Что меняется в правилах проведения инвентаризации по ФСБУ 28/2023 и что поменять в учетной политике

До начала применения инвентаризации по правилам нового ФСБУ 28/2023 времени остается не так много. За это время нужно понять, как поменяется порядок, какую подготовку к переходу нужно провести, а также не забыть внести изменения в бухгалтерскую учетную политику на 2025 год.

Принятую учетную политику нужно применять последовательно из года в год. Однако ее меняют, если изменились законодательные или нормативные акты по бухгалтерскому учету.

ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», который на законодательном уровне вводит порядок проведения инвентаризации в организации, утвержден приказом Минфина от 13 января 2023 г. №4н. Начало применения нового стандарта - 1 апреля 2025 года.

Читайте в бераторе, что составляет нормативную базу по инвентаризации.

Таким образом, в учетную политику на 2025 год в связи с принятием нового стандарта нужно внести изменения и утвердить их приказом руководителя, датированным 28 декабря 2024 года.


Придется исключить по тексту, если они есть, упоминания о Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49), на основании которого проводили инвентаризацию до вступления в силу ФСБУ 28/2023. Приказом Минфина от 27 апреля 2023 г. №189 они утратили силу с 1 апреля 2025 года.


Что вписать в учетную политику в связи с началом применения ФСБУ 28/2023?

Начало применения

Первое, что нужно прописать, это дату, с которой компания начинает применять ФСБУ 28/2023:


Формулировка может быть такой: «Организация применяет ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» с 1 апреля 2025 года. Основание: п. 2 приказа Минфина от 13.01.2023 № 4н.»


Первичка

Также некоторым потребуется переутвердить формы первичных документов, которые используются в работе. Речь идет о том, что, если ваши формы составлены на основании и содержат ссылки на отмененные Методические указания, то их нужно переделать.


Эта работа может оказаться довольно объемной, поэтому о первичке стоит позаботиться заранее, пока еще есть время.


Когда инвентаризация обязательна

Старый порядок предусматривал, что инвентаризацию в обязательном порядке проводят перед составлением отчетности и на день приемки-передачи дел при смене материально ответственного лица.

Согласно ФСБУ 28/2023, проведение инвентаризации обязательно, если того требует законодательство РФ, а также в следующих случаях (п. 15, п. 16 ФСБУ 28/2023):

  • при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Организация вправе проводить инвентаризацию библиотечных фондов один раз в 5 лет, иных основных средств - один раз в 3 года;
  • при передаче (возврате) активов экономического субъекта, имущественного комплекса (за исключением обычной деятельности фирмы) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов организации;
  • при смене материально ответственного работника;
  • при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности);
  • при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;
  • в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация;
  • при реорганизации организации, за исключением преобразования;
  • при ликвидации организации.

Случаев назначения обязательной инвентаризации стало больше. Инвентаризацию нужно проводить не только при передаче, но и при возврате активов (включая случаи безвозмездного пользования и управления). И ввели исключение для реорганизации в форме преобразования.


Инвентаризационная комиссия: численный состав

Ранее результаты инвентаризации признавали недействительными при отсутствии хотя бы одного члена комиссии. Теперь количество членов комиссии, которые могут отсутствовать при инвентаризации, увеличили.

По новым правилам результаты инвентаризации признают недействительными при отсутствии одной пятой и более членов комиссии (п. 21 ФСБУ 28/2023).


Это значит, что численный состав инвентаризационной комиссии должен быть таким, чтобы была обеспечена действительность ее решений. То есть он должен быть более 5 человек (п. 21 ФСБУ 28/2023). А вот материально ответственных лиц в состав комиссии включать запрещено, как было и раньше.


Сколько комиссий?

Согласно пункту 19 ФСБУ 28/2023, комиссия может быть одна или несколько, для проведения инвентаризации разных активов и обязательств (запасов, ОС, НМА, финансовых вложений, оценочных резервов и т.д.).

Смотрите в бераторе:

Приказ о постоянно действующей инвентаризационной комиссии

Согласно требованиям к инвентаризации, установленным разделом II ФСБУ 28/2023, инвентаризационная комиссия должна не просто сверить фактическое наличие объектов по инвентаризационной ведомости, но и провести необходимые оценки и подтвердить их обоснованность.

Речь идет о том, что для ряда объектов стандарт требует проведения проверки документов и выполнения расчетов. К таким объектам относятся (подп. «б» п. 4, п. 18 ФСБУ 28/2023):

  • денежные средства на счетах в кредитных и иных организациях;
  • финансовые вложения;
  • НМА и капвложения в них;
  • активы в виде дебиторской задолженности и иные аналогичные обязательства;
  • отложенные налоговые активы и обязательства;
  • источники финансирования деятельности компании и др.

Пропишите в учетной политике положения о создании инвентаризационных комиссий по видам активов и обязательств, по которым будет проводиться ревизия, укажите количественный состав от 5 человек и наделите их полномочиями, при необходимости, привлекать к проверкам узких специалистов, которые будут выдавать компетентные заключения.


Читайте в бераторе:

Когда инвентаризацию лучше отложить


«Малые объемы»

Ранее комиссию можно было не создавать, если в компании работает один человек. А при малых объемах работ по старым правилам инвентаризация проводилась силами ревизионной комиссии.

Правила инвентаризации в новом ФСБУ для аналогичных ситуаций сформулированы по-другому: при отсутствии других работников инвентаризационные работы проводят главбух и руководитель или сам руководитель. А ревизионная комиссия проводит их вне зависимости от объема работ, если это предусмотрено уставом компании.


Поэтому для некоторых организаций ревизионную комиссию стоит наделить полномочиями проведения инвентаризации или заключить договор с аудиторской организацией.


Читайте в бераторе:

Сведения о данных бухучета, которые должны быть собраны перед началом проверки


Методы проверки

ФСБУ 28/2023 прямо установлено, что при ревизии можно применять альтернативные способы проверки, такие, как фото- и видеосъемка. Кроме того, добавлены обязанности работодателя в плане обеспечения процесса проверки рабочей силой, весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой, транспортом и средствами связи (п. 7 ФСБУ 28/2023).

В учетной политике эти требования можно не прописывать, но их обязательно нужно учитывать при проведении инвентаризации.


Дата инвентаризации

Сроки (даты начала и окончания) проведения инвентаризации в случаях, когда инвентаризация обязательна (п. 15 ФСБУ 28/2023), устанавливает руководитель организации (п. 17 ФСБУ 28/2023).


В учетной политике нужно прописать, что в случаях обязательной инвентаризации сроки инвентаризации устанавливает руководитель своим приказом (п. 17 ФСБУ 28/2023).


Когда наступает срок инвентаризации, прописано в подпунктах «а» - «з» п. 16 ФСБУ 28/2023, к примеру:

  • при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - на отчетную дату;
  • при смене материально ответственного лица - на дату приема-передачи дел;
  • перед передачей активов третьим лицам или перед их возвратом;
  • по факту обнаружения порчи имущества;
  • при реорганизации или ликвидации - перед составлением передаточного акта или ликвидационного баланса.

И как заключение.

ФСБУ 28/2023 требует, чтобы наличие активов и обязательств, оценка их состояния соответствовали их действительному существованию и были задокументированы. Для этого используются инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости, экспертные заключения.

Инвентаризация может дать результаты, которые нужно будет по правилам ФСБУ отражать в бухгалтерской отчетности:

Инвентаризационная комиссия должна представить основания для признания дебиторской задолженности безнадежной или сомнительной, а также основания для списания объектов бухгалтерского учета.


Излишки раньше оценивали по рыночной стоимости. Новый ФСБУ требует их оценивать по справедливой стоимости, либо по балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активов (подп. «а» п. 11 ФСБУ 28/2023).






Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.

Вверх