Информационный пакет «Стандарт бухгалтерии»
Доступ на 6 месяцев
бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы бухгалтерских журналов
доступ ко всем онлайн-сервисам
подарки: доступ к сайту buhgod.ru с ноября 2023 года
38 200 ₽ 32 200 ₽
Чтобы продолжить чтение материала бератора, зарегистрируйтесь
Вы бесплатно получите доступ на 3 дня ко всем разделам и возможностям бератора.
Если вы уже регистрировались, просто войдите в свой аккаунт.
О проблемах реализации иностранными хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации
Письмо Федеральной налоговой службы №АБ-4-20/11655@ от 02.09.2022
ФНС России в письме от 02.09.2022 г. № АБ-4-20/11655@ разъяснила об обязанности иностранных организаций и иностранных граждан применять ККТ и передавать в ИФНС сведения о маркированных товарах.
Когда иностранцы обязаны встать на налоговый учет в России
Иностранная компания при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение, включая и постоянное представительство, обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Кроме того, компании-нерезиденты, осуществляющие деятельность в РФ, подлежат постановке на налоговый учет и по иным основаниям.
В течение пяти рабочих дней инспекция поставит компанию на учет с присвоением ИНН.
Кому можно не применять ККТ?
Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ устанавливает обязательный порядок применения контрольно-кассовой техники.
При этом есть перечень случаев, когда ККТ можно не применять. Он приведен в пункте 2 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ.
Так, организации и ИП с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ. Например, при торговле на:
- розничных рынках;
- ярмарках;
- в выставочных комплексах;
- на других территориях, отведенных для осуществления торговли.
Исключение – находящиеся в этих местах торговли магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа и другие аналогично обустроенные и обеспечивающие показ и сохранность товара торговых мест,
Также касса не требуется тем, кто торгует с открытых прилавков внутри крытых рынков непродовольственными товарами, кроме включенных с специальный перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 г. № 698-р.
Торгующие иностранцы обязаны применять ККТ
Иностранная организация или иностранный гражданин, торгующие на рынке или ярмарке, при расчетах с покупателями должны применять ККТ, если:
- подлежат постановке на учет в налоговых органах РФ;
- не попадают под исключение пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ.
То есть они обязаны передавать сведения о реализации маркированных товаров в информационную систему мониторинга за оборотом маркированных товаров.
Как отмечают инспекторы, иностранным лицам не запрещено передавать сведения о реализации маркированных товаров.
Как могут оштрафовать?
Ответственность за неприменение ККТ установлена в статье 14.5 КоАП РФ.
Так, по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ могут оштрафовать:
- должностное лицо - в размере от 1/4 до 1/2 неучтенной суммы, но не менее 10 000 рублей;
- организацию - от 3/4 до одного размера суммы неучтенной покупки, но не менее 30 000 рублей.
При осуществлении расчетов за маркированные товары ККТ нужно применять ту, которая формирует фискальные документы в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2. Иначе может грозить штраф по части 4 статьи 14.5 КоАП РФ в размере:
- для должностных лиц - от 1500 до 3000 рублей;
- для организаций - от 5000 до 10 000 рублей.

Письмо Федеральной налоговой службы
№АБ-4-20/11655@ от 02.09.2022
О проблемах реализации иностранными хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации
Федеральная налоговая служба в связи с письмом о проблемах реализации иностранными хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, сообщает следующее.
Постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан в налоговых органах Российской Федерации, аккредитация филиалов и представительств иностранных юридических лиц урегулированы законодательством Российской Федерации.
Основания для учета в налоговых органах иностранных организаций и иностранных граждан установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), Особенностями учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения (далее - Особенности ИО), утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2018 № 293н, Особенностями учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее - Особенности ИГ), утвержденными приказом Минфина России от 11.09.2020 № 188н.
Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" регулируется аккредитация филиалов и представительств иностранных юридических лиц, цель создания и (или) деятельность которых имеют коммерческий характер и которые несут имущественную ответственность по принятым ими в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (пункта 3 статьи 4 Федерального закона № 160-ФЗ).
Таким образом, иностранная организация, иностранный гражданин подлежат постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации с присвоением идентификационного номера налогоплательщика при наличии оснований, содержащихся в Кодексе, и, соответственно, Особенностях ИО, Особенностях ИГ.
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положением статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ расчеты представляют собой прием (получение) и выплату денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Особенности передачи данных о расчетах за товары, маркированные средствами идентификации, с применением контрольно-кассовой техники определены пунктом 6.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ.
Кроме того, обращается внимание, что при регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники в заявлении о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники указывается идентификационный номер налогоплательщика, в связи с чем для регистрации контрольно-кассовой техники иностранной организацией или иностранным гражданином необходима их постановка на учет в налоговом органе (пункт 2 статьи 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ).
При этом организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники, в том числе при торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).
Таким образом, в случае, если иностранная организация или иностранный гражданин, торгующие на рынке или ярмарке, подлежат постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации и не попадают под исключение, предусмотренное пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, то при осуществлении расчетов с покупателями (клиентами) они должны применять контрольно-кассовую технику и, соответственно, передавать сведения о реализации маркированных товаров в информационную систему мониторинга за оборотом маркированных товаров.
Учитывая изложенное, положения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой технике предусматривает возможность применения контрольно-кассовой техники иностранными лицами и не препятствуют передаче указанными лицами сведений о реализации маркированных товаров в информационную систему мониторинга за оборотом маркированных товаров.
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса А.В. Бударин