.
^ Наверх
На странице
Показать

Единый сельскохозяйственный налог

Последний раз обновлено:

На уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) могут быть переведены только организации и индивидуальные предприниматели, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.

По общему правилу не вправе применять ЕСХН производители подакцизных товаров (подп. 2 п. 6 ст. 346.2 НК РФ).

Обратите внимание: в целях отнесения продукции растениеводства и животноводства к сельскохозяйственной продукции следует применять перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458. При его применении нужно пользоваться Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

В приложении № 1 к Постановлению № 458 приведены виды продукции, относимые к сельскохозяйственной. В приложении № 2 - виды продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Сельскохозяйственные товаропроизводители

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Крестьянские фермерские хозяйства

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Сельскохозяйственные товаропроизводители наряду с использованием специального налогового режима в виде уплаты ЕСХН могут работать на общем режиме налогообложения.

КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли.

Условия для применения ЕСХН

Для применения ЕСХН должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.

Доля 70-процентного дохода определяется с учетом дохода от вспомогательных услуг, оказанных сельскохозяйственными товаропроизводителями в области растениеводства и животноводства сторонним сельхозпроизводителям (пп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Даже если организация или ИП занимаются только вспомогательными услугами, они могут перейти на уплату ЕСХН при соблюдении 70-процентной доли дохода от этих видов деятельности в общем объеме услуг. К вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, в частности, относятся услуги:

  • в области растениеводства (в части подготовки полей, посева, возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, опрыскивания, обрезки фруктовых деревьев и винограда, пересаживания риса, рассаживания свеклы, уборки урожая, обработки семян до посева);
  • в области животноводства (в части обследования состояния стада, перегонки скота, выпаса скота, выбраковки сельскохозяйственной птицы, содержания сельскохозяйственных животных и ухода за ними).

Выручка от реализации продукции, произведенной собственными силами из покупного дикорастущего сырья, не относится к доходам, облагаемым ЕСХН. Она должна включаться не в те доходы, которые обеспечивают соблюдение установленного 70-процентного лимита, а в состав общего дохода от реализации товаров (работ, услуг). Если это ведет к несоблюдению этого ограничения по доходам, то организация не вправе применять ЕСХН. Об этом напомнил Минфин в письме от 22 декабря 2021 г. № 03-11-06/1/104840.

Обратите внимание: не вправе применять ЕСХН: организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров (за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства организации) (подп. 2 п. 6 ст. 346.2 НК РФ).

Федеральным законом от 21 ноября 2022 года № 443-ФЗ предусмотрено, что с 1 июля 2023 г. сахаросодержащие напитки будут относиться к подакцизным товарам (п. 6 ст. 6, ч. 3 ст. 14 Закона № 443-ФЗ).

Это напитки, упакованные в потребительскую упаковку, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды (кроме изготовленных и упакованных организациями и ИП, оказывающими услуги общепита):

  • в состав которых входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза) и (или) сироп с сахаром, и (или) мед;
  • количество углеводов в них составляет более 5 граммов на 100 мл.;
  • доля этилового спирта не превышает 1,2% включительно.

По общему правилу производители подакцизных товаров не вправе применять ЕСХН (подп. 2 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). Однако для производителей сахаросодержащих напитков на ЕСХН предусмотрено исключение (п. 28 ст. 2 Закона № 443-ФЗ). После 1 июля 2023 года они смогут продолжать применять ЕСХН в отношении таких сахаросодержащих напитков, как квасы, соки и сокосодержащие напитки, сиропы, продукты молочной отрасли, кисели и напитки, изготовляемые на растительной основе. Акцизом не будут облагаться напитки с подтверждением государственной регистрации согласно условиям ЕАЭС.

Выручка от продажи сельскохозяйственной техники

Выручка даже от разовой продажи сельхозтехники увеличивает общий доход сельхозпроизводителя. А это может привести к потере права на ЕСХН (письмо Минфина России от 7 апреля 2017 г. № 03-11-11/20889).

При определении объекта налогообложения плательщики ЕСХН учитывают доходы по правилам пунктов 1 и 2 статьи 248 Кодекса, то есть доходы от реализации и внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.5 НК РФ, п. 1 ст. 248 НК РФ).

В статье 249 Налогового кодекса говорится, что доход от реализации это выручка от продажи товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от продажи имущественных прав.

Выручка от реализации включает в себя все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права. В то же время товаром для целей налогообложения считается любое имущество, которое реализуется или предназначено для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

Значит, выручку от продажи основных средств сельхозпроизводитель должен включить не в доход от продажи сельхозпродукции, а в общий доход. Поэтому продажа, например, сельхозтехники может привести к тому, что условие о 70-процентной доле доходов от продажи сельхозпродукции в общих доходах будет нарушено. И сельхозпроизводитель может лишиться права на применение ЕСХН.

Разовая реализация земельного участка

Реализация налогоплательщиками земельного участка не связана с осуществлением сельскохозяйственной деятельности. При этом суды не раз подчеркивали, что для решения вопроса о том, нужно ли учитывать доходы, полученные от такой сделки в общем доходе, необходимо установить, носит ли такая сделка постоянный характер или была разовой (постановление Президиума ВАС от 9 февраля 2010 г. № 10864/09 по делу № А78-5025/2008).

ФНС указывает, что если организация не осуществляла продажу земельных участков на систематической основе и реализация носила разовый характер в целях улучшения своего финансового положения, то для признания организации сельхозпроизводителем при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции полученные организацией денежные средства от такой реализации не должны учитываться в общем доходе (письмо ФНС от 17 января 2023 г. № БВ-4-7/343@).

Кто не может быть сельскохозяйственным товаропроизводителем

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть признаны организации и предприниматели, реализующие сельскохозяйственную продукцию собственного производства (в том числе переработанную).

Если фирма сама не производит сельскохозяйственную продукцию, а только перерабатывает сельскохозяйственное сырье несобственного производства, вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг)) она не вправе применять ЕСХН.

Например, фирма реализует продукцию, изготовленную из приобретенных у третьих лиц ягод (не являющихся результатом собственного производства). Сельскохозяйственным товаропроизводителем на основании указанной нормы такая фирма быть не может (письмо Минфина от 16 ноября 2017 г. № 03-11-11/75709).

Кроме того, произведенные из дикорастущих ягод морсы, кисели, компоты, сиропы, варенье, джемы, мармелады не относятся к сельскохозяйственной продукции, равно как и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства (пп. 3, 4 ст. 346.2 НК РФ, постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства»).

Также фирма ни при каких условиях не будет относиться к сельскохозяйственным товаропроизводителем и применять систему ЕСХН, если она:

  • не оказывает услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям (подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ);
  • не является сельскохозяйственным потребительским кооперативом (подп. 3 п. 2 ст. 346.2 НК РФ);
  • не является градо- или поселкообразующей российской рыбохозяйственной организацией (подп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ);
  • не является сельскохозяйственным производственным кооперативом (подп. 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ);
  • не является рыбохозяйственной (подп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ);
  • является производителем подакцизных товаров (подп. 2 п. 6 ст. 346.2 НК РФ).

Как оформить несоответствие требованиям применения ЕСХН

Если вы получили от инспекции сообщение о несоответствии требованиям применения ЕСХН (или УСН), это еще значит, что нужно сразу переходить на ОСН и платить все налоги.

Направленное налоговиками вне рамок проверки сообщение о несоответствии требованиям применения спецрежима в виде ЕСХН (а также и УСН) носит уведомительный характер. Налоговый кодекс не содержит положений, предусматривающих перевод спецрежимника на ОСН на основании направленного ему сообщения о несоответствии. То есть на общую систему сразу переходить не нужно.

Утратившим право на спецрежим считается налогоплательщик, который:

  • сам выявил несоответствие критериям спецрежима и сообщил об этом в инспекцию;
  • нарушение условий для применения спецрежима выявила и зафиксировала в акте ИФНС при налоговой проверке. Перешедшей на ОСН компания считается на дату вступления в силу решения по проверке.

Об этом сказано в письме ФНС России от 24 августа 2018 г. № СД-4-3/16474@.

В сообщении о несоответствии будет указано, что организации (ИП) нужно в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода сообщить в инспекцию о переходе на иной режим налогообложения.

Поэтому, если вы получили сообщение о несоответствии ЕСХН, сначала сами проверьте свои показатели. Об ошибке инспекции сообщите ей в письменной форме. Если же нарушения есть, переход на общую систему придется оформлять.

Какие налоги не платят сельхозтоваропроизводители

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не платят:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц для ИП (в отношении имущества, используемого в сельскохозяйственной деятельности).

НДС при ЕСХН

С 1 января 2019 года все ЕСХН-щики платят НДС в общеустановленном порядке. А значит, получают право на вычет входного налога, предъявленного поставщиками, и обязанность восстанавливать НДС по общим правилам.

Одновременно плательщики ЕСХН могут получить освобождение от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса. Правда, при соблюдении одного из условий на выбор:

  • фирма переходит на уплату единого сельхозналога и реализуют право на освобождение от НДС в одном и том же календарном году (независимо от размера полученного дохода);
  • в предшествующем году доход от ЕСХН-деятельности (без учета НДС) не превышает установленного лимита.

Этот лимит равен 60 млн. рублей (без учета НДС). В расчет лимита идут все доходы от реализации, в том числе, продажа земли, разъяснил Минфин в письме от 12 декабря 2023 г. № 03-07-07/119809.

Кроме того, согласно статье 145 НК РФ, для освобождения от НДС необходимо, чтобы в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев не осуществлялась реализация подакцизных товаров.

Претендующие на освобождение фирмы и ИП, должны представить в свою налоговую инспекцию письменное уведомление. Сделать это нужно не позже 20-го числа месяца, начиная с которого они не будут платить НДС.

Форма уведомления об освобождении от НДС, применяемая в настоящее время, утверждена приказом Минфина от 26 декабря 2018 г. № 286н.

Обратите внимание: освобождение не действует в отношении ввозного НДС (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Если «освобожденцы» от НДС, применяющие ЕСХН, приобретают товары, работы или услуги с НДС, то учесть этот налог они должны по общим правилам подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса. Там сказано, что НДС, выставленный покупателю, освобожденному от уплаты НДС, учитывают в стоимости приобретенных товаров, работ или услуг.

В письме от 1 февраля 2024 г. № 03-07-07/8089 Минфин напомнил, что освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС носит добровольный характер. Следовательно, если плательщик ЕСХН освобождение не применяет и при реализации товаров (работ, услуг) начисляет НДС, то входной НДС он вправе принимать к вычету на общих основаниях.

ЕСХН-щики не могут добровольно отказаться от НДС-освобождения. Но право на льготу они потеряют, превысив лимит или продав подакцизный товар. С 1-го числа месяца, в котором произошло такое нарушение, сельхозпроизводители лишаются права не платить НДС. Налог за этот месяц нужно восстановить и перечислить в бюджет.

Если фирма скроет факт превышения или продажи подакцизных товаров, ИФНС начислит ей пени и штраф

Потерявшие льготу сельхозпроизводители повторно ее получить не могут (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Но при добровольной смене налогового режима подход другой. Минфин в письме от 22 декабря 2023 г. № 03-07-07/124860 рассмотрел такую ситуацию: ИП с 2014 по 2022 годы был на ЕСХН и не платил НДС, потому что оформлял освобождение. В 2023 году он ушел с ЕСХН на ОСНО и платил НДС, а в 2024 - снова вернулся на ЕСХН. Запрета на освобождение от НДС при повторном переходе на ЕСХН в Налоговом кодексе нет.

Налоговый кодекс не содержит норм, которые обязывали бы извещать налогоплательщиков о невозможности применять освобождение, если после получения уведомлений и документов налоговый орган установит невыполнение условий для освобождения. В результате отдельные плательщики не исчисляют НДС незаконно.

В связи с этим ФНС разработала 2 рекомендуемые формы уведомлений:

  • уведомление об отказе в освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренного ст. 145 НК РФ;
  • уведомление об утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренного статьей 145 НК РФ.

Эти уведомления инспекции направляют налогоплательщикам, если установят, что у них не выполняются условия о праве на освобождение от обязанности по уплате НДС.

Формы уведомлений приведены в письме ФНС России от 17 мая 2022 г. № ЕА-4-15/5874@.

Налог на имущество

Освобождение по налогу на имущество у плательщика ЕСХН действует лишь в отношении имущества, которое используется (п. 3 ст. 346.1 НК РФ):

  • при производстве сельскохозяйственной продукции;
  • при первичной и последующей (промышленной) переработке этой продукции и ее реализации;
  • при оказании услуг другим сельхозпроизводителям.

Льгота распространяется, в том числе на то имущество, которое используется в профильной деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в данный момент законсервировано или не используется на время ремонта.

Такой вывод следует из письма Минфина от 26 июля 2018 года № 03-05-04-01/52417 об имуществе, находящемся на консервации. Временное неиспользование имущества в сельскохозяйственной деятельности в связи с переводом на консервацию нельзя рассматривать как использование этого имущества в целях, отличных от сельскохозяйственной деятельности. В связи с этим такой объект не облагается налогом на имущество.

Налоговый кодекс не содержит перечня освобождаемого имущества, а также не поясняет, можно ли применять льготу, если объект недвижимости одновременно используется в сельскохозяйственных и иных целях.

Вопрос разъяснила ФНС письмом от 26 июня 2023 г. № БС-3-21/8308@.

Если объект одновременно используется в сельскохозяйственной и иной деятельности, то по правилам бухгалтерского учета организация учитывает его как один инвентарный объект. Налоговым кодексом не предусмотрено определение налоговой базы по налогу на имущество по таким объектам пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг), полученной по каждому виду деятельности, или исходя из иных показателей. Поэтому если указанные объекты организация в течение налогового периода использует одновременно в сельскохозяйственной, а также в иной деятельности, то такие объекты освобождаются от налога на имущество.

Такой подход разделяют суды (Постановление АС Поволжского округа от 25 ноября 2022 г. № Ф06-25254/2022 по делу № А55-4360/2022).

Льгота по налогу на имущество организаций не применяется в отношении административных зданий, офисов, гостиниц, общежитий, объектов жилого фонда, столовых и иных объектов, непосредственно не участвующих при производстве, переработке и реализации сельхозпродукции, а также в отношении имущества, переданного в пользование по договорам аренды, фрахтования на условиях бербоут-чартера или тайм-чартера (см. письмо ФНС от 1 апреля 2020 г. N БС-4-21/5557@).

Также льгота по налогу на имущество организаций не применяется в отношении гаражей (Письмо Минфина от 21 июля 2023 г. № 03-05-04-01/68705, Письмо ФНС от 24 июля 2023 г. № БС-4-21/9378@).

А из письма ФНС от 23 августа 2023 г. № СД-4-21/10771@ следует, что плательщики ЕСХН должны платить налог на имущество по незавершенному строительству.

Градостроительный кодекс (ГрК РФ) не допускает эксплуатацию объектов капстроительства, строительство которых не завершено.

На этом основании освобождение от налога на имущество организаций на объекты незавершенного строительства, использование которых (в том числе при производстве, переработке, реализации сельскохозяйственной продукции, оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями) до завершения их строительства, не распространяется.

Сельхозпроизводителям в принципе следует помнить нормы ГрК РФ:

  • эксплуатация построенного здания, сооружения допускается только после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в установленных случаях (ч. 2 ст. 55.24 ГрК РФ);
  • если для строительства объектов капстроительства не требуется выдача разрешения, эксплуатация таких объектов допускается только после окончания их строительства (ч. 3 ст. 55.24 ГрК РФ).

Транспортный налог

Что касается транспортного налога, то сельхозтоваропроизводитель (работающий как на системе ЕСХН, так и на общей системе налогообложения) не платит его со спецтехники, упоминаемой в подпункте 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ. Но эта техника не является объектом налогообложения транспортным налогом только при выполнении трех условиях:

  • она должна быть зарегистрирована на сельхозтоваропроизводителя;
  • он использует эту технику при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • он использует эту технику в течение налогового периода по транспортному налогу - в течение календарного года.

Таким образом, при выполнении этих трех условий не являются объектами обложения транспортным налогом:

  • тракторы;
  • самоходные комбайны всех марок;
  • специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Обратите внимание на то, что данная техника должна фактически использоваться в сельхозработах. Значит, если она не используется, а простаивает, то возникает опасность того, что налоговики попытаются начислить на нее транспортный налог.

Этот вывод следует из разъяснений, данных чиновниками. В письме от 19 января 2017 года № 03-05-06-04/2135 Минфин России указал, что согласно статье 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Сельскохозяйственная техника регистрируется в органах Гостехнадзора. Она либо используется по назначению, указанному в паспорте на транспортное средство, либо не используется (простаивает). В последнем случае доход она не приносит, и если она не будет использоваться в течение длительного времени (больше года), ее лучше снять с регистрационного учета.

Плательщики ЕСХН

Плательщиками единого сельхозналога являются:

  • организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, которые производят сельскохозяйственную продукцию, выращивают рыбу, осуществляют первичную переработку и реализацию этой продукции (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).
  • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства и животноводства. Имеются в виду услуги, относящиеся в соответствии с ОКВЭД к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции. Сюда относятся посев сельхозкультур, обрезка фруктовых деревьев, уборка урожая, выпас скота и т. д. (положение применяется с 1 января 2017 года (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 216-ФЗ)).

Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров, кроме производства подакцизного винограда, а также вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ);
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Уведомление инспекции о применении ЕСХН

По Налоговому кодексу организации и предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, с которого они переходят на уплату ЕСХН.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Подать уведомление о переходе на ЕСХН можно в любой территориальный налоговый орган, без привязки к месту нахождения организации или месту жительства ИП (письмо ФНС от 1 декабря 2022 г. № СД-4-3/16301).

Организации и предприниматели, которые решили перейти на ЕСХН с 1 января 2023 года, могут подать уведомление в любой налоговый орган не позднее 9 января 2023 года, т.к. 31 декабря 2022 года – это выходной, а с 1 по 8 января 2023 года – нерабочие праздничные дни.

Форма уведомления о переходе на ЕСХН форма № 26.1-1 утверждена приказом Минфина России от 28 января 2013 г. № ММВ-7-3/41@.

В уведомлении указывается информация:

  • идентифицирующая налогоплательщика (наименование, ИНН, КПП);
  • о дате перехода на ЕСХН;
  • о доле дохода от реализации сельхозпродукции;
  • заверяющая указанные данные (подпись ответственного лица и дата оформления уведомления).

Также в любой территориальный налоговый орган можно подавать другие документы, связанные с применением ЕСХН:

  • сообщение об утрате права на применение ЕСХН (форма № 26.1-2);
  • уведомление об отказе от применения ЕСХН (форма № 26.1-3);
  • уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ЕСХН (форма № 26.1-7);
  • уведомление о переходе на ЕСХН в связи с утратой права на применение НПД (форма КНД 1150093).

Объект налогообложения и налоговая база по ЕСХН

Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.4 НК РФ).

Особенностям определения налоговой базы посвящена статья 346.6 НК РФ. Ею признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центробанка, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Эти доходы и расходы учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Единственным методом признания доходов и расходов признается кассовый метод (п. 6 ст. 346.5 НК РФ). По доходам - на дату поступления средств на счета в банках, в кассу, дату получения иного имущества, а также погашения задолженности иным способом. По расходам - на дату фактической оплаты затрат (прекращения обязательств перед продавцом).

Книга учета доходов и расходов ИП, применяющего ЕСХН

Индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, определяют налоговую базу по единому сельхозналогу с помощью книги учета доходов и расходов (сокращенно КУДиР). Ее форма и порядок заполнения утверждены приказом ФНС от 7 ноября 2023 г. № ЕА-7-3/816@.

Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН

Записи в книге делают в хронологической последовательности на основании первичных документов (накладные, договоры, акты сдачи-приемки работ, квитанции к приходным ордерам, расходные ордера и т.д.).

Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке или языках народов РФ, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Книгу учета доходов и расходов можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Каждый год нужно заводить новую книгу учета доходов и расходов (п. 1.4. Порядка).

Индивидуальный предприниматель вправе выбрать, вести книгу в бумажном виде или в электронном. Если выбран электронный вид, по итогам полугодия и года книгу нужно распечатывать.

Книгу необходимо прошнуровать и пронумеровать, на последней странице указать количество страниц, проставить подпись ИП и, если есть, печать.

Если книга доходов и расходов ведется в бумажном виде, до начала ее ведения ее нужно заверить в налоговом органе. Если же книга ведется в электронном виде, заверить ее в налоговом органе необходимо по итогам года – не позднее 31 марта следующего года (п. 1.5. Порядка).

Отсутствие заверенной надлежащим образом книги учета доходов и расходов может быть расценено как отсутствие самой указанной книги. В этом случае ИП может быть привлечен к ответственности по статье 120 НК РФ (письмо Минфина от 16 апреля 2021 г. № 03-02-11/28766).

Исправление ошибок в книге учета доходов и расходов должно быть обоснованно и подтверждено подписью индивидуального предпринимателя с указанием даты исправления и печатью (при наличии).

Титульный лист

На титульном листе книги учета ИП указывает:

  • год, на который она заведена;
  • код формы книги учета по ОКУД и дату начала ведения книги;
  • Фамилию, имя и отчество предпринимателя и код налогоплательщика по ОКПО;
  • ИНН индивидуального предпринимателя;
  • единицу измерения (рубль) и код единицы измерения по ОКЕИ
  • выбранный объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов);
  • место жительства ИП;
  • наименование банков и номера счетов, которые в них открыты.

Раздел I «Доходы и расходы»

Раздел I книги учета состоит из пяти граф

В графе 1 указывается порядковый номер операции.

В графе 2 указывают дату и номер первичного документа, на основании которого делается запись в книге.

В графе 3 указывают содержание операции.

В графе 4 согласно отражают доходы, в состав которых включаются доходы от реализации, определяемые по статье 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые по статье 250 Кодекса.

В графе 4 не учитываются следующие доходы:

  • доходы, указанные в статье 251 Кодекса (в частности, средства, полученные по договорам кредита или займа, в виде грантов, в виде средств целевого финансирования и т. д.);
  • доходы ИП, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам 35% (например, процентные доходы по вкладам банков) и 9% (например, проценты по облигациям с ипотечным покрытием).

В графе 5 отражаются расходы, указанные в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса. Сюда относятся, в частности, расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов, материальные расходы, расходы на оплату труда и др.

К расходам, учитываемым в налоговой базе по ЕСХН, Федеральным законом от 21 ноября 2022 г. № 443-ФЗ отнесены также:

  • выплаты работнику в виде безотчетных сумм, право на которые установлено актом Президента РФ и (или) актом Правительства РФ, в целях возмещения его дополнительных расходов, связанных с командированием на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры на территориях (ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях). Размеры выплат определяет работодатель (см. постановление Правительства от 28 октября 2022 г. № 1915), но в целях налогообложения они нормируются: не более 700 рублей за каждый день нахождения в такой командировке;
  • расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества, указанных в пункте 93 статьи 217 НК РФ. Это денежные средства и (или) иное имущество, безвозмездно переданные мобилизованным, контрактникам или добровольцам, а также членам их семей.

Эти изменения действуют с 1 января 2022 года.

Расходы на оплату услуг по проведению тестирования на COVID-19, а также иммунитета к ней, могут быть учтены в составе расходов на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ (подп. 6.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Раздел II «Расчет расходов налогоплательщика на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу»

В графе 1 раздела II указывается порядковый номер операции.

В графе 2 раздела II указывается наименование объекта основных средств или нематериальных активов в соответствии с техническим паспортом и иными документами на объект ОС или НМА.

В графе 3 раздела II указывается дата (число, месяц и год) оплаты объекта основных средств или нематериальных активов на основании первичных документов (платежные поручения, квитанции к приходным кассовым ордерам, иные документы, подтверждающие факт оплаты).

В графе 4 раздела II указывается дата (число, месяц и год) подачи документов на государственную регистрацию объектов основных средств.

В графе 5 раздела II указывается дата (число, месяц, год) ввода в эксплуатацию объекта основных средств или принятия к учету нематериальных активов.

В графе 6 раздела II указывается первоначальная стоимость приобретенного (сооруженного, изготовленного) объекта ОС в период применения системы ЕСХН и первоначальная стоимость приобретенного (созданного самим налогоплательщиком) объекта нематериальных активов в этот период.

Первоначальная стоимость ОС указывается в графе 6 раздела II в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий:

  • ввод в эксплуатацию объекта;
  • подача документов на государственную регистрацию прав на объект;
  • оплата (завершение оплаты) расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объекта.

Первоначальная стоимость приобретенного (созданного самим налогоплательщиком) объекта НМА в период применения системы ЕСХН указывается в графе 6 раздела II в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий:

  • принятие объекта на учет;
  • оплата (завершение оплаты) расходов на приобретение (создание самим налогоплательщиком) объекта нематериальных активов.

Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются в соответствии с пунктом 2 статьи 257 НК РФ.

Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости ОС в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения указывается в графе 6 раздела II в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий:

  • ввод в эксплуатацию объекта ОС;
  • подача документов на государственную регистрацию прав на объект ОС;
  • оплата (завершение оплаты) расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объекта ОС.

В графе 7 раздела II указывается определяемый в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ, срок (количество лет) полезного использования объекта ОС или НМА.

По приобретенным (сооруженным, изготовленным) объектам ОС и приобретенным (созданным самим налогоплательщиком) объектам НМА и введенным в эксплуатацию в период применения системы ЕСХН графа 7 раздела II не заполняется.

В графе 8 раздела II указываются:

  • остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, учитываемая в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС, приобретенных до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, учитываемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ.

При переходе ИП на уплату ЕСХН с общей системы налогообложения в графе 8 раздела II на дату такого перехода указывается остаточная стоимость каждого приобретенного (сооруженного, изготовленного) ОС и приобретенного (созданного самим ИП) НМА, которые были оплачены до перехода на уплату ЕСХН, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

При переходе ИП на уплату ЕСХН с УСН, в графе 8 раздела II на дату такого перехода указывается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС и приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА, определяемая в соответствии с пунктом 3 статьи 346.25 НК РФ.

Остаточная стоимость каждого объекта ОС или НМА до перехода на уплату ЕСХН указывается в графе 8 раздела II в том отчетном (налоговом) периоде применения ЕСХН, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий:

  • ввод в эксплуатацию объекта ОС или принятие объекта НМА на бухгалтерский учет;
  • подача документов на государственную регистрацию прав на объект ОС;
  • оплата (завершение оплаты) расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объекта ОС и приобретение (создание) объекта НМА.

Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС, приобретенных до перехода на уплату ЕСХН, увеличивают остаточную стоимость ОС в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в период применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей произошло последним по времени одно из следующих событий:

  • ввод в эксплуатацию объекта;
  • подача документов на государственную регистрацию прав на объект;
  • оплата (завершение оплаты) расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объекта.

В графе 9 раздела II указывается количество полугодий эксплуатации в налоговом периоде оплаченного и введенного в эксплуатацию объекта ОС или НМА.

В графе 10 раздела II указывается доля стоимости приобретенного (сооруженного, изготовленного) объекта ОС или приобретенного (созданного) объекта НМА, принимаемая в расходы в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ, за налоговый период.

В графе 11 раздела II указывается доля стоимости приобретенного (сооруженного, изготовленного) объекта ОС средств или приобретенного (созданного) объекта НМА, принимаемая в расходы в каждом полугодии налогового периода, определяемая как частное данных графы 10 раздела II и данных графы 9 раздела II.

Значение данного показателя округляется до второго знака после запятой.

В графе 12 раздела II указывается сумма расходов на приобретение (сооружение, изготовление) ОС, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание) НМА, включаемая в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по ЕСХН за каждое полугодие налогового периода, определяемая как произведение граф 6 раздела II или 8 раздела II и графы 11 раздела II, деленное на 100.

Сумма расходов по данной графе за каждое полугодие налогового периода отражается в последний день каждого полугодия в графе 5 раздела I Книги учета доходов и расходов.

В графе 13 раздела II указывается сумма расходов на приобретение (сооружение, изготовление) ОС, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание) НМА, включаемая в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по ЕСХН за налоговый период. Данная сумма расходов определяется как произведение граф 6 раздела II или 8 раздела II и граф 9 раздела II и 11 раздела II, деленное на 100.

В графе 14 раздела II указывается сумма расходов на приобретение (сооружение, изготовление) ОС, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС, а также сумма расходов на приобретение (создание) НМА, учтенная в составе расходов при исчислении налоговой базы по ЕСХН за предыдущие налоговые периоды (данные графы 13 раздела II Книги учета доходов и расходов за предыдущие налоговые периоды).

По приобретенным (сооруженным, изготовленным) ОС и приобретенным (созданным) НМА и введенным в эксплуатацию в период применения системы ЕСХН графа 14 раздела II не заполняется.

В графе 15 раздела II указывается оставшаяся часть расходов на приобретение (сооружение, изготовление) ОС, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС, а также расходы на приобретение (создание) НМА, подлежащая списанию в последующих отчетных (налоговых) периодах (разность графы 8 раздела II и граф 13 раздела II и 14 раздела II).

По приобретенным (сооруженным, изготовленным) ОС и приобретенным (созданным) НМА и введенным в эксплуатацию в период применения системы ЕСХН графа 15 раздела II не заполняется.

В графе 16 раздела II указывается дата (число, месяц и год) выбытия (реализации) объекта ОС или НМА.

По итоговой строке данного раздела за отчетный (налоговый) период указывается сумма значений показателей граф 6 раздела II, 8 раздела II, 12 - 15 раздела II.

Налоговый и отчетный периоды, сроки уплаты, ставки ЕСХН

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие.

Сроки представления декларации по ЕСХН по результатам работы за год, а также сроки уплаты налога установлены Налоговым кодексом. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ с 2023 года в соответствующие нормы НК РФ внесены изменения.

Годовую декларацию фирма (или ИП) должна представить в инспекцию не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если деятельность прекращена до окончания налогового периода, то декларацию надо сдать не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.

Срок уплаты ЕСХН по итогам налогового периода - в общем случае не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 346.9, п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

По итогам полугодия плательщики ЕСХН должны уплачивать авансовые платежи. Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком за год к уплате, уменьшается на сумму перечисленного авансового платежа.

По итогам отчетного периода авансовый платеж по ЕСХН должен быть уплачен не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (28 июля) (п. 2 ст. 346.9 НК РФ).

При этом до 25 июля сельхозпроизводитель должен сформировать и направить в ИФНС Уведомление об исчисленной сумме авансового платежа по единому сельхозналогу за отчетный период.

При заполнении уведомления об исчисленных налогах в отношении авансового платежа по ЕСХН за полугодие 2023 года в поле «Отчетный (налоговый) период (код)/Номер месяца (квартала)» налогоплательщики указывают код «34/02» (Письмо ФНС от 22 июня 2023 г. № СД-4-3/7941@).

Читайте ситуацию Общие требования к порядку заполнения Уведомления об исчисленных налогах

По общим правилам налоговая ставка ЕСХН устанавливается в размере 6% процентов (п. 1 ст. 346.8 НК РФ).

С 1 января 2019 года регионы имеют право на льготирование деятельности, подпадающей под ЕСХН (Федеральный закон от 7 марта 2018 г. № 51-ФЗ). Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 процентов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от:

  • видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • размера доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • места ведения предпринимательской деятельности;
  • средней численности работников.

Обратите внимание: к непрерывно работающим предприятиям в сельском хозяйстве могут относиться, например, животноводческие фермы и птицеводческие фабрики. Эти сельхозпредприятия, как правило, продолжают работать и должны предоставлять налоговую отчетность в обычном режиме, если в регионе вводятся нерабочие дни в связи с введением ограничений по эпидемиологическим основаниям (как это было в 2020 году в связи с пандемией коронавируса).

Перечень расходов, учитываемых при ЕСХН

При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы (п. 2 ст. 346.5 НК РФ):

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пункта 4 и абзаца шестого подпункта 2 пункта 5 настоящей статьи);

2) расходы на приобретение нематериальных активов, создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пункта 4 и абзаца шестого подпункта 2 пункта 5 настоящей статьи);

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5) материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, биопрепаратов и средств защиты растений;

6) расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6.1) расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;

7) расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по следующим видам добровольного страхования:

  • добровольному страхованию средств транспорта (в том числе арендованного);
  • добровольному страхованию грузов;
  • добровольному страхованию основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
  • добровольному страхованию рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
  • добровольному страхованию товарно-материальных запасов;
  • добровольному страхованию урожая сельскохозяйственных культур и животных;
  • добровольному страхованию иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;
  • добровольному страхованию ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями;

9) суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании задолженности в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса;

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

11) суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (согласно подпунктам 2 и 5 пункта 1 статьи 46 Таможенного кодекса ЕАЭС вывозная таможенная пошлина и таможенные сборы относятся к таможенным платежам (письмо Минфина от 26 января 2024 г. № 03-11-06/1/6189);

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

13) расходы на командировки, в частности на:

  • - проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
  • наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
  • суточные или полевое довольствие;
  • оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
  • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

14) плату нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

16) расходы на опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также на опубликование и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять такое опубликование (раскрытие);

17) расходы на канцелярские товары;

18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

20) расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22) расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

22.1) расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов;

23) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах при самостоятельном исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, за исключением единого сельскохозяйственного налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 настоящего Кодекса;

23.1) суммы денежных средств, иного имущества, имущественных прав, переданные налогоплательщиком в счет погашения задолженности перед иным лицом, возникшей вследствие уплаты этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом за налогоплательщика сумм налогов, сборов, страховых взносов, за исключением единого сельскохозяйственного налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 настоящего Кодекса;

24) расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в том числе расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке;

24.1) расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

25) расходы на информационно-консультативные услуги;

26) расходы на проведение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации, подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 настоящего Кодекса;

27) судебные расходы и арбитражные сборы;

28) расходы в виде уплаченных на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;

29) расходы на обучение в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования специалистов для налогоплательщиков. Указанные расходы учитываются для целей налогообложения при условии, что с обучающимися в указанных образовательных организациях физическими лицами заключены договоры (контракты) на обучение, предусматривающие их работу у налогоплательщика в течение не менее трех лет по специальности после окончания соответствующей образовательной организации;

 

31) расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки, включая расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды, в том числе:

  • на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
  • на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства;

32) расходы на приобретение молодняка скота для последующего формирования основного стада, продуктивного скота, молодняка птицы и мальков рыбы;

33) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельскохозяйственным производством по пастбищному скотоводству;

34) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

35) расходы на сертификацию продукции;

36) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и правами на средства индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

37) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы, а также расходы на проведение оценки имущества при определении его рыночной стоимости в целях залога;

38) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

39) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

40) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и по предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

41) расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку продукции, указанной в пункте 3 статьи 346.2 настоящего Кодекса;

42) расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за исключением случаев стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций;

43) суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы;

44) расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий;

45) сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы.

46) расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;

47) выплаты работникам в виде безотчетных сумм, право на выплаты которых установлено актом Президента Российской Федерации и (или) актом Правительства Российской Федерации, в целях возмещения их дополнительных расходов, связанных с командированием на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры, в размерах, определенных локальными нормативными актами работодателя, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в такой командировке;

48) расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества, указанных в пункте 93 статьи 217 настоящего Кодекса.

 

Перечисленные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.