Инвентаризация
Последний раз обновлено:
Инвентаризация – это сверка того, что отражено у бухгалтера на бумаге, с тем, что фактически находится в офисе, на складе и т.д., включая обособленные подразделения фирмы. Это также инвентаризация финансовых обязательств, то есть сверка задолженностей, которые числятся в бухгалтерском учете, с данными договоров, актов сдачи-приемки, налоговых деклараций и т. д.
Основная задача инвентаризации – выяснить, совпадают ли данные бухгалтерского учета с фактическим наличием тех или иных ценностей и суммами задолженностей, чтобы обеспечить достоверность данных отчетности. Вся информация требует документального подтверждения.
Когда проводят инвентаризацию
Случаи, сроки, порядок проведения и перечень объектов инвентаризации каждая компания определяет самостоятельно.
Провести инвентаризацию необходимо (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н:
- перед составлением годовой отчетности;
- при смене материально ответственного лица;
- при выбытии имущества (продажа, передача в аренду);
- в случае пожара или стихийного бедствия;
- при выявлении фактов порчи имущества;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления;
- при реорганизации и ликвидации компании;
- при преобразовании ГУП или МУП.
В обязательном порядке инвентаризация должна быть проведена перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
Перед составлением годовой отчетности дату инвентаризации определяет руководитель фирмы по согласованию с бухгалтером. К назначенной дате бухгалтер должен подготовить документы для инвентаризационной комиссии.
Годовую инвентаризацию в общем случае проводят в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Но бывает, что ее необходимо продлить. Для этого нужно издать приказ директора с учетом того, что годовую инвентаризацию важно завершить до даты подписания бухотчетности за отчетный год. Ее результаты формируют показатели этой отчетности.
Инвентаризацию основных средств нужно проводить минимум раз в 3 года.
Что подлежит инвентаризации
При инвентаризации проверяют:
- Основные средства
- Нематериальные активы
- Финансовые активы
- ТМЦ
- Незавершенное производство
- Расходы будущих периодов
- Деньги, денежные документы, БСО
- Расчеты
- Резервы
Все полученные сведения об имуществе и обязательствах вносятся в инвентаризационные описи или акты. Их составляют минимум в двух экземплярах. Формы инвентаризационных описей и актов вы можете разработать и утвердить самостоятельно или пользоваться унифицированными. Их можно найти в Постановлении Госкомстата от 18 августа 1998 г. № 88 (кроме документов на резервы).
Обратите внимание: согласно статье 11 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» инвентаризации подлежит не имущество, а активы, то есть хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Активом признается не всякое имущество, а только то, которое способно приносить экономические выгоды, поэтому те ценности, которые не способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, нужно списать.
Нужно также убедиться, что числящиеся в учете расходы будущих периодов удовлетворяют критериям признания активов.
Читайте, как распознать, относится ли актив к расходам будущих периодов.
Скорректировать стоимость дебетовых остатков позволят пассивные счета:
- 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
- 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;
- 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
- 96 «Резервы предстоящих расходов» - здесь собрана вся информация о суммах оценочных обязательств, включая резерв на оплату отпусков.
Проверить нужно не только активы, которые принадлежат фирме, и ее обязательства, но и ценности, учтенные на забалансовых счетах, права собственности на которые у фирмы нет (например, арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку).
Вместе с другими активами и обязательствами перед составлением годового баланса нужно проверить доходы будущих периодов.
К доходам будущих периодов относятся, согласно инструкции по применению плана счетов (утв. приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н:
- доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам;
- предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы;
- разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью ценностей, принятых к учету при выявлении недостачи и порчи.
По доходам будущих периодов нужно проверить:
- действительно ли сумма, отраженная по кредиту счета 98, относится к доходам будущих периодов, а не к авансом полученным;
- верно ли перенесены данные из первичных документов в регистры бухгалтерского учета, в частности, в оборотно-сальдовую ведомость по счету 98.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!