.

Доход от казахстанского работодателя получен в России: что с НДФЛ?

Письмо Федеральной налоговой службы №БС-17-11/2406@ от 12.09.2025

ФНС России в Письме № БС-17-11/2406@ от 12.09.2025 г. ответила, как платить налог на доходы физических лиц, если физлицо – налоговый резидент России, а его работодатель – компания, зарегистрированная в Республике Казахстан. В своем ответе ФНС ссылается не только на нормы НК РФ, но и на правила международного договора между двумя странами. Разъяснение актуально для тысяч фрилансеров и удаленных сотрудников, чья трудовая деятельность физически осуществляется в России, а вознаграждение перечисляется из Казахстана.

Суть проблемы: юрисдикция налогообложения

Физическое лицо, которое провело на территории РФ не менее 183 календарных дней в году признается налоговым резидентом. Представим ситуацию, что работодателем (или нанимателем) резидента РФ выступает не российское юрлицо, а организация – резидент Республики Казахстан. Работа, например, может выполняться дистанционно из дома физического лица или из офиса на территории РФ. У работника возникают закономерные вопросы: 

  1.  В какой стране полученные доходы облагаются подоходным налогом?
  2.  Должен ли казахстанский работодатель выступать в роли налогового агента и удерживать налог по законам Казахстана или обязанность по уплате НДФЛ лежит на самом работнике, но в бюджет России?

Без понимания международного налогового права можно прийти к ошибочному выводу, что раз работодатель иностранный, то и налог платится там. Однако позиция ФНС, основанная на законе, утверждает обратное.

ФНС провела детальный юридический анализ, оценив национальное законодательство и международный договор.

Общее правило по НК РФ

Согласно ст. 209 НК РФ, для налоговых резидентов РФ, объект обложения НДФЛ – это доход, полученный как от источников в России, так и от источников за ее пределами. Обратимся к пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, которая содержит перечень доходов от источников в РФ. Положение статьи прямо указывает, что по внутреннему российскому законодательству доход, полученный от казахстанской компании за работу, выполненную на территории России, однозначно признается доходом от источника в РФ и подлежит обложению НДФЛ по установленным в стране ставкам.

Иностранная организация не является российским налоговым агентом, поэтому обязанность по декларированию и уплате налога ложится на самого работника. Такое правило четко прописано в пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ.

Таким образом, по законодательству РФ, если физлицо сотрудничает с казахстанской организацией и получает от нее доход, то на физлице лежит обязанность самостоятельного исчисления НДФЛ, подачи налоговой декларации 3-НДФЛ и уплаты рассчитанной суммы налога в бюджет РФ.

Применение международной Конвенции

Задача налогообложения таких доходов усложняется тем, что у работника может возникнуть риск двойного налогообложения. Само физлицо уплатит НДФЛ в России, а казахстанский работодатель (по незнанию) удержит налог в Казахстане. 

Поэтому, ФНС обращается к п. 1 ст. 7 НК РФ, который устанавливает приоритет международных договоров над нормами национального законодательства.

Между Россией и Казахстаном действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18 октября 1996 г. В рассматриваемом случае, Конвенция имеет преимущество над правилами НК РФ.

Ключевая норма установлена в ст. 15 Конвенции: если резидент России работает по найму в России, его доход облагается налогом только в России. Казахстан, как государство источника выплаты, права на налогообложение такого дохода не имеет.

Таким образом, ФНС дает однозначный ответ, опираясь на нормы Конвенции. Доход физического лица, полученный от казахстанского работодателя, облагается НДФЛ только в РФ.

Практические последствия и действия для работника

Если резидент РФ сотрудничает с работодателем из Казахстана, то он ежегодно обязан подавать декларацию 3-НДФЛ и уплачивать налог по прогрессивной шкале налогообложения (от 13% до 22%) со всего полученного дохода.

Если подоходный налог все же удержали в Казахстане (что является нарушением Конвенции), то ФНС России не будет производить его зачет во исполнение российских налоговых обязательств. Это связано с тем, что исключительное право налогообложения доходов от источников РФ принадлежит России, а зачета излишне уплаченного в Казахстане налога не предусмотрено (ст. 232 НК РФ).

Если подоходный налог ошибочно удержан в Казахстане, то физическое лицо обращается в компетентный орган Республики (налоговую службу) с заявлением о возврате излишне удержанной суммы, ссылаясь на положения Конвенции. ФНС России в этом процессе участия не принимает.

Также ФНС подчеркивает, что разъяснения письма носят общий характер. Для окончательного решения в конкретной ситуации необходим анализ трудового договора, где четко прописано место выполнения работы. Если в договоре указано, что работа выполняется на территории Казахстана, выводы могут быть иными.

Выводы и рекомендации

Письмо снимает неопределенности и устанавливает правило обложения НДФЛ: 

«Для российского налогового резидента, физически работающего в России на казахстанскую компанию, местом уплаты НДФЛ является исключительно РФ.»

Во избежание финансовых потерь и юридических рисков работникам необходимо:

  1.  Проинформировать казахстанского работодателя о положениях Конвенции, чтобы предотвратить незаконное удержание налога у источника выплаты в Казахстане.
  2.  Строго соблюдать российское налоговое законодательство: ежегодно декларировать доходы и уплачивать НДФЛ.
  3. Если налог удержан в Казахстане, нужно инициировать процедуру его возврата через налоговые органы Республики, подготовив необходимые документы, включая нотариально заверенный перевод трудового договора (и иных документов).

Н.Ю. Фатахова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-17-11/2406@ от 12.09.2025

Доход от казахстанского работодателя получен в России: что с НДФЛ?

Вопрос: Об НДФЛ с дохода физлица - налогового резидента РФ, полученного от иностранной организации - резидента Республики Казахстан в связи с работой по найму на территории РФ.

Ответ: Федеральная налоговая служба в связи с письмом от 16.08.2025 рассмотрела обращение от 07.08.2025 и сообщает следующее.

Налогообложение доходов физических лиц налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) осуществляется в соответствии с главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом обложения НДФЛ на основании статьи 209 Кодекса признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Перечни доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами содержатся в статье 208 Кодекса.

Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации по трудовому договору с иностранной организацией - резидентом Республики Казахстан на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса для целей обложения НДФЛ относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Таким образом, указанный доход от источников в Российской Федерации, полученный физическим лицом, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, подлежит обложению НДФЛ в Российской Федерации в соответствии с положениями Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, самостоятельно производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция).

Согласно пункту 1 статьи 15 «Доходы от работы по найму» Конвенции заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом Договаривающегося государства в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, получаемое в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве.

Таким образом, с учетом пункта 1 статьи 15 Конвенции доход, полученный физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации от иностранной организации - резидента Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой на территории Российской Федерации, облагается налогом только в Российской Федерации.

Поскольку исключительное право налогообложения указанного дохода предусмотрено на территории государства, резидентом которого является получатель дохода (на территории Российской Федерации), то с учетом положений статьи 23 Конвенции зачет уплаченного налога в Республике Казахстан не производится.

По вопросу порядка возврата налога, удержанного (уплаченного) с указанного дохода в Республике Казахстан не в соответствии с положениями Конвенции, следует обращаться в компетентный орган Республики Казахстан.

Дополнительно в отношении порядка зачета в Российской Федерации сумм налога, уплаченного физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации в иностранных государствах, сообщается следующее.

Порядок зачета в Российской Федерации сумм налога, уплаченного физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации в иностранных государствах с полученных ими доходов, установлен положениями статьи 232 Кодекса.

Так, согласно пункту 1 статьи 232 Кодекса фактически уплаченные физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения (далее - Международные договоры).

В случае если Международным договором предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 - 4 статьи 232 Кодекса.

Налогоплательщики вправе зачесть уплаченный в иностранном государстве налог в случае, если уплата такого налога прямо предусмотрена соответствующими статьями Международных договоров. При этом необходимо учитывать, что сумма налога, подлежащая зачету, определяется с учетом соответствующих положений Международных договоров. Сумма налога, заявляемая налогоплательщиком к зачету, должна быть подтверждена документами, выданными (заверенными) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства (территории), и их нотариально заверенным переводом на русский язык.

При этом, если в соответствии с Международным договором налогообложение доходов предусмотрено исключительно (только) на территории государства, резидентом которого является получатель дохода, зачет уплаченного в иностранном государстве (территории) налога не производится.

В отношении доводов об ухудшении положения налогоплательщиков в связи с изменением позиции налоговых органов сообщается, что вышеизложенная позиция в отношении порядка налогообложения указанных доходов не изменялась и соответствует нормам главы 23 Кодекса, а также положениям Конвенции.

Одновременно сообщается, что ввиду отсутствия копий документов (в частности, копии трудового договора, определяющего возникновение трудовых отношений, права и обязанности сторон, а также условия труда, в том числе место выполнения работником трудовых функций), относящихся к существу вопроса, данные разъяснения носят общий характер без учета конкретных обстоятельств и условий возникновения налоговых правоотношений.



Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК

Получите полный доступ к бератору сейчас
и на деле оцените его преимущества

Оформите заявку на подключение, мы с вами свяжемся и обговорим, когда вам удобно получить доступ.
По этой заявке за вами сохранится специальная цена при подписке на бератор.

Вверх