.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Инвентаризация

Последний раз обновлено:

Инвентаризация – это сверка того, что отражено у бухгалтера на бумаге, с тем, что фактически находится в офисе, на складе и т.д., включая обособленные подразделения фирмы. Это также инвентаризация финансовых обязательств, то есть сверка задолженностей, которые числятся в бухгалтерском учете, с данными договоров, актов сдачи-приемки, налоговых деклараций и т. д.

Основная задача инвентаризации – выяснить, совпадают ли данные бухгалтерского учета с фактическим наличием тех или иных ценностей и суммами задолженностей, чтобы обеспечить достоверность данных отчетности. Вся информация требует документального подтверждения.

Когда проводят инвентаризацию

Случаи, сроки, порядок проведения и перечень объектов инвентаризации каждая компания определяет самостоятельно.

Провести инвентаризацию необходимо (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н:

  • перед составлением годовой отчетности;
  • при смене материально ответственного лица;
  • при выбытии имущества (продажа, передача в аренду);
  • в случае пожара или стихийного бедствия;
  • при выявлении фактов порчи имущества;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления;
  • при реорганизации и ликвидации компании;
  • при преобразовании ГУП или МУП.

В обязательном порядке инвентаризация должна быть проведена перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

Перед составлением годовой отчетности дату инвентаризации определяет руководитель фирмы по согласованию с бухгалтером. К назначенной дате бухгалтер должен подготовить документы для инвентаризационной комиссии.

Годовую инвентаризацию в общем случае проводят в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Но бывает, что ее необходимо продлить. Для этого нужно издать приказ директора с учетом того, что годовую инвентаризацию важно завершить до даты подписания бухотчетности за отчетный год. Ее результаты формируют показатели этой отчетности.

Инвентаризацию основных средств нужно проводить минимум раз в 3 года.

Что подлежит инвентаризации

При инвентаризации проверяют:

  1. Основные средства
  2. Нематериальные активы
  3. Финансовые активы
  4. ТМЦ
  5. Незавершенное производство
  6. Расходы будущих периодов
  7. Деньги, денежные документы, БСО
  8. Расчеты
  9. Резервы

Все полученные сведения об имуществе и обязательствах вносятся в инвентаризационные описи или акты. Их составляют минимум в двух экземплярах. Формы инвентаризационных описей и актов вы можете разработать и утвердить самостоятельно или пользоваться унифицированными. Их можно найти в Постановлении Госкомстата от 18 августа 1998 г. № 88 (кроме документов на резервы).

Обратите внимание: согласно статье 11 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» инвентаризации подлежит не имущество, а активы, то есть хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Активом признается не всякое имущество, а только то, которое способно приносить экономические выгоды, поэтому те ценности, которые не способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, нужно списать.

Нужно также убедиться, что числящиеся в учете расходы будущих периодов удовлетворяют критериям признания активов.

Читайте, как распознать, относится ли актив к расходам будущих периодов.

Скорректировать стоимость дебетовых остатков позволят пассивные счета:

  • 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
  • 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;
  • 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
  • 96 «Резервы предстоящих расходов» - здесь собрана вся информация о суммах оценочных обязательств, включая резерв на оплату отпусков.

Проверить нужно не только активы, которые принадлежат фирме, и ее обязательства, но и ценности, учтенные на забалансовых счетах, права собственности на которые у фирмы нет (например, арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку).

Вместе с другими активами и обязательствами перед составлением годового баланса нужно проверить доходы будущих периодов.

К доходам будущих периодов относятся, согласно инструкции по применению плана счетов (утв. приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н:

  • доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам;
  • предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы;
  • разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью ценностей, принятых к учету при выявлении недостачи и порчи.

По доходам будущих периодов нужно проверить:

  • действительно ли сумма, отраженная по кредиту счета 98, относится к доходам будущих периодов, а не к авансом полученным;
  • верно ли перенесены данные из первичных документов в регистры бухгалтерского учета, в частности, в оборотно-сальдовую ведомость по счету 98.


Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.