здоровую в ходе который уж год не прекращающейся «зачистки» банковского рынка от недобросовестных игроков путем отзыва лицензий.

Итак, АСВ в массовом порядке отзывает свои иски к вкладчикам «Татфондбанка» и «ИнтехБанка», которые обанкротились год назад. Агентство уже отозвало 191 иск на сумму 300 млн руб. Ранее АСВ оспаривало досрочное снятие денег клиентами разорившихся банков со своих счетов незадолго до того, как у банка начались проблемы и в отношении него назначили временную администрацию. В декабре 2017 года АСВ подало в суд иски в отношении 600 бывших вкладчиков «Татфондбанка» и «ИнтехБанка». Общая сумма исковых требований составила примерно 3,3 млрд рублей. Предметом исковых требований было оспаривание операций по снятию денег со счетов в период с 30 ноября по 21 декабря 2016 года. В это время банки уже испытывали трудности с ликвидностью и ввели ограничение на выдачу депозитов в кассе наличными.

Ранее Верховный суд РФ вернул на новое рассмотрение дело вкладчика банка «Унифин», который незадолго до его банкротства снял деньги со своего депозитного счета. По мнению АСВ, этому вкладчику при выдаче депозита было оказано предпочтение и поэтому агентство подало иск в суд. Суды двух первых инстанций стали на сторону АСВ, но в настоящее время их решения отменены.

Массовый отзыв исковых заявлений к вкладчикам «Татфондбанка» и «ИнтехБанка» связан с выявленными в ходе судебных заседаний новыми обстоятельствами, пояснили в АСВ. В ходе судебных слушаний выяснилось, что вкладчики депозиты досрочно не забирали. По данным АСВ, работники банков, зная о их финансовых трудностях, депозиты закрывали, но на руки всю сумму не выдавали. Клиент получал на руки от 50 000 до 100 000 рублей, а на остаток ему предлагали открыть новый депозитный счет. Документально эта операция выглядела так, как будто бы после закрытия вклада клиент производил встречное внесение денег в кассу. Ранее АСВ расценивало такую операцию, как сомнительную.

Как рассказала лидер Союза пострадавших клиентов ТФБ и «ИнтехБанка» Александра Юманова, иски, о которых идет речь, практически однотипные: банковскую операцию по возврату денег клиентам «Татфондбанка» или «ИнтехБанка» АСВ требует признать недействительной. Сумма исков колеблется от 1 млн рублей до 10 млн рублей в тех случаях, когда АСВ как конкурсному управляющему отказал АС Республики Татарстан, и от 1,28 до 66,25 млн рублей, когда агентство само отзывало исковые заявления.

Ранее глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков попросил АСВ пояснить, по какой причине было подано такое большое количество исков к вкладчикам. По его словам, представители АСВ мотивировали это тем, что действовали в рамках закона, а массовый характер исков объясняется большим количеством вкладчиков обанкротившихся банков – в процентном выражении доля вкладчиков, операции которых вызывают подозрение, довольно незначительна. Аксаков уже отдал своему аппарату указание, чтобы разработать поправки к законодательству о защите вкладчиков от необоснованных судебных разбирательств.

В случае с банками «Татфондбанка» или «ИнтехБанка» масштаб их деятельности и обуславливает такое количество исков. Из 11 600 вкладчиков «Татфондбанка» иски были предъявлены только 2%, в «ИнтехБанке» таковых было 4%. В прошлом АСВ уже массово подавало иски к клиентам банков-банкротов, однако их количество было значительно меньше. Так, в Банке БФТ под подозрение попали 8% вкладчиков, однако это всего лишь 11 клиентов из 141. В Региональном банке развития – 6% вкладчиков (18 из 282), в Альта-банке – также 6% (15 из 238), следует из материалов АСВ.

Вклады юрлиц приказали застраховать

Ну, не приказали, конечно, а поручили, но отказаться от этого поручения уже вряд ли возможно. Так что то, о чем так много говорилось на протяжении последних пяти-семи лет, наконец осуществится. Правда, в несколько «усеченном» виде.

Владимир Путин поручил правительству и Банку России законодательно оформить страховые гарантии по вкладам для мелких и малых предприятий до осени 2018 года.

Соответствующий законопроект № 194162-7 был одобрен Госдумой в первом чтении прошлой осенью. Субъекты микро- (доходы до 120 млн рублей, не более 15 работников) и малого бизнеса (до 800 млн рублей, не более 100 работников) в случае отзыва лицензии у банка или введения моратория на выплаты кредиторам получат до 1,4 млн рублей – как физлица и индивидуальные предприниматели. Сохранность этих средств гарантируют сами кредитные организации, которые ежеквартально будут отчислять в Фонд страхования вкладов (ФСВ) по 0,15% от среднего остатка на счетах за квартал. В этой связи хочется напомнить, что бизнес-омбудсмен Борис Титов ратовал за «норматив» в 5 млн рублей, но его пожелания сочли «астрономическими».

Поправки могут быть приняты уже в апреле, заявил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков – один из разработчиков законопроекта. По его словам, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) предлагает распространить страхование на всех юрлиц. Эта идея обсуждается.

По данным Федеральной налоговой службы, на начало марта в России насчитывалось более 2,6 млн микропредприятий и около 238 000 малых компаний. По приблизительным оценкам АСВ, на счетах в банках они могут держать порядка 3,4 трлн рублей. Таким образом, дополнительные взносы в ФСВ составят 20,3 млрд рублей. Представители крупных банков пока предпочитают инициативу не комментировать.

Сергей Данилов, корреспондент «ПБ»


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх